Что происходит сейчас в сфере путешествий и туризма, к чему готовиться и почему

Данные аналитического центра Туту.ру

Что произошло в Китае, и почему это важно для нас?

Китай ещё в марте смог остановить рост числа заражённых COVID-19. В день регистрировалось всего несколько новых случаев. Сразу после этого начали сниматься внутренние ограничения, и мы можем увидеть, что случится в других странах после окончания карантина.

По отчёту McKinsey & Company первое, на что люди тратили деньги — это рестораны. Что удивительно, улицы и заведения в Гонконге опять наполнились толпами людей в масках, но при этом 19 дней подряд число новых заразившихся было равно нулю. Ну а второе, на что тратятся деньги —это путешествия. За две недели после снятия ограничений внутренние рейсы восстановились до 53% от нормы (уровня 2019 за тот же период). Загрузка отелей за 4 недели после снятия ограничений восстановилась примерно до 37%.

Китай ориентирован только на внутренний туризм, поскольку в это же время пандемия охватила все окружающие страны, и был введён 14-дневный карантин.

Китайские путешественники начали очень осторожно: сначала короткие вылазки на автомобилях или электричках. Потом начал восстанавливаться спрос на путешествия до столиц: Шанхая, Гуанчжоу и Пекина (можно сравнить с Москвой, Екатеринбургом и Санкт-Петербургом). При этом поездки в город Санья росли очень медленно (это как Сочи в России).

60% путешественников были моложе 30 лет. В прошлом году в этот же период только 43% были моложе 30 лет.

Люди явно хотят брать варианты подешевле, и спокойно жертвуют комфортом, чаще всего — выбирают отели дешевле.

Люди стараются избегать популярных туристских мест. Всё на открытом воздухе растёт, а вот шопинг-туры почти не восстановились. В три раза выросло количество людей, которые путешествуют самостоятельно, теперь таких до трети. Люди не берут гидов и не садятся в туристические автобусы, собственные машины и аренда авто становятся важнее. Администрация достопримечательностей убирает точки питания или расставляет столы широко, ограничивает число людей на входе, проверяет QR-коды (аналог — измерение температуры на входе в России). Почти все перевозчики устраивают акции с 30%-ными скидками от обычных цен прошлых периодов.

Внимание людей обращено на соцсети, поскольку традиционные новости, сайты перевозчиков и достопримечательностей успевают обновлять информацию далеко не всегда.

Иллюстратор Виктор Лобанов
Лоукостеры воспользуются ситуацией. Возможно.

Что это значит?

— На карантине люди тоскуют по путешествиям
— Первые поездки будут короткими и не очень далёкими
— Вырастет роль автотуризма
— Экскурсоводы — фактор риска, возможен рост использования аудиогидов
— Будет меньше пожилых путешественников
— Люди хотят платить меньше и готовы пожертвовать комфортом
— Отели восстанавливаются последними

Что делали в Китае?

— Старались улучшить каждую точку в путешествии, очень большое внимание уделяли гигиене и уборке, это становилось важным аспектом в выборе перевозчика, отеля и ресторана.
— Поскольку путешественники хотели гарантий (если что-то пойдёт не так, они смогут легко вернуться), им продавали ваучеры на поездки с открытой датой. Например, заселиться в отель можно было в любой из трёх следующих месяцев (но нужно за 2 недели активировать этот ваучер). Ctrip предложил программу сертификатов на будущие бронирования со скидками. Параллельно он же начал продвигать отели с мишленовскими ресторанами, куда раньше было очень сложно попасть за разумные деньги.

Настроение путешественников

Исследование нашего аналитического центра Туту.ру показывает следующее:

  • Основная причина поездок по России сейчас — посещение родственников и друзей. Сегмент, который все же планирует отпуск, — 17%. Пик планирования приходится с июля по сентябрь. Поддержкой при покупке билетов по-прежнему считается возможность сдать билеты без штрафов.
  • При ответе на вопрос «Что может помочь и поддержать Вас, если очень нужно купить билеты?» опрошенные примерно в равной степени отметили варианты «гарантии безопасности здоровья при поездке в другой город/страну» (44,2%) и «можно будет сдать билет без штрафов» (40,1%).
  • Около 55% россиян планируют путешествия на конец лета и осень по России, около 25% — по дальнему зарубежью, около 10% — по СНГ, менее 10% никуда не поедут.
  • Гораздо большее число людей, чем обычно, хочет получать уведомления обо всех изменениях на маршруте.

Эксперты утверждают, что удалённой работы будет больше

Транспорт в России

В начале пандемии начали применяться следующие меры на транспорте:
— Общая дезинфекция салона и отдельных элементов до рейса
— Уменьшение пассажирской населённости для уменьшения числа близких контактов
— Дополнительные средства гигиены (санитайзер для рук и т.п.)

РЖД начала продавать маски и перчатки на вокзалах и станциях МЦД. В метро появились автоматы по продаже комплектов масок и перчаток.

По данным нашего аналитического центра, наиболее безопасным видом транспорта остаётся самолёт как сам по себе (в силу характера фильтрации воздуха и распределения воздушных потоков), так и из-за новых мер, рекомендованных IATA и исполненных Росавиацией. Речь о лицевых щитках и масках, уменьшении контактов между пассажирами и бортперсоналом, новых процедурах раздачи еды, запрете на перемещение по салону, кроме похода в туалет и, главное, об отказе от продажи средних кресел в рядах из трёх кресел. В авиации, по данным CAPA, в частности — из-за этого пассажирская населённость изменится до 62% (со средней в 77%), что вызовет скачок цен. Авиаперелёты станут дороже.

На втором месте по безопасности поезд (в частности, купейные вагоны): вирионы nCoV не распространяются достаточно далеко по вентиляции, чтобы можно было заражать пассажиров соседних купе при непрямом контакте. Вентиляция вагона, фактически, задействует объём воздуха каждого отдельного купе. В результате опасность сохраняется только при прямых контактах с другими пассажирами и проводником.

Эксперт-инфекционист Виктория Валикова подтверждает, что из-за большого количества прямых контактов наиболее опасны автобусы и электрички. Тем не менее перевозчики делают всё возможное, чтобы уменьшить опасность, в частности, вводят новые режимы дезинфекции.

Пассажирам важно показывать, какие меры защиты применяются на транспорте.
Просто применять без информирования пассажиров недостаточно. По данным РИА, пассажиры хотят дополнительных мер авиационной безопасности, но более половины не хотят доплачивать за них.

На входах в аэропорты может использоваться контроль температуры, а перед рейсом может проводиться экспресс-тестирование на инфекцию. Например, с 11 мая Air France начинает проводить проверку температуры пассажиров бесконтактным способом. Ношение масок также станет обязательным. Пассажирам, чья температура будет выше 38 ºC, будет отказано в посадке, и их бронирование будет перенесено без дополнительной платы.

Кажется, что тот или иной вид экспресс-теста перед поездкой или на границе может на некоторое время стать стандартом. Одной из первых для туризма открывается Исландия (что неудивительно, учитывая долю туризма в ВВП), и там будет применяться подобная схема контроля.

Как насчёт большего числа сервисов на заправках, чтобы вообще не выходить из автомобиля?

Открытие стран

По ряду данных, наблюдаются следующие тенденции:

  • Страны с большей зависимостью экономики от въездного туризма открываются первыми. Если при этом страны, откуда шёл основной поток туристов, ещё закрыты, то появляются многочисленные спецпредложения на первые дни для максимизации загрузки с момента открытия границ. Пример — отношения Италии и России, когда Италия готова принимать туристов уже с 15 июня.
  • Ряд стран выборочно подходит к открытию границ и готовы принимать туристов только из регионов с благоприятной эпидемиологической обстановкой. Россия обычно не входит в число таких регионов. Пример выборочных ограничений.
  • Другие страны вводят тестирование на COVID на въезде, чтобы обеспечить безопасный туризм. Например, правительство Исландии разрабатывает план, по которому, начиная с 15 июня путешественникам будет предоставлен выбор между сдачей теста на Covid-19 по прибытии в Исландию или двухнедельным карантином.
  • Страны с большим количеством поездок, позволяющие объединить их в локальный кластер по пассажиропотоку, открывают границы друг другу. Латвия, Литва и Эстония открыли границы для своих граждан. Люди, которые путешествуют в пределах этих трех стран, не обязаны обосновывать цель поездки, а также могут не соблюдать двухнедельную изоляцию.
  • Ряд стран вроде Португалии планируют открывать границы для туристов уже в 2021 году. В зависимости от ситуации этот прогноз может меняться.
  • Наблюдается сегментация по регионам: наиболее пострадавшие провинции или районы могут открываться позже наименее пострадавших.

Скорее всего, та же модель будет применима к регионам РФ.

Наблюдается тенденция на облегчение въездного туризма для иностранцев. До октября будет проработана упрощённая процедура получения российской визы.

Lufthansa, SWISS и Eurowings снова добавляют многочисленные направления в свои расписания рейсов в июне. К концу июня авиакомпании планируют предложить около 1800 еженедельных рейсов по более чем 130 направлениям по всему миру.

Тут на карте IATA можно смотреть закрытость стран. На нашем сервисе «Радар надежды» можно смотреть открытие авиарейсов и карантинные меры в конкретных регионах.

Урон отрасли

Ростуризм оценил в 300 млрд рублей ежеквартальный убыток от остановки въездного туризма. Авиационные перелёты по России пострадали на 90% в объёме продаж, автобусные перевозки — на 80-85%, железнодорожные — на 80%.

Примерно похожая ситуация наблюдается по всему миру. Системообразующие компании (например, основные авиаперевозчики) получили поддержку от государства или были национализированы. Ожидается волна банкротств как игроков travel-сферы (перевозчиков, турагентств, отелей), так и зависящих от них проектов (агрегаторов, ресторанов, гидов, переводчиков и так далее). Авиакомпании национализируются или получают субсидии от государства.

Из-за закрытия границ поездки, скорее всего, будут перераспределены по регионам РФ. Ожидается тренд на повышение уровня внутреннего туризма относительно ситуации в прошлом году из-за этого фактора и понижение уровня из-за ситуации неопределённости, повышения цен на перевозку, разорения ряда игроков и нежелания населения идти на большие траты.

«Аэрофлот» разрешил дважды менять в билетах, приобретенных до 1 мая, даты и направления без штрафа. ФАС установила максимальную плату за возврат железнодорожного билета в 2,13 руб. Это частично позволит переносить поездки и планировать отпуск без страха потерь.

По потерям отелей можно оценить снижение количества путешествующих (в том числе с деловыми целями). Апрель 2020 против апреля 2019 выглядит так:

  • По Европе: загрузка упала на 84,6% до 11,1%, а средняя цена размещения в день упала на 30,1% до 77,52 евро.
  • По России загрузка упала на 89% до 7,2%, а день размещения стал дешевле на 25,3% и оценивается в 3712 руб. Москва имела среднюю загрузку 9,1%, Петербург — 2,8%.

Ещё вчера это задумывалось как шутка

Как готовятся курорты, бизнесы, перевозчики к открытию туробъектов?

World Travel & Tourism Council рекомендует следующие меры для отелей:

  • Регулярно проверять персонал на COVID-19.
  • Удерживать социальную дистанцию и применять меры для этого, в т.ч. увеличить расстояние между столами в ресторанах, распределить нагрузку на буфеты (регистрация по расписанию для предотвращения «часа пик»).
  • Поддерживать технологии, позволяющие избежать прямого контакта (удалённая оплата, удалённая регистрация; консьерж-сервис преимущественно по телефону и так далее).
  • Ввести новые протоколы чистоты и санитарии для ресторанов (например, отдельная обработка приборов паром или под UV-излучением) или перейти на одноразовую упакованную посуду. Выполнять дезинфекцию столов за каждым гостем. Рекомендовать путешествовать с собственными бутылками с водой, а не использовать источники в аэропорту или других общественных местах.
  • Ввести новые протоколы уборки, в частности, увеличение частоты уборки, новые процедуры – дезинфекция поверхностей столов и дверных ручек, кнопок лифта и т.п., использование более агрессивных дезинфекционных средств, проветривание или очистка воздуха.
  • Поддерживать административные меры: если гостям нужна проверка температуры или тесты, предоставление всех средств для этого, организация продажи или выдачи СИЗ.
  • Информировать обо всех этих мерах. Отслеживать изменения обстановки.

С 1 июня туристическая отрасль начнет постепенный выход из карантина, вызванного эпидемией коронавируса. На первом этапе возобновят работу санатории с медицинской лицензией, а кое-где и отели коттеджного типа. Пример возобновления.

Краснодарский край:

«Отдыхающие должны помнить, что они приезжают в санатории, а не на курорт. Пляжи и общественные места будут закрыты. Туристы будут только на территории санаториев», — отметил глава региона.

Сочи:

«Отдельный протокол у нас разработан для каждой службы – регистрации, медицинского центра, обеспечения питания, обслуживания номерного фонда, охраны и т.д. Предусмотрены контроль температуры – как у сотрудников, так и у гостей, проведение дезинфекций по графику. Весь персонал обучен санитарным мероприятиям, но к работе будет допущен только после дополнительной, контрольной проверки квалификации», – говорит Дмитрий Богданов, директор санатория «Знание». На июнь его объект планирует загрузку не более 30–35% от максимально возможной, даже если спрос будет выше. «При малом количестве отдыхающих проще отработать новые технологии и, если нужно, оперативно внести в них коррективы», – поясняет руководитель. Персонал – более 1200 сотрудников – проходит ежедневные проверки здоровья. Для регулярного измерения температуры у отдыхающих закуплено специальное оборудование: тепловизоры на контрольно-пропускные пункты и купольные камеры на ресепшен – система способна сканировать до 120 человек одновременно и точечно выявлять людей с повышенной температурой. Меры по дистанцированию гостей предусмотрены в ресторанах и у бассейнов. Кроме того, из 12 корпусов один – на удаленной территории – будет выделен на случай, если потребуется изоляция кого-либо из отдыхающих. «В июне рассчитываем на загрузку «Сочи Парк Отеля» примерно на 50%», – говорит Валерий Данченко».

Наиболее дорогостоящая процедура — регулярное тестирование персонала на коронавирусную инфекцию.

Основные перемены в отдыхе в Турции в посткоронавирусную эпоху таковы:

  • Отели должны будут «спроектировать» все свои объекты, включая стойки шведских столов в ресторанах, пляжи, лобби и бассейны так, чтобы обеспечить социальное дистанцирование.
  • Установят тепловые камеры на входах для измерения температуры тела сотрудников и гостей.
  • Будут обязаны использовать системы дезинфекции для всего багажа клиентов в течение сезона.
  • Шведские столы будут сокращены, еду туристам станет раздавать персонал. Десерты, фрукты и салаты будут подаваться на одноразовых тарелках.
  • Лежаки на пляжах и у бассейна будут размещены на расстоянии 1,5 метра друг от друга, а полотенца будут выдаваться упакованными в пакеты.
  • Ключи от комнат должны будут дезинфицироваться ультрафиолетовыми лампами, а для заполнения туристами бланков регистрации при заселении будут в лобби использоваться одноразовые ручки.
  • Номера не будут использоваться в течение 24 часов после выезда гостей для стерилизации, а лифты не должны использоваться более чем одним человеком, за исключением семей.
  • Пульты дистанционного управления телевизорами и кондиционерами в номерах будут дезинфицироваться, а весь текстиль будет стираться при температуре 70 градусов Цельсия.

По отчёту НАФИ развитие туризма в ближайшей перспективе в РФ основывалось на фокусировке на двух целевых аудиториях: европейцах старшего поколения из стран Северной Европы, которые чаще других путешествуют и обладают высоким уровнем дохода. Для повышения интереса этой группы европейцев требуются дополнительные условия комфорта и безопасности, а также сервисы сопровождения и помощи для людей с ограниченными в силу возраста возможностями. С учётом сокращения путешествий этой группой людей, скорее всего, изменения инфраструктуры не потребуются. Вторая аудитория – европейская молодежь (люди 18-34 лет): молодые люди чаще планируют поездку в Россию, потому что наша страна ассоциируется у них с рискованным и необычным туризмом. Однако они реже пожилых людей осуществляют такие поездки в реальности. Это может быть связано с финансовыми и временными затратами, которые ассоциируются с поездкой в Россию. Возможно, стоит обратить внимание на те развлечения и программы, которые соответствуют этому образу.

«Те европейцы, которые не включают Россию в план поездок на ближайшее время, в первую очередь объясняют это тем, что почти ничего не знают о туристских достопримечательностях нашей страны и о ее туристской инфраструктуре в целом. Также европейцев удерживают от путешествия в Россию дороговизна, сложность визовых процедур и не самая высокая по сравнению с другими направлениями (куда можно съездить на выходные) транспортная доступность. Другая серьезная проблема – стереотип о том, что в России не обойтись без знания русского языка (это особенно беспокоит жителей западных и северных европейских стран). При этом туристы, имеющие опыт посещения России, в подавляющем большинстве остались этой поездкой довольны. Из этого следует, что основная часть негативных представлений о России у европейской целевой аудитории носит стереотипизированный и мифологизированный характер.»

То есть на первый план выходят информационные задачи в туристической сфере.

Почти реальность

Видение ближайшего периода

  • По мере открытия регионов начнутся короткие выезды на выходные по региону или в соседние.
  • Ожидается рост автомобильного туризма.
  • Ожидается рост самостоятельного туризма (до кризиса Россия была одним из мировых лидеров в развитии этого типа поездок, тренд продолжится).
  • Очень сильно пострадают туркомпании, предлагающие пакетные туры.
  • Ожидается рост предложений для семейных или дружеских групп.
  • Возможны тематические туры с меньшим числом контактов с местными жителями.
  • Эконом-сегмент будет восстанавливаться существенно быстрее премиум-сегмента.
  • Новые меры безопасности на транспорте удорожат путешествия.
  • Программы необходимо переориентировать на молодёжь.
  • Важнейшую роль в восстановлении внешнего потока играет информационная составляющая.

Как насчёт экскурсии на дронах?

Долговременные последствия

  • Появление новых типов страховок или новых типов предложений с полным возвратом средств при отмене.
  • Частичное сохранение мер защиты на транспорте, в отелях и ресторанах.
  • Перераспределение спроса в сторону самостоятельных путешествий, информационных продуктов для помощи путешествию, ИТ-продуктов для всех точек контакта, рост спроса на природные объекты и снижение на популярные «плотно населённые» достопримечательности.
  • Долговременный рост внутреннего туризма.
  • Удорожание стоимости пассажирских перевозок.
  • Повышение ценности информационных продуктов о регионе и объектах в нём.
  • Появление и развитие новых форматов развлечений, ориентированных на низкое число социальных контактов.
  • Снижение популярности шопинг-туров.
  • Улучшение инфраструктуры для автомобильного туризма.

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Список городов и регионов. Всё про самоизоляцию, пропуска, маски и условия для приезжих в одном месте
Что с пропусками и масками? Что, если я еду транзитом? Можно ли выходить по дороге? Какая причина для получения пропуска?
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы