Что происходит сейчас в сфере путешествий и туризма, к чему готовиться и почему
Поделиться
1 77

Китай ещё в марте смог остановить рост числа заражённых COVID-19. В день регистрировалось всего несколько новых случаев. Сразу после этого начали сниматься внутренние ограничения, и мы можем увидеть, что случится в других странах после окончания карантина.
По отчёту McKinsey & Company первое, на что люди тратили деньги — это рестораны. Что удивительно, улицы и заведения в Гонконге опять наполнились толпами людей в масках, но при этом 19 дней подряд число новых заразившихся было равно нулю. Ну а второе, на что тратятся деньги —это путешествия. За две недели после снятия ограничений внутренние рейсы восстановились до 53% от нормы (уровня 2019 за тот же период). Загрузка отелей за 4 недели после снятия ограничений восстановилась примерно до 37%.
Китай ориентирован только на внутренний туризм, поскольку в это же время пандемия охватила все окружающие страны, и был введён 14-дневный карантин.
Китайские путешественники начали очень осторожно: сначала короткие вылазки на автомобилях или электричках. Потом начал восстанавливаться спрос на путешествия до столиц: Шанхая, Гуанчжоу и Пекина (можно сравнить с Москвой, Екатеринбургом и Санкт-Петербургом). При этом поездки в город Санья росли очень медленно (это как Сочи в России).
60% путешественников были моложе 30 лет. В прошлом году в этот же период только 43% были моложе 30 лет.
Люди явно хотят брать варианты подешевле, и спокойно жертвуют комфортом, чаще всего — выбирают отели дешевле.
Люди стараются избегать популярных туристских мест. Всё на открытом воздухе растёт, а вот шопинг-туры почти не восстановились. В три раза выросло количество людей, которые путешествуют самостоятельно, теперь таких до трети. Люди не берут гидов и не садятся в туристические автобусы, собственные машины и аренда авто становятся важнее. Администрация достопримечательностей убирает точки питания или расставляет столы широко, ограничивает число людей на входе, проверяет QR-коды (аналог — измерение температуры на входе в России). Почти все перевозчики устраивают акции с 30%-ными скидками от обычных цен прошлых периодов.
Внимание людей обращено на соцсети, поскольку традиционные новости, сайты перевозчиков и достопримечательностей успевают обновлять информацию далеко не всегда.
Иллюстратор Виктор ЛобановЛоукостеры воспользуются ситуацией. Возможно.
— На карантине люди тоскуют по путешествиям
— Первые поездки будут короткими и не очень далёкими
— Вырастет роль автотуризма
— Экскурсоводы — фактор риска, возможен рост использования аудиогидов
— Будет меньше пожилых путешественников
— Люди хотят платить меньше и готовы пожертвовать комфортом
— Отели восстанавливаются последними
— Старались улучшить каждую точку в путешествии, очень большое внимание уделяли гигиене и уборке, это становилось важным аспектом в выборе перевозчика, отеля и ресторана.
— Поскольку путешественники хотели гарантий (если что-то пойдёт не так, они смогут легко вернуться), им продавали ваучеры на поездки с открытой датой. Например, заселиться в отель можно было в любой из трёх следующих месяцев (но нужно за 2 недели активировать этот ваучер). Ctrip предложил программу сертификатов на будущие бронирования со скидками. Параллельно он же начал продвигать отели с мишленовскими ресторанами, куда раньше было очень сложно попасть за разумные деньги.
Исследование нашего аналитического центра Туту.ру показывает следующее:
Эксперты утверждают, что удалённой работы будет больше
В начале пандемии начали применяться следующие меры на транспорте:
— Общая дезинфекция салона и отдельных элементов до рейса
— Уменьшение пассажирской населённости для уменьшения числа близких контактов
— Дополнительные средства гигиены (санитайзер для рук и т.п.)
РЖД начала продавать маски и перчатки на вокзалах и станциях МЦД. В метро появились автоматы по продаже комплектов масок и перчаток.
По данным нашего аналитического центра, наиболее безопасным видом транспорта остаётся самолёт как сам по себе (в силу характера фильтрации воздуха и распределения воздушных потоков), так и из-за новых мер, рекомендованных IATA и исполненных Росавиацией. Речь о лицевых щитках и масках, уменьшении контактов между пассажирами и бортперсоналом, новых процедурах раздачи еды, запрете на перемещение по салону, кроме похода в туалет и, главное, об отказе от продажи средних кресел в рядах из трёх кресел. В авиации, по данным CAPA, в частности – из-за этого пассажирская населённость изменится до 62% (со средней в 77%), что вызовет скачок цен. Авиаперелёты станут дороже.
На втором месте по безопасности поезд (в частности, купейные вагоны): вирионы nCoV не распространяются достаточно далеко по вентиляции, чтобы можно было заражать пассажиров соседних купе при непрямом контакте. Вентиляция вагона, фактически, задействует объём воздуха каждого отдельного купе. В результате опасность сохраняется только при прямых контактах с другими пассажирами и проводником.
Эксперт-инфекционист Виктория Валикова подтверждает, что из-за большого количества прямых контактов наиболее опасны автобусы и электрички. Тем не менее перевозчики делают всё возможное, чтобы уменьшить опасность, в частности, вводят новые режимы дезинфекции.
Пассажирам важно показывать, какие меры защиты применяются на транспорте.
Просто применять без информирования пассажиров недостаточно. По данным РИА, пассажиры хотят дополнительных мер авиационной безопасности, но более половины не хотят доплачивать за них.
На входах в аэропорты может использоваться контроль температуры, а перед рейсом может проводиться экспресс-тестирование на инфекцию. Например, с 11 мая Air France начинает проводить проверку температуры пассажиров бесконтактным способом. Ношение масок также станет обязательным. Пассажирам, чья температура будет выше 38 ºC, будет отказано в посадке, и их бронирование будет перенесено без дополнительной платы.
Кажется, что тот или иной вид экспресс-теста перед поездкой или на границе может на некоторое время стать стандартом. Одной из первых для туризма открывается Исландия (что неудивительно, учитывая долю туризма в ВВП), и там будет применяться подобная схема контроля.
Как насчёт большего числа сервисов на заправках, чтобы вообще не выходить из автомобиля?
Скорее всего, та же модель будет применима к регионам РФ.
Наблюдается тенденция на облегчение въездного туризма для иностранцев. До октября будет проработана упрощённая процедура получения российской визы.
Lufthansa, SWISS и Eurowings снова добавляют многочисленные направления в свои расписания рейсов в июне. К концу июня авиакомпании планируют предложить около 1800 еженедельных рейсов по более чем 130 направлениям по всему миру.
Тут на карте IATA можно смотреть закрытость стран. На нашем сервисе «Радар надежды» можно смотреть открытие авиарейсов и карантинные меры в конкретных регионах.
Ростуризм оценил в 300 млрд рублей ежеквартальный убыток от остановки въездного туризма. Авиационные перелёты по России пострадали на 90% в объёме продаж, автобусные перевозки – на 80-85%, железнодорожные – на 80%.
Примерно похожая ситуация наблюдается по всему миру. Системообразующие компании (например, основные авиаперевозчики) получили поддержку от государства или были национализированы. Ожидается волна банкротств как игроков travel-сферы (перевозчиков, турагентств, отелей), так и зависящих от них проектов (агрегаторов, ресторанов, гидов, переводчиков и так далее). Авиакомпании национализируются или получают субсидии от государства.
Из-за закрытия границ поездки, скорее всего, будут перераспределены по регионам РФ. Ожидается тренд на повышение уровня внутреннего туризма относительно ситуации в прошлом году из-за этого фактора и понижение уровня из-за ситуации неопределённости, повышения цен на перевозку, разорения ряда игроков и нежелания населения идти на большие траты.
«Аэрофлот» разрешил дважды менять в билетах, приобретенных до 1 мая, даты и направления без штрафа. ФАС установила максимальную плату за возврат железнодорожного билета в 2,13 руб. Это частично позволит переносить поездки и планировать отпуск без страха потерь.
По потерям отелей можно оценить снижение количества путешествующих (в том числе с деловыми целями). Апрель 2020 против апреля 2019 выглядит так:
Ещё вчера это задумывалось как шутка
World Travel & Tourism Council рекомендует следующие меры для отелей:
С 1 июня туристическая отрасль начнет постепенный выход из карантина, вызванного эпидемией коронавируса. На первом этапе возобновят работу санатории с медицинской лицензией, а кое-где и отели коттеджного типа. Пример возобновления.
«Отдыхающие должны помнить, что они приезжают в санатории, а не на курорт. Пляжи и общественные места будут закрыты. Туристы будут только на территории санаториев», — отметил глава региона.
Сочи:
«Отдельный протокол у нас разработан для каждой службы – регистрации, медицинского центра, обеспечения питания, обслуживания номерного фонда, охраны и т.д. Предусмотрены контроль температуры – как у сотрудников, так и у гостей, проведение дезинфекций по графику. Весь персонал обучен санитарным мероприятиям, но к работе будет допущен только после дополнительной, контрольной проверки квалификации», – говорит Дмитрий Богданов, директор санатория «Знание». На июнь его объект планирует загрузку не более 30–35% от максимально возможной, даже если спрос будет выше. «При малом количестве отдыхающих проще отработать новые технологии и, если нужно, оперативно внести в них коррективы», – поясняет руководитель. Персонал – более 1200 сотрудников – проходит ежедневные проверки здоровья. Для регулярного измерения температуры у отдыхающих закуплено специальное оборудование: тепловизоры на контрольно-пропускные пункты и купольные камеры на ресепшен – система способна сканировать до 120 человек одновременно и точечно выявлять людей с повышенной температурой. Меры по дистанцированию гостей предусмотрены в ресторанах и у бассейнов. Кроме того, из 12 корпусов один – на удаленной территории – будет выделен на случай, если потребуется изоляция кого-либо из отдыхающих. «В июне рассчитываем на загрузку «Сочи Парк Отеля» примерно на 50%», – говорит Валерий Данченко».
Наиболее дорогостоящая процедура — регулярное тестирование персонала на коронавирусную инфекцию.
Основные перемены в отдыхе в Турции в посткоронавирусную эпоху таковы:
По отчёту НАФИ развитие туризма в ближайшей перспективе в РФ основывалось на фокусировке на двух целевых аудиториях: европейцах старшего поколения из стран Северной Европы, которые чаще других путешествуют и обладают высоким уровнем дохода. Для повышения интереса этой группы европейцев требуются дополнительные условия комфорта и безопасности, а также сервисы сопровождения и помощи для людей с ограниченными в силу возраста возможностями. С учётом сокращения путешествий этой группой людей, скорее всего, изменения инфраструктуры не потребуются. Вторая аудитория – европейская молодежь (люди 18-34 лет): молодые люди чаще планируют поездку в Россию, потому что наша страна ассоциируется у них с рискованным и необычным туризмом. Однако они реже пожилых людей осуществляют такие поездки в реальности. Это может быть связано с финансовыми и временными затратами, которые ассоциируются с поездкой в Россию. Возможно, стоит обратить внимание на те развлечения и программы, которые соответствуют этому образу.
«Те европейцы, которые не включают Россию в план поездок на ближайшее время, в первую очередь объясняют это тем, что почти ничего не знают о туристских достопримечательностях нашей страны и о ее туристской инфраструктуре в целом. Также европейцев удерживают от путешествия в Россию дороговизна, сложность визовых процедур и не самая высокая по сравнению с другими направлениями (куда можно съездить на выходные) транспортная доступность. Другая серьезная проблема – стереотип о том, что в России не обойтись без знания русского языка (это особенно беспокоит жителей западных и северных европейских стран). При этом туристы, имеющие опыт посещения России, в подавляющем большинстве остались этой поездкой довольны. Из этого следует, что основная часть негативных представлений о России у европейской целевой аудитории носит стереотипизированный и мифологизированный характер.»
То есть на первый план выходят информационные задачи в туристической сфере.
Почти реальность
Как насчёт экскурсии на дронах?
Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.