Что происходило с транспортом за последние две недели

Следим за развитием ситуации в сфере перевозок

Сейчас мы все столкнулись с проблемой, для которой пока не придумано идеальных решений. Решать поступающие задачи приходится без подготовки. Одно из главных преимуществ в этой ситуации — максимум информации о происходящем. Сергей подробно рассказывает  о событиях двух последних недель в тревел-мире.

руководитель специальных проектов Туту

По всей стране был объявлен «режим нового года» — неделя выходных с работающими аптеками, магазинами и транспортом. Потом он плавно перешел в режим чего-то непонятного, а потом в режим самоизоляции.

Основные события:

  • С 27 марта приостановлено все международное пассажирское авиасообщение, кроме чартерных рейсов для эвакуации жителей России из других стран. Наземные границы тоже закрыты. Есть информация о возможном существенном снижении пассажирских перевозок самолетами. Есть данные о продолжении полетов Аэрофлота и о том, что они начинают ставить борта на длительное хранение.
  • Иностранцев не принимают в России до 1 мая.
  • Населенность поездов уменьшилась, РЖД отменила 20 поездов (еще 53 отменит с 7 апреля) и еще с десяток пустила реже. 
  • Победа прекратила авиаперевозки с 1 апреля до конца мая.
  • Власти попросили BlaBlaCar приостановить все поездки. Машины обеспечивают связность с мелкими населенными пунктами, где нет другого транспорта.
  • Карелия — первый регион, остановивший общественный транспорт.
  • Появились обновленные рекомендации Минздрава, в Приложении 2,3 подробная схема лечения лопинавиром и ритонавиром

Фото: Shutterstock

Что происходило в момент закрытия границ — со слов путешественников

Мы провели исследование, опросив 152 человека из тех, кто либо недавно вернулся из иностранных поездок, либо сейчас находится в закрытых или закрывающих границы странах.

Люди не понимали, отменят ли рейс, надо ли искать «объездные пути», чтобы добраться до дома. Не хватает данных, что делать в такой ситуации. На практике посольства реагируют по-разному, чаще — шлют к авиакомпаниям. Рейсы отменяются неожиданно, часто до закрытия границ. В текущей ситуации многие еще во время отдыха покупали дорогие билеты домой и улетали.

Если люди попадают в карантин в чужой стране, они вынуждены самостоятельно искать и оплачивать жилье, еду. Туристы объединяются в чатах, пересылают друг другу информацию, которую удается найти, варианты экономичного жилья и так далее.

«Цены взлетели в три раза, причем это происходило на глазах: только начинаю оформлять билет… срывается заказ, и цена сразу растет. Мы звонили в посольство, советовались, что делать, спасибо хоть за моральную поддержку. Я думала, у меня взорвется голова».

«Надо вернуться в Москву, а как уехать не знаю. Звонил в посольство России в Молдове. Они ответили, — это ваши проблемы, следите за новостями».

«Добавились в чат для соотечественников, которые не улетели из Марокко, — иногда там поступают предложения объединяться, чтобы вместе снимать жилье за более-менее приемлемую цену».

В аэропортах часто была лютая толпа, давка, очереди и часто — паника. Все спешно вводили меры предосторожности как умели. Кое-где не пускали на рейс гражданина страны отличной от страны назначения. В этой ситуации деньги не возвращались, потому что рейс не был отменен.

Что делали прилетевшие в Россию?

«Сижу на карантине. Самочувствие пока нормальное, анализов никто не делает пока и не предлагает. Пришла смс от DIT_MOS с уведомлением что надо сидеть дома, если что — обращайтесь к врачу. Больше ничего, в любом случае у нас весь офис отправили на домашнюю работу. За теми, кто сидит на карантине, следят с помощью камер единой московской системы, кого «отфотографировали» по прилету, а так же с помощью биллинга сотовых операторов по перемещениям мобильного телефона, насколько мне известно.»

Заключение социолога (да, у нас в Туту есть свой социолог): Большинство серьезно отнеслись к рекомендациям карантина, говорили о своей ответственной позиции, — не хотели заражать родных и друзей, «пугать коллег» на работе. В зарубежных поездках, где действует строгий карантин, люди боялись его нарушить, чтобы самим не заболеть и не нарваться на штрафы и местную полицию. 

Что с этим сделали?

На «той стороне» из-за закрытых границ застряло несколько десятков тысяч граждан РФ (есть оценки до 100 тысяч человек). Минтранс обязали проработать меры по их возврату. Возвращать действительно стали, например«С 18 по 22 марта из Черногории в Россию рейсами российских авиакомпаний «Победа», «Сибирь» и «Аэрофлот» улетели 1344 человека, сообщили в дипмиссии. Ранее официальный представитель МИД РФ Мария Захарова предупредила, что россияне, которые не подадут информацию о себе в посольства и консульства до 14:00 26 марта, когда закрываются списки на оказание помощи в возвращении, должны будут самостоятельно искать пути, как добраться домой».

Одной из мер стал борт «Победы» до Дубая, которому не разрешили сесть в ОАЭ.

Еще поручение: «Минкомсвязи России организовать создание системы отслеживания граждан, находящихся в контакте с больными новой коронавирусной инфекцией, на основании сведений сотовых операторов о геолокации сотового телефона конкретного лица… Срок – до 27 марта 2020 года». 

Скриншот: Youtube / Застрявшие за границей: чья это проблема? / Редакция

Настроения у пассажиров сейчас:

  • Оказываются от оплаченных поездкок: сдают билеты, туры, отменяют брони в гостиницах, зачастую теряя потраченные деньги.
  • Не могут планировать свой отпуск ни на ближайшую, ни на дальнюю перспективу.
  • Растеряны, не понимают, состоится ближайшая запланированная поездка или нет.

Напоминаю, актуальную информацию по возвратам-обменам-карантинам мы собираем вот здесь.

Что еще произошло?

  • В Китае закрыли новый округ на карантин, потому что возможна вторая волна инфицирования.
  • Теперь можно самостоятельно подать заявку на оформление электронного больничного листа для самоизоляции.
  • Яндекс сделал прекрасный измеритель самоизоляции.
  • Мошенники переключились с уже привычного «Это служба безопасности банка, совершали ли вы перевод на сумму 3715 рублей на имя Иванова И.И?» на схему фальшивого возврата денег за билеты.
  • Люди поехали на выходных (до ввода карантина во многих городах) жарить шашлыки. Участилось количество возгораний травы. Вот пример«В Воронежской области в первый день коронавирусных каникул случилось 118 пожаров».
  • В Казани ввели систему SMS-пропусков.

Как это выглядело со стороны Туту

С одной стороны на выходе из карантина количество путешествий увеличится. С другой, много кто из перевозчиков этот период не проживет, плюс отсутствие туристов в течение месяца схлопнет многие экономики, привыкшие полагаться на приток людей.

Самый большой риск сейчас с точки зрения пассажира — это купить билет у авиакомпании, которая внезапно разорится. Поскольку мы  не метапоиск, а полноценное онлайн-тревел агентство, в наших интересах не платить тем компаниям, кто балансирует на грани. У нас есть механизмы, которые на основе данных GDS, инвенторных систем и еще ряда источников позволяют определить «температуру» авиакомпании. В мирное время вы это не видите, мы просто не продаем билеты некоторых стремных компаний. Это в первую очередь защита собственных финансовых интересов, поскольку если авиакомпания помрет, то возникнет цепочка долгов и претензий клиентов. Мы продолжим заранее выключать из поиска те компании, по которым есть риск разорения.

У нас есть услуга «100% возврат», которая позволяет за небольшую доплату преобразовать любой билет любой авиакомпании или поезда в полностью возвратный. Если вы не смогли поехать по любой причине, то можно получить назад все деньги без вопросов. Так вот, на время закрытия границ рассчитываемая автоматически комиссия за такую магию стала сопоставима со стоимостью билета (из чего можно сделать выводы, что алгоритмы оценки рисков правильные), и мы ее отключили на многих направлениях авиа и везде по железной дороге. Скоро вернем, и можно будет покупать билеты, не опасаясь, что вам их не обменяют или не вернут. 

За прошлую неделю мы упростили возвраты через мобильное приложение и переработали часть интерфейсов, чтобы сценарии возврата были проще, а сами кнопки заметнее. Там, где мы могли превентивно сделать возврат, не дожидаясь обращения пользователя (отмены рейсов и закрытие границ), продолжили сразу возвращать деньги — но таких ситуаций стало существенно меньше, около 8 сотен за неделю.

И, конечно, мы призвали наших клиентов оставаться дома:

За последнюю неделю спрос на авиа продолжил падать. Международка отошла почти вся, это единичные продажи каждый день: она практически закрыта, только в исключительных случаях можно улететь. Активно продолжаются отмены рейсов, в том числе перелеты по России. По-прежнему идет большая нагрузка на КЦ, команды помогают настраивать автоматизацию. Растут риски закрытия авиакомпаний.

Автобусы — резко упали поездки из Москвы и в Москву, теперь там около трети от былого трафика.

Электрички — пассажиропоток по нашей оценке рухнул в 3 раза, при этом посещаемость нашего расписания за последнюю неделю уменьшилась на считанные проценты.

Актуальные статусы закрытия границ для перелетов можно смотреть вот здесь. Поезда тут. Ну и ещё раз ссылка на актуальную информацию по возвратам-обменам-вирусу-карантинам

Оставайтесь на связи, сюжет внезапно стал интереснее, чем в фильмах.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы