Автостопом по Узбекистану

Люди пустынь в работах Ивана Гущина
10 октября 2018

Иван Гущин снимает для «Яндекса», «Кока-Колы» и других больших компаний, но в свободное время любит трэвел-истории.  И если раньше это были захватывающие дух пейзажи, то теперь на фотографиях люди.

«Места пересняты всеми на свете фотографами, а люди, которые с тобой, — они только с тобой. И с вами ситуации, в которые попадаете только вы».

В 2013-м мы с друзьями проехали Узбекистан от Нукуса и Аральского моря до Ферганской долины. Ещё не было жарко, но уже появлялись клубника и черешня. Однажды местные ребята-фермеры просто привезли нас в клубничное поле и предложили набрать столько клубники, сколько захотим, а затем повторили это с черешневым садом. И таких историй очень много: Узбекистан — самая гостеприимная страна, в которой я когда-либо был. Особенно это чувствуется в маленьких городках.

Вид на Бухару. Фото: Иван Гущин

Эта поездка началась с задержки рейса в Нукус и с вопроса на таможне: «А вы вообще куда и что там делать собрались, в этом вашем Узбекистане?».

Прилетели поздно ночью, и гостиница, по доброй узбекской традиции, уже была закрыта. Нашли сторожа, который не понимал, чего мы от него хотим, но умудрился заселить нас в номер для местных дальнобойщиков, в сыром подвале.

Нукус. Фото: Иван Гущин

Первые пару дней мы катались на джипах по дну Аральского моря и купались в очень солёной луже, которая осталась от этого моря. Не просто очень солёной, а жутко солёной. Такой солёной, что после купания пришлось соскребать с себя слои соли.

Хива. Фото: Иван Гущин

На заправках всегда были огромные очереди из машин, потому что бензина на всю страну остро не хватает. Большинство местных ездят на газу, и на дорогах не встретишь дорогих машин: в основном это советские Жигули, Daewoo и Шевроле местного производства.

Ферганская долина. Фото: Иван Гущин

Очень люблю рынки, особенно азиатские — это всегда очень живая и настоящая история. В городке Хива утром ходили как раз на такой. Хива вообще очень живой, кипящий город. Дети бегают по улицам, женщины готовят хлеб в тандырах.

Хива. Фото: Иван Гущин

В Бухаре решили залезть на осветительную мачту стадиона. Нас заметили, но мы невозмутимо продолжили забираться: спускаться в таких ситуациях — глупое решение. Встретили там закат и слезли обратно, прямо к охранникам. Были готовы к ругани и разборкам, а всё закончилось мирным разговором «кто, откуда, зачем». Всегда бы так.

Ещё в Бухаре повторилась история с гостиницей. Пошли снимать звёзды, а когда вернулись в отель, он был закрыт. Внутри спал друг, но ему дозвониться не получилось. В итоге заснули на лавках, а часов в 5 утра нас запустила внутрь немецкая съёмочная группа, которая уходила из гостиницы что-то снимать.

Нукус. Фото: Иван Гущин

Единственные негативные эмоции — от таксистов. В Узбекистане принято набивать машину доверху, даже если пассажиры между собой незнакомы. Сейчас я бы вообще не поехал там на такси, только автостопом через всю страну — работает безотказно, и можно здорово сэкономить.

Хива. Фото: Иван Гущин

Третий по величине город Узбекистана, Самарканд, я запомнил только пробитой до кости ногой: шёл и по пути что-то снимал, поэтому не заметил большой штырь, который торчал из земли. Еле нашли перекись водорода, чтобы промыть ногу. В итоге решили не задерживаться в городе и уехали на следующий день. Хотя, может быть, чего-то не поняли.

Столица, Ташкент, — ещё скучнее. Настолько скучный город, что даже местные пацаны не смогли нам рассказать, чем они все занимаются вечером. Настолько скучный город, что перед самолётом мы пошли играть в боулинг, чтобы хоть как-то убить время. Но центр плова навсегда останется в моем сердце.

Аральское море. Фото: Иван Гущин

Муйнак. Фото: Иван Гущин

Мой совет всем, кто едет в Узбекистан: уезжаете подальше от Самарканда и Ташкента — чем дальше, тем лучше, там самый сок. И совсем круто, если получится отправиться туда осенью: как раз спадёт летняя жара и начнётся сезон сладких арбузов и дынь.

Больше фотографий в Instagram автора.

Этот материал был вам полезен?

Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку