Автоматизация аэропорта в HEL

Хельсинки-Вантаа — один из лучших аэропортов Северной Европы по рейтингу Скайтракса. Именно туда приходит мемичный рейс из Сингапура SIN -> HEL.

Система трекинга пассажиров. Видно, кто в какой очереди, сколько времени стоит, из какого сектора пришёл и так далее.

Сергей Абдульманов

Путешествия и здравый смысл

В прошлый раз я рассказывал про Finnair. HEL — их базовый аэропорт, и они очень плотно интегрированы. Пример — сверхкороткие транзиты по 35 минут (40 через границу), которые требуют дико отлаженных процессов и современной техники как для пропуска всех пассажиров, так и для того, чтобы успеть обработать весь багаж и почти ничего не потерять.

Мы, по ходу, одни из первых, кого вообще пустили снимать в подземном царстве багажа, поэтому пошли покажу, что там творится. Заодно посмотрим на рабочее место диспетчера на контроле безопасности и поговорим про автоматизацию. Там есть пара ноу-хау.

Для меня же самое прекрасное в HEL — это атмосфера какого-то невероятного спокойствия и расслабленности. Матти, продакт-овнер аэропорта, сказал просто:

— А! Это мы проигрываем шуршание листьев и пение птиц, но очень-очень тихо.

Прислушался — и правда, проигрывают. На пределе чувствительности.

Коротко

HEL — отличный транзитный аэропорт для пересадки на межконтинентальный рейс или для пересадки на европейского лоукостера. Из Москвы и Петербурга до Хельсинки ходят поезда «Лев Толстой» и «Аллегро». Можно ехать через город, а можно выйти на Тиккуриле и пересесть на электричку. Уже знакомый вам перевозчик «Люкс Экспресс» тоже делает остановку на аэропорт.

Строили к олимпийским играм 52-го года в Финляндии. В 1973 году ввели проверки безопасности по международными рейсам, в 1978 году уже по всем, потому что на борт поднялся мужик с оружием и захватил самолёт. Тогда Finnair выплатила выкуп, а через день мужика арестовали.

Сейчас аэропорт расширяется и перестраивается на перспективу, потому что трафик узла растёт. 50 авиакомпаний, два соединённых терминала (можно получить маршрут пешком под два километра внутри здания) и грузовой терминал рядом.

От Хельсинки до порта 17 километров. Не могу точно сказать, как выбиралось место, но, скорее всего, речь о собственном достаточно большом участке, где никого не было. Как и везде в Финляндии, внизу аэропорта огромная гранитная плита за очень тонким слоем почвы. На курсовых углах нет озёр (то есть нет проблем с птицами). Добраться можно городскими автобусами (зона ABC), рейсом аэропорт-вокзал (дороже, но без остановок) и поездом. Лучше всего именно поездом, потому что на него тоже действует билет на транспорт внутри города зоны ABC. Внутри часто ходят контролёры.

Интересного в аэропорту много, но три главные вещи — это организация отдыха, обработка багажа и автоматизация безопасности. Про них и поговорим.

Безопасность

Пассажиры с разных рейсов попадают вот в это место (это развёртка 180-градусной панорамы). Ближе к центру видно холл, откуда люди идут прямо от телетрапа, справа — лестницу от остановки автобусов. Дальше вам в центральные зелёные проходы (слева на панораме). Сбоку от них — выходы в эту зону к телетрапам и автобусам. То есть все пассажиры в одном месте.

Но есть особенность:

Два турникета отрабатывают только на рейсы на короткой стыковке. Над ними пишутся номера этих рейсов, когда они есть. То есть можно пройти не со всеми, а по ускоренному пути.

Вот эти шайтан-машины нужны для сканирования обуви, когда у вас нет времени её снимать:

В сканер гоняют не всех подряд, а только тех, кто запищал на металлодетекторе. Поэтому если вы не забудете выложить наушники, пройдёте очень быстро:

Каждый лоток имеет собственную метку. При постановке в сканер считается метка лотка, затем лоток заезжает в интроскоп и наступает интересное.

Обычная схема такая: на месте сидит человек, который пристально вглядывается в экран и старается найти там что-то подозрительное. В развитых системах ещё есть стандартные шаблоны для поиска на картинке подозрительных предметов (где-то нейросети и распознавание образов, где-то большая доля металла или органики, где-то вообще жёсткие правила). Тут картинка уезжает сразу на удалённый сервер, где по ней прогоняются все распознавалки. Плюс смотрят удалённые операторы. Плюс (это уже моя гипотеза) снимков тут не один, если всё устроено так же, как на багаже — то есть можно получить несколько ракурсов или даже слоёв.

Вот рабочее место руководителя смены:

Сейчас на нём сидит Матти, ПО аэропорта (что-то вроде директора по развитию). Мы в промежутке между рейсами, и он как раз показывает интерфейсы и статистику:

По всему аэропорту натыканы камеры. К ним прикручено нормальное распознавание людей (обезличенное, мы же в GDPR-зоне). Дальше данные о людях визуализируются на карте. Люди раскрашиваются по своим статусам. Можно посмотреть время ожидания, средние показатели в каждом месте и так далее. Нельзя выделить опаздывающих лично (это ПД), но можно — потоком. Всё пишется в лог — можно восстанавливать события за любое время. Из исторических разрезов строится планирование и много чего ещё вплоть до стратегических решений по аэропорту.

Пример последнего улучшения. Китайцы теряли очень много времени в попытках найти горячую воду для термосов. Поставили кулер.

Экспериментируют с ассистирующим роботом. Предполагается, что он будет помогать людям найти выход на посадку или ещё что-то подобное. Он умеет делать видеозвонок с оператором, если надо. И не наезжает на людей, кошек и собак. Проблема в том, что он беззащитен перед детьми (открутили как-то камеру) и не умеет правильно обрабатывать ситуацию, когда ему целенаправленно мешают луддиты.

Отдых

Вы почти точно не пропустите зал с огромным длинным экраном, лежаками и звуками природы:

В нём есть две особенности. Во-первых, когда вы заходите, у вас под ногами образуются водовороты листьев от проектора:

Около первого из них можно вызвать системное меню, если приложить руку к стене — и переключить ролик, либо почитать про то, что там в контенте. А дальше будет огромная пустая стена из дерева. На ней можно водить руками и будут разбрасываться листья:

На фото Марина из российского представительства.

Узнать про это можно только случайно, если вести пальцем по стенке. Говорят, когда в первый день после внедрения это обнаружили дети, радости не было предела.

Датчик с краю кронштейна.

На втором этаже общего зала (до паспортного контроля на вылет) есть кластер мест для сна:

Есть такие же для работы:

Вайфай везде бесплатный, быстрый, и не задаёт тупых вопросов на стартовом экране. Один раз надо согласиться с правилами — и всё.

Весь аэропорт выдерживается в спокойной деревянно-серой стилистике. Вот отличные шторы:

А вот кафе:

Это потому что у аэропорта есть свой дизайн-код, и люди должны сразу чувствовать себя в Финляндии.

Аэропорт тихий (без голосовых объявлений), если очень надо — есть пуши даже на часы в приложении Finnair и есть приложение аэропорта с пушами. Но вообще тут очень удобная навигация и очень много информирования, поэтому потеряться или забыть сложно. Надписи на основных языках авиакомпаний, включая русский.

В этом зале сохранён паркет 60-х годов.

Туалеты чистые.

Для меня как для пассажира удобство началось почти сразу — на оборотной стороне экрана, показывающего номер выхода (для тех, кто ищет свой), написано местное время (для выходящих из самолёта).

Розница равномерно размазана по всему зданию, без ресторанных двориков и островков чего-то отдельного. Можно ходить куда угодно и ничего не пропустить. На конкретно этом месте стоял домик, где жил ведущий ТВ-шоу, проверявший, можно ли просуществовать в аэропорту два месяца.

В бизнес-залах тихо и зелено. И да, в бизнес-зале Finnair есть бар и сауна.

Прямо на выходе в общую зону с рейса есть обычный продуктовый магазин. Там очень дешёвые зубные щётки, паста, шампуни и карельские пирожки на случай, если вы проголодались. На выезде опытные сотрудники авиакомпании брали там солёного лосося.

Обработка багажа

Когда вы сдаёте сумку, она тут же отправляется в подземное царство. В итоге должны получиться вот эти тележки, которые подцепит «головастик» и потянет к самолёту:

Тут часто метели, поэтому есть штука, чтобы укрывать от них.

Что и как будет с тележками — аэропорту не очень важно. Потому что с ними работает чей-то хендлинг (аутсорс или авиаперевозчика). Но вот скомплектовать тележку правильно — это целый квест. Представьте рейс на Нью-Йорк из Финляндии:
Нужно обработать очень дофига сумок штатно
Посадить пассажиров с трансферами 50 и 40 минут, проверив их багаж и положив его в тележки вовремя.
Обработать кота, огромный телевизор, хоккейную снарягу, растение и библиотечного робота.
Кому-то поплохеет между трансферами и он попросит свой чемодан с лекарствами.
За 15 минут до рейса найдётся пьяный герой, которого надо будет снять. То есть придётся выгрузить весь багаж, вынуть его сумку, проверить всё заново и снова загрузить (на самом деле нет).

Все сумки заезжают в лабиринт:

Получают лотки:

Въезд в систему под уклоном. Этот уклон определяет максимальную массу единицы багажа. Ограничение авиакомпаний на 10 килограммов меньше фактических возможностей ленты:

Вся эта система — компоновка из модулей нескольких типов:

Каждый модуль включается при получении багажа, двигает его на пару метров и выключается. Вот стык:

Заявлено 10-15 лет наработки на отказ при нормальном обслуживании. Кстати, на обслуживание система не останавливается, поскольку аэропорт не спит, а просто маршрутизируется чуть иначе в обход регламентного места.

Багаж можно потерять по трём причинам:

  1. Не успели загрузить из-за долгой проверки (например, рассмотрения вручную какой-то хитрой штуки, когда вы рассчитывали пересесть за MCT).
  2. Неверно распознали бирку и отправили не туда.
  3. Зацепился за один из вот этих стыков или углов. Два лучших способа зацепа — это или оставить болтающиеся лямки рюкзака, или же завернуть багаж в несколько слоёв упаковки из полиэтилена. Пластик имеет свойство цепляться где угодно, багаж липнет на поворотах, дёргается и радостно выпрыгивает наружу.

Для ускорения просмотра багажа попытались минимизировать процедуру вызова пассажира к «Аааа, что это у вас?». Рентгеновские установки делают послойный рентген (это как КТ), и операторы вместе с роботами (которые тоже не здесь) могут очень точно разобраться, что же у вас там внутри. Если возникают сомнения — судя по брошенной фразе «у нас есть ключи почти ко всем чемоданам в мире», в службе работает опытный медвежатник. Ну а если багаж был упакован — упаковка режется, чемодан открывается, закрывается, но не переупаковывается. В принципе, так много где.

Для распознавания бирки поставили ячейки с кучей камер, снимающих сумку даже снизу.

92-96 процентов бирок распознаётся автоматически с минимальными FRR/FPR. Остальные бирки или замятые так, что кусок не видно, либо запали куда-то в складки сумки, так что камеры не достанут. Такая сумка автоматически маршрутизируется до пункта ручной верификации.

Ну а про выпрыгивания сумок с ленты просто — во всём лабиринте стоят камеры, которые тоже умеют распознавать ситуации, когда багаж пошёл не туда, куда было надо. Поэтому в этом подземелье и есть свет: надо ходить и поднимать сумки, и реже — обслуживать модули.

Тут 15 километров конвейера, и кроме основных маршрутов есть ещё резервные на случай поломок.

А вот это накопитель до загрузки на тележки:

Как видите, каждая сумка хранится отдельно. Обратите внимание на вот эту рамку:

Она берёт лоток с ленты и несёт в библиотеку. Примерно как современные автоматы по продаже бутылок с лотком. Технология была отработана ещё на музыкальных автоматах с пластинками для баров. Так вот, если кому-то понадобится сумка во время пересадки, или если кого-то нужно будет снять с рейса, рамка просто вытащит из хранилища одну конкретную сумку и отдаст её наверх. Всё. Так что помните, когда кто-то пишет про инновационный автоматический склад с роботами — тут он уже работает. Несколько лет. Не так, как можно было ждать, но работает.

Когда багаж приезжает в систему, он тоже проходит часть маршрута. С бирками внешенгена — проверяется и едет на выдачу. С бирками внутришенгенского полёта — просто едет на выдачу.

Ну а негабаритный багаж, животные и прочее — руками.

Метрики:

  • 5 секунд на распознавание ручной клади пассажира, 7 минут на проход 500 пассажиров через КПП.
  • Критическое время ожидания у пограничников — 15 минут (это робастная величина, есть выбросы с накосячившими).
  • Багаж на рейс внутри шенгена — 2 минуты внутри системы (без выгрузки-погрузки). Внешний рейс — около 15 минут.
  • На критичный трансфер открывается дополнительный коридор на КПП и самолёт имеет приоритет по парковке к телетрапу близко к центру аэровокзала.

Всё. Спасибо Матти Лехто (HPD, ближайшая русская должность — директор по развитию аэропорта) и Майе Илвонен из пресс-службы HEL.

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Заставляет задуматься, а для чего мы вообще путешествуем
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы