Что происходит с путешествиями прямо сейчас — и как защититься в транспорте

Полезная информация, которая поможет подойти к планированию путешествия с холодной головой

Мы рекомендуем по возможности отказаться от путешествий в этот сложный период, но если ехать необходимо, обязательно прочитайте наш материал, который поможет вам принять правильное решение. Рассказываем, как следят за безопасностью на разных видах транспорта и как вернуть билеты, если вы все-таки решили не ехать.

руководитель специальных проектов Туту

Безопасность на транспорте

Если вы куда-то решили поехать, то помните:

  • Если больной кашлянул или подышал, то из него выходят мелкие капли воды, которых не видно. Они висят в воздухе и оседают на всех предметах вокруг. Эти капли достаточно крупные чтобы частично задерживаться масками, хотя для врачей в зоне заражения рекомендуется использовать респираторы класса N99 (FFP3). Но они заведомо работают в зоне большего риска. То есть в ситуации, когда рядом кто-то кашляет, обычные маски, шарф или воротник рубашки тоже могут помочь, но сильно полагаться на него не стоит. Если цитировать исследование, то «homemade mask should only be considered as a last resort to prevent droplet transmission from infected individuals, but it would be better than no protection». Рекомендации ВОЗ куда более свободные.
  • Капля в глазу примерно в течение получаса (пока не высохнет, срок оценочный, зависит от кучи обстоятельств) может быть смыта при умывании. Безопасная дистанция — 4,5 метра от кашляющего. Отбегать помогает, только сразу закрывайте лицо. Потом мыть руки и умываться.
  • Эти капли высыхают на полу, столе, стенах и где угодно еще. Образуются частицы пыли с вирусными частицами, они подхватывается потоками воздуха и разносятся вокруг. От этого маски помогают плохо, и это не очень опасно, так как концентрация вирионов невелика. Лучше всего от этого помогает влажная уборка с дезинфицирующим средством.

Фото: Shutterstock

В среднем в апреле сейчас в поезде около 220 человек, в самолете 150, в автобусе 40-50. Это наша примерная оценка.

В поездах уборка делается регулярно.

Вот из письма железных дорог:

«В наших поездах проводится обработка с применением дезинфицирующих моющих средств, активных в отношении вирусов, как до, так и после каждого рейса. При этом особое внимание уделяется дверным ручкам и столикам. В вагонах размещены памятки по мерам, которые стоит предпринимать, чтобы избежать заражения. Наши сотрудники также проходят специальный инструктаж, работают четко и слаженно, чтобы путешествие прошло комфортно.»

В самолетах уборка теперь делается каждый цикл перед посадкой пассажиров (это протокол полетов в опасные страны). ВОЗ вместе с IATA обновила требования.

Из письма Победы:

«Если вы летите рейсом Победы, вы можете быть абсолютно уверенными в безопасности на борту: фильтры в наших самолетах способны задерживать вирусы с эффективностью 97–99,97%! Воздух в салоне рециркулируется через специальные санитарные HEPA-фильтры (НЕРА filter — High Efficiency Particulate Air Filter), именно такая система установлена в операционных и других медицинских помещениях, требующих высочайшего уровня чистоты. Кроме того, мы ввели дополнительные меры по дезинфекции салонов, и наши бортпроводники каждый день проходят тщательный медицинский контроль.»

В автобусах как повезет, единых стандартов нет.

Самый опасный вид транспорта сейчас — стоячие электрички, включая метро. Двигайтесь только в масках, не трогайте лицо, не трогайте ничего вокруг из предметов, а еще лучше выбирайте такси, мотоцикл или верного боевого ишака.

Система вентиляции в поезде устроена примерно так. Рисовала Ш.А.Г.

Это значит, что в одном плацкарте или купе очень высоки шансы заразиться от соседа, если он болеет, и низкий — от других людей в вагоне. Заклеивать вентиляцию не надо, вирус по большей части осядет по дороге.

Вот загрузка вагонов на прошлую неделю:

  • купе — 67%
  • люкс — 47%
  • плацкарт — 73%
  • мягкий — 37%

Это значит, что в СВ и мягком должно быть безопаснее всего. Мягкий — это где, фактически, индивидуальные купе. Или если можете выкупить все места в купе — стоит задуматься об этом.

Около кондиционера вагона (или кондиционеров) расположены блоки УФ-ламп, через которые прогоняется воздух, поэтому в конце цикла происходит очистка. Питьевая вода в системе тоже идет через УФ. В самолёте вентиляция устроена похожим образом (тоже идет примешивание забортного воздуха и прогон через дезинфекцию), но нет частных объемов вроде купе.

Туалеты опаснее общего объема (судя по опыту замеров концентраций в больницах в Китае).

По автобусам есть исследование из Китая — медики взяли записи с камер наблюдения и выяснили места, на которых сидели люди, заразившиеся от одного больного. Во-первых, заразились не все рядом с больным. Во-вторых, после 4,5 метров никто не заражался. В-третьих, один человек заразился через полчаса после того, как больной вышел (контактно). Российские перевозчики сейчас моют автобусы и применяют другие меры безопасности, но их очень много различных, поэтому какого-то общего протокола нет. Оценивайте перед посадкой.

Основной симптом — сухой кашель. Не стесняйтесь покидать автобус на ближайшей остановке, если кто-то кашляет. Отодвигайтесь. Мойте руки.

Безопасно пить горячие напитки и есть горячую пищу: при +56 вирус живет не более 10 минут, а под УФ-излучением две (в исследовании речь про прошлый штамм, но эти свойства должны быть почти одинаковы). Но саму посуду нужно сначала обработать, прежде чем прикладывать к голове.

Вот тут у ВОЗ собрана часть мифов про борьбу с вирусом, очень занимательно. И это, вирус нельзя вылечить антибиотиками (потому что вирус, черт побери!), клиническая противовирусная эффективность гречки не доказана, туалетную бумагу раскупали в Китае, в частности, потому что она отлично подходит для масок, когда ты бедный китаец.

Лучше прочитать меры ВОЗ, вот выдержка оттуда:

«На основании имеющихся фактических данных можно сделать общий вывод о том, что введение ограничений на перемещение людей и товаров в периоды чрезвычайных ситуации в области здравоохранения в большинстве случаев не является эффективной мерой и может отвлекать ресурсы от других мероприятий. Более того, ограничения могут приводить к сбоям при доставке необходимой помощи и оказании технической поддержки, нарушать деятельность хозяйствующих субъектов и иметь негативные социально-экономические последствия для затронутых ими стран. Вместе с тем в некоторых обстоятельствах меры по ограничению передвижения людей могут временно иметь полезный эффект, в частности, если соответствующий район не имеет активного сообщения с зарубежными странами и в недостаточной мере подготовлен к реагированию на вспышку.

Введение значительных ограничений на международные перевозки может быть оправдано в начале вспышки, поскольку может дать странам необходимое время для оперативного принятия эффективных мер по обеспечению готовности, даже если речь идет только о нескольких днях. Такие ограничения должны вводиться только на основании тщательной оценки риска, быть соразмерными риску для здоровья населения, действовать непродолжительное время и регулярно пересматриваться по мере развития ситуации».

Ситуация с нашей стороны — как сервиса путешествий

Для нас все началось с выхода эпидемии за пределы Китая и попадания в Европу. Был короткий промежуток, когда границы еще не были закрыты, но людей уже проверяли пирометрами. В этот момент авиакомпании понемногу отменяли рейсы.

Две недели назад мы решили, что безопасность дороже, и сняли всю рекламу, которая может подтолкнуть к путешествиям, и попросили об этом же партнеров. Мы продаем билеты на транспорт внутри страны, но везде показываем актуальную ситуацию по вирусу.

Потом одна за другой начали схлопываться границы. Колл-центр захлестнула волна отмен. Вышли все операторы, но при 4 тысячах звонков в день быстро разрулить все сложно. Потому что даже в обычное время отмена — нетривиальный процесс, а сейчас еще сложнее. Что важно — дольше и автоматизируется только процентов на 60% в принципе. Мы автоматизированы примерно на 30% по этим процессам. Перевозчикам еще хуже, у большинства в начале недели попадали колл-центры.

Собралась кризисная команда.

В понедельник у нас примерно 350 офисных сотрудников перешли на удаленку.

Авиакомпании начали превращать билеты в возвратные, если рейс был в страну, где закрыты границы. Не без нюансов: где-то всё равно с комиссией, но наиболее адекватные делали 100% возврат. Не быстро, потому что колл-центры либо попадали, либо были готовы упасть (как и наш). К сожалению, по рейсам в страны, где официально границы открыты, таких условий возвратов не было. Ural сделала акцию со скидками на рейсы в Милан.

Аэрофлот до последнего сохранял рейсы в закрывающихся странах, чтобы забирать наших «оставленных» туристов. Мы извлекли часть своих сотрудников из Европы именно с их помощью.

Рейсы по России сохранились и продолжают выполняться сейчас. Трафик вырос примерно на 3% по грубой оценке.

Фото: Shutterstock

В личный кабинет добавили кнопки беспроблемного возврата при карантине, сразу бросили все ресурсы на автоматизацию этого, чтобы не штормило КЦ. Всем пассажирам отмененных поездов разослали SMS со ссылкой, что делать. Кому успели сделать автоматически (где отмена без вариантов) вместо этого разослали SMS с возвратом средств.

Поменяли IVR на входе в колл-центр для перенаправления в мессенджеры (выкатываем на фронт сейчас) и личный кабинет.

Собрали большой материал про ситуацию и разместили ссылку на него в шапке на каждой странице. Вот здесь мы собираем полную информацию. IATA ведет очень хорошую страницу с данными, на базе нее строятся уже несколько сервисов проверки, что открыто, а что нет, но все они немного кривые — важно понимать, что IATA говорит по факту с запозданием, а часто бывают документы о том, что с такого-то числа закроется. Единого источника правды пока нет, мы работаем над этим.

РЖД сделала невозвратные тарифы возвратными, вот точные условия.

Мы полностью перестали продавать туры.

Закрыли часть продаж билетов.

На всех выдачах расписания для выезжающих за пределы РФ предупреждаем о текущей ситуации.

Разослали много SMS по отменам в Таджикистан и Киргизию, получили очень много странной обратной связи. Люди не понимали, что происходит, чувствовали себя неуверенно, старались как могли сформулировать проблему на русском. Пример (приводится с согласия человека): «Я сейчас нахажус в Азербайджане все нормално не какий проблем нет у меня лично да мне надо чтоб 1 чесло выйти на работу у меня вид нажителсва кроме этого у меня жена там осталса одна поманите вернутся если у вас ест возможны». К сожалению, помочь мы ему не смогли.

Чтобы снизить нагрузку на колл-центр, готовимся рассылать письма даже тем, у кого пока не отменяют поезда, но они тоже нервничают. Просто рассказ про возвраты с минимальным штрафом.

Добавили алерты на английской версии сайта (но продажи там мы закрыли раньше). Каждый раз при добавлении алертов нужно вручную прокручивать кэш, потому что решает даже 20-минутная задержка.

Как бизнес мы переживем ситуацию. Но перевозчики, турфирмы, экскурсоводы и все те, кто обеспечивает транспорт (в том числе технически) сильно страдают. Некоторые туроператоры уже приостановили выплаты.

В планах — настроить уведомления тем, кто подал на возврат, но еще не получил его, о том, что процесс идет. Закончить обрабатывать возвраты на текущие даты и начать работать с теми, что на следующей неделе.

Наша большая инструкция по возвратам еще раз.

Базовая тактика от ВОЗ хорошо описана здесь. Обратите внимание, схема реакции немного похожа на реакцию при гриппе: не надо госпитализировать тех, у кого не начались «плохие» симптомы.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы