Авиадиспетчер отвечает на вопросы читателей Туту

Что делать, если видишь НЛО, почему люди важнее компьютеров и что значит «гаси его»

Мы все знаем, что пилоты — современные герои: поднимают в небо огромные машины с кучей живых людей и преодолевают тысячи километров за считанные часы. Но в одиночку они вряд ли справлялись бы так хорошо. Им всегда помогают авиадиспетчеры: один специалист должен держать в уме десятки бортов, следить за погодой и давлением, знать, что происходит на соседних аэродромах. 

Сегодня в рубрике «Задайте вопрос» на вопросы читателей Туту отвечает московский авиадиспетчер Глеб Макаров с 10-летним опытом работы. Спасибо за помощь и ответы ребятам из Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). Это они регулируют полеты над Москвой. 

Редактор Туту
28 февраля 2019

В чем заключается работа авиадиспетчера?

Авиадиспетчер следит за безопасностью полетов и грамотным расходом ресурсов. Диспетчеры следят за самолетом с момента запуска двигателей в аэропорту вылета, в полете и до момента заруливания на стоянку в аэропорту прилета. По сути, они так же участвуют в управлении самолетом: дают указания и рекомендации пилотам. 

Расскажите про рабочий день авиадиспетчера. Во сколько приходите, что делаете, сколько перерывов, во сколько уходите?

Наши диспетчеры работают циклами, а один цикл состоит из трех рабочих смен. Первая смена дневная: мы работаем примерно с 15:00 до 21:00 и ночь спим. Вторая утренняя, c 8 до 15 часов — тогда весь вечер и день следующего дня свободен. Третья ночная — с 21 до 8. Затем практически три дня отдыха. Всего у нас работают 6 диспетчерских смен, и этот график позволяет нашему центру обслуживать воздушное движение круглосуточно и без выходных. Перерывы в процессе работы определяются уже непосредственно от количества персонала, заступившего в этот день в смену. 

Зачем авиадиспетчеры сидят в высоких башнях, если они управляют движением с помощью компьютера?

Эти башни называются диспетчерскими вышками, они нужны, чтобы мы могли сами видеть, как маневрируют самолеты, машины, люди и другие объекты на территории летного поля. Когда рейсов много, а их много почти всегда, это еще один источник информации. Компьютер — это помощник, а не замена всего. 

Фото из архива МЦ АУВД

Почему авиадиспетчеров до сих пор не заменили алгоритмами?

Часто появляются какие-то моменты, которых не было раньше, и машине будет сложно мгновенно найти верное решение. У нас масса инструментов, облегчающих нашу деятельность, — компьютерных, информационных систем, но они лишь предоставляют информацию, на основании которой диспетчеры принимают итоговые решения.

Что делать, если ты устал — не выспался, внезапно заболел, просто не получается сосредоточиться?

Прийти на работу уставшим или невыспавшимся почти невозможно. Отдых для нас такая же большая ответственность, как и работа. Физическое состояние проверяется перед сменой на медицинском осмотре, так что уставший, больной или невыспавшийся диспетчер просто не будет допущен к работе. А если усталость накатила в процессе, я легко могу попросить перерыв и отдохнуть до полного восстановления сил и концентрации. 

Какова зона ответственности (радиус) диспетчеров аэропорта? Какова нагрузка на одного диспетчера (количество одновременно контролируемых бортов)?

Нельзя однозначно ответить на этот вопрос. Все зависит от географических границ диспетчерской зоны, конкретного сектора, на котором работает авиадиспетчер. На маршрутах, к примеру, один диспетчерский сектор может покрывать трассы длиной многие сотни километров и обслуживаться всего парой диспетчеров. При приближении к крупным аэропортам размеры этих зон, как правило, становятся меньше и над самими аэропортами могут быть около 50 на 50 километров. Все зависит от интенсивности полетов в этом районе. Количество бортов в сутки на конкретного диспетчера мы, конечно, не подсчитываем, но скажу сразу, что одновременно у диспетчеров на трассах может быть несколько десятков самолетов.

Фото: tratong / Shutterstock

Где учиться?
Лично я закончил «УВАУ ГА» в 2008 году, сейчас это учебное заведение называется УИ ГА — Ульяновский институт гражданской авиации. Я поступил учиться сразу после школы. Несколько аналогичных учебных заведений есть в Санкт-Петербурге и одно в Москве — МГТУ ГА.

Где учат на диспетчеров

В Москве — кафедра управления воздушным движением при Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА).

В Санкт-Петербурге — кафедра управления воздушным движением при Санкт-Петербургском государственном университете гражданской авиации (СПбГУ ГА).

Еще можно пройти курсы ускоренной подготовки — они занимают полтора года, требуют законченного среднего или высшего образования, хорошего английского и отличного здоровья.

Может ли человек в сорок лет переучиться на авиадиспетчера?
Я знаю точно, что в 30 лет можно переучиться на авиадиспетчера, такое учебное заведение есть в Санкт-Петербурге. Насколько я помню, там нужно иметь среднее специальное образование, и есть еще ряд обязательных условий, в том числе отличное здоровье. С подробными требованиями лучше, конечно, ознакомиться самим желающим: все индивидуально.

Как авиадиспетчеры проходят собеседования? Что спрашивают или просят сделать? Какой нужен опыт работы? Как устроиться на работу авиадиспетчеру без опыта?

Все опять же индивидуально. Если специалист молодой, сразу после учебного заведения ему, как правило, не составит труда пройти входные требования. Все будет зависеть от количества вакантных мест, но в больших центрах, таких как наш, московский, таких проблем нет. После трудоустройства будет обязательная стажировка на рабочем месте и диспетчерских тренажерах, так что уже непосредственно на предприятии опытные инструкторы обучают всем навыкам.

Фото: Belish / Shutterstock

Как понять, что ты хочешь стать авиадиспетчером? Откуда появляется эта мысль в голове?

Лично я вырос в авиационной семье, мои отец и дядя были пилотами. Отец, к примеру, летает и по сей день, так что с выбором профессии у меня не было проблем, я знал, что моя судьба — это авиация. А так как я по натуре человек, который всегда ищет что-то новое, то пилотом я быть не захотел: слишком хорошо знаю эту профессию. В поисках чего-то необычного решил стать диспетчером, о чем абсолютно не жалею.

Куда расти, развиваться, если ты авиадиспетчер? Есть ли у авиадиспетчеров свои герои, на которых можно равняться?

У нас есть классификации. После института и после стажировки на рабочем месте диспетчеру присваивается третий класс, затем идет второй и первый. Повышать свой класс можно не раньше трех лет после присвоения предыдущего (есть ряд исключений — за выдающиеся успехи в работе, к примеру). После первого класса диспетчеру может быть присвоен инструкторский допуск, допуск на старшего диспетчера или руководителя полетов. В общем, есть куда расти, особенно молодым и амбициозным людям.
А что касается героев — их, наверное, нет. Героизм подразумевает риск, которого мы себе позволить не можем. Скорее у нас есть примеры для подражания: заслуженные диспетчеры, профессионалы своего дела, наши друзья и коллеги.

Ходите ли вы к психологу, как часто и зачем?

К психологу мы ходим перед трудоустройством и при присвоении новых допусков: инструктора, старшего диспетчера, руководителя полетов. Небольшое обследование включает в себя краткую беседу и ряд тестов (обследование, кстати, такое же, как у пилотов). Это обязательное требование медицинской комиссии. Создано это, видимо, для того, чтобы в авиации работали исключительно уравновешенные, компетентные и здравомыслящие люди.

Фото: 18percentgrey / Shutterstock

Во сколько лет диспетчеры уходят на пенсию? Чем занимаются на пенсии?

С диспетчерской службы, как правило, уходят не из-за возраста, а по состоянию здоровья. У нас очень строгие медицинские критерии, и когда человек перестает им соответствовать, он оставляет должность диспетчера. Тяга к авиации, как правило, никому не позволяет уйти совсем, и люди продолжают работать в тех областях, где нет жестких требований к состоянию здоровья, — например, сотрудниками тренажерных центров или преподавателями. 

Вы не боитесь повторения истории Виталия Калоева в 2004 году?

Нет. Об этом никто не думает. Все просто делают свое дело, которое они любят, знают и умеют делать. От ошибок не застрахован никто, независимо от сферы деятельности. Да и тем более, с того времени произошла масса изменений, в том числе и технических, минимизирующих риск повторения подобной ситуации.

История Виталия Калоева

В 2002 году Виталий ждал в Испании свою семью,
которую не видел очень давно — жену Светлану, 11-летнего Костю и 4-летнюю Диану. 2 июля Светлана купила горящие билеты на рейс «Башкирских авиалиний» в Барселону. Самолет столкнулся с грузовым судном в небе над Боденским озером, погибли все — 71 человек, включая семью Виталия.

В феврале 2004 года Виталий убил Петера Нельсона — авиадиспетчера, который в день катастрофы регулировал движение самолетов. Википедия

Какими главными качествами должен обладать авиадиспетчер?

На мой взгляд, человек должен быть умным, находчивым, стресcоустойчивым. А еще уметь хорошо концентрироваться.  

Можете рассказать про самый страшный / экстренный момент в вашей работе? Какую-нибудь историю, которая показывает всю ответственность профессии.

Наверное, нет, даже не припомню. Видимо, вся ответственность нашей профессии и заключается в том, чтобы таких историй не было. А если нужны страшилки, леденящие кровь, — это к кинематографу.

Авиадиспетчерам обязательно знать английский? На каком уровне?

Английский — это международный авиационный язык. Диспетчеры в России обязаны знать его. Каждые несколько лет мы проходим тестирование, где должны продемонстрировать минимум 4 уровень английского языка по шкале ICAO (международная организация гражданской авиации). В общей классификации это что-то вроде свободного чтения, произношения авиационных элементов и почти свободного владения общим английским.

Авиационный английский

Огромное количество происшествий в небе связано с недопониманием между пилотами и диспетчерами. В  1951 году ICAO (International Civil Aviation Organization, или Международная организация гражданской авиации) впервые предложила использовать английский как универсальный авиационный язык. В 2003  была введена единая система оценки языковых навыков: она включает проверку произношения, словарного запаса, грамматики, свободного использования и другие элементы. Шесть уровней английского языка по системе ICAO

Что делать, если в диспетчерской вдруг отключили электричество? Насколько это вообще возможно?

Если вдруг исчезнет электричество, то этого никто из диспетчеров не заметит. У нас есть резервные электросистемы и, как дополнение, автономный дизельный электрогенератор, который автоматически начнет подавать электричество. Продлится это до тех пор, пока не восстановится подача электроэнергии.

Как навыки авиадиспетчера могут пригодиться в обычной жизни?

Умение вовремя концентрироваться и держать свои эмоции под контролем, я думаю, пригодились бы всем. Еще у нас есть профессиональная черта — это очень развитое чувство восприятия и понимания всего происходящего вокруг. Я, например, могу работать на компьютере, одновременно слушать, что говорят по телевизору, и слышать, чем занимается мой ребенок в соседней комнате.

Что самое интересное в вашей работе?

Все, кто работает в авиации, «обречены» любить свое дело до последнего вздоха. Наша работа — это всегда вызов, вызов самому себе и происходящему вокруг; бесконечный поиск новых эффективных решений. Ну и, конечно, огромная и дружная команда.

У авиадиспетчеров есть профессиональные словечки? Расскажите парочку. 

Есть, но они очень специфичные. Например, если мы говорим, что какой-то самолет «хорошо гребет», это значит, что у него большая вертикальная скорость набора высоты. Если один диспетчер говорит другому «гаси его», это значит, что он просит уменьшить путевую скорость какому-то самолету. Все эти фразы нужны для быстрого взаимопонимания, когда времени немного. 

Еще есть одно суеверное слово, которое, наверное, знают все. Мы не говорим слово «последний», только «крайний». Крайний полет, крайняя смена, крайнее решение.

Что грозит авиадиспетчеру, который допустил фатальную ошибку?

Не очень хотелось бы рассуждать на эту тему, но могу сказать одно, что за такие вещи диспетчеры и пилоты несут уголовную ответственность.

Авиадиспетчеры вообще не ошибаются, или есть какой-то спектр небольших ошибок, которые допустимы? Если можно, расскажите о какой-нибудь своей ошибке. 

Не бывает людей, которые не ошибаются, иначе они просто перестали бы быть людьми. У нас почти всегда есть время, чтобы подправить свое решение, есть коллеги, работающие плечом к плечу, есть автоматизированные системы, которые в определенной ситуации могут просигнализировать об ошибке, — в общем, многократная перепроверка каждого решения.

Фото: Alla Khananashvili / Shutterstock

Каким голосом должен говорить авиадиспетчер? У вас есть какие-то курсы постановки голоса?

Конкретных критериев нет, только по скорости речи, не более 100 слов в минуту, чтобы слишком быстро не говорили, иначе пилоты рискуют что-то пропустить или не понять. Ну и, конечно же,  речь должна быть понятной и без каких-либо ярко выраженных дефектов.

Вы когда-нибудь видели неопознанные летающие объекты?

Нет, а даже если бы видел, то вряд ли кому-то бы об этом сказал. Все-таки прохождение врача-психолога никто не отменял. 

Бывают ли пробки в воздухе, и если да, то как их разруливать?

В привычном представлении нет, все-таки пробка — это когда все стоит, а самолеты так не могут. У нас бывают часы высокой интенсивности полетов, когда воздушное пространство изобилует самолетами. В таких ситуациях мы их упорядочиваем, выставляем приоритеты и заводим на посадку по очереди.

Какой аэропорт самый сложный для авиадиспетчеров и почему?

Сложность может зависеть как от высокой интенсивности полетов, так и, к примеру, местных особенностей. Небольшой горный аэродром в силу своего расположения и особенностей может быть сложней для работы, чем большой международный аэропорт.

Есть ли у диспетчеров какая-нибудь профессиональная мечта? Например, я художник и мечтаю проиллюстрировать книгу сказок. А у вас есть что-то похожее?

Наверное, нет. Только общечеловеческие желания, вроде спокойной работы, любящей семьи и благополучия.

Бывают ли спорные ситуации? Приведите пример, пожалуйста.

У нас бывает масса ситуаций, у которых есть несколько решений. Мы работаем парами, советуемся, общаемся и принимаем самое эффективное в этой ситуации решение.

Бывают ли сложности в общении с пилотами?

Изредка бывают моменты недопонимания, вызванные тем, что пилоты видят какую-то ситуацию иначе и, соответственно, не до конца уверены в том, что наше решение самое эффективное. Но они ВСЕГДА следуют нашим инструкциям и доверяют нашему решению. 

Есть ли в вашей профессии романтика? В чем она?

Я думаю, романтика есть в любой профессии, нужно лишь ее разглядеть. Все авиаторы любят небо, любят эти многотонные машины, взмывающие в небо, с легкостью самых проворных птиц, любят управлять этим процессом. Авиация сама по себе — большая романтика. Небо отвечает взаимностью только тем, кто к нему относится уважительно. 

Что касается различных веселых историй, то они слишком специфичны. И у людей, не имеющих к авиации отношения, улыбку вряд ли вызовут. А наша работа состоит в том, чтобы вселять в людей уверенность и безмятежность, дарить наслаждение таким чудесным и удивительным процессом, как полет на огромной высоте и скорости к самым отдаленным уголкам земного шара.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку

Ещё больше пользы