Духи Мозамбика: как и от чего лечат африканские шаманы

Слышишь голоса? Умойся козьей кровью — пройдёт

В Мозамбике на юго-востоке Африки практически каждый верит в существование духов, которые либо помогают в исцелении от болезней и привлекают удачу, либо, наоборот, наказывают человека за проступки. Вся страна заполнена тайными культами, шаманами и экзорцистами, предлагающими свои услуги. В городах и деревнях каждую ночь проводят ритуалы, о которых мало известно западному человеку, но мне удалось стать свидетелем шумных и кровавых обрядов.

Влад Сохин

фотограф

Местные народные целители («курандейруш», или «сангома» на местном наречии) в Мозамбике пользуются гораздо большим успехом, чем медики. Больницы и медикаменты не всегда доступны для жителей сёл и деревень, да и доверяют они больше духам из потустороннего мира, нежели лекарствам из аптеки. Например, при лечении душевнобольных часто используется ритуал купания в козьей крови. Козла режут прямо над головой пациента с расстроенным психическим здоровьем.

В одном из районов Мапуту — столицы Мозамбика — есть Школа шаманов. Студенты живут там около двух лет и учатся приручать духов, постигая тонкости местной целительской традиции. По всему Мозамбику насчитывается более 70 тысяч шаманов, тогда как профессиональных докторов в стране не более полутора тысяч. 

Ежедневно к шаманам устремляются десятки тысяч людей, жаждущих встречи с духами и помощи от них. При Министерстве здравоохранения страны даже существует организация АМЕТРАМО, объединяющая всех шаманов и выдающая им лицензии на целительскую деятельность.

Во время лечебных сеансов шаманы вызывают духов и предоставляют им своё тело, чтобы узнать причину заболевания и способ его лечения. В тела лекарей входят духи диких животных, убитых воинов или умерших родственников. Чтобы впустить в себя духа, целители надевают специальную одежду и головные уборы, намазывают свои лица краской или натирают табаком.

В центре и на севере страны, в регионах на границе с Малави, существует тайное братство — культ народа Чева. Это движение называется Ньяу, или Гуле-Вамкулу, что переводится как «Великие танцоры». Это культ включён в программу ЮНЕСКО по защите нематериального культурного наследия человечества.

Ньяу известны своими ритуальными танцами, масками и костюмами. Они появляются во время государственных праздников, юбилеев и похорон и танцуют всю ночь напролёт. Перед выступлением Ньяу пьют алкогольный пивной напиток помбе, помогающий им входить в состояние общения с духами.

Надевая свои маски, Гуле-Вамкулу становятся одержимыми духами ньяма (духами животных) и мизиму (духами предков). Ещё один популярный образ — «азунгу», то есть «белый человек». Прототипом костюма «азунгу» стали колонизаторы, которые ассоциируются у Чева со злыми духами.

Ньяу часто делают большие звериные конструкции, внутрь которых залезают несколько человек, чтобы приводить их в движение. Такой тип Ньяу символизирует древних животных, которые, по верованиям Чева, жили в мире с человеком.

Согласно мифологии народа Чева, после сотворения Вселенной бог Чаута сошёл на Землю вместе с мужчиной, женщиной и животными. Все они жили счастливо, пока люди не познали секрет добычи огня. Завидев человека с пламенем в руке, все звери (кроме скота и домашних животных) в ужасе разбежались, а бог Чаута прогневался на людей и оставил землю. Последователи культа Ньяу олицетворяют тех древних предков, которые когда-то жили в гармонии с богом и животными, прежде чем человек вступил на путь эволюции.

Члены культа Ньяу тщательно охраняют свои секреты, используя сложную систему знаков и паролей. Обряд инициации в это тайное сообщество, как правило, происходит ночью на заброшенных кладбищах, куда суеверные жители опасаются приходить даже в дневное время.

Ещё одним местом, где можно увидеть взаимодействие людей с духами, стала Мозамбикская церковь Зиона, получившая своё название от американского города Сион в штате Иллинойс, США. Именно оттуда в 1904 году пастор Даниэль Брайант, один из основателей церкви, отправился проповедовать в Южную Африку. Сначала новая церковь пустила корни на территории современного ЮАР. Затем её учение распространилось в соседние страны, в основном через гастарбайтеров, возвращавшихся с заработков домой. В настоящее время в Мозамбике существуют тысячи церквей Зиона, чьих членов на местном наречии называют «мазионеш».

Несмотря на то, что церковь Зиона считается христианской, её лидеры наравне с обычными молитвами используют и традиционные методы лечения. Смешивая христианство с африканским язычеством, священники Зиона могут оказывать услуги населению одновременно и в качестве народных целителей, и чародеев.

Согласно учению Зиона, из-за пороков в большинство людей входят демоны, которые должны быть изгнаны. Экзорцистами выступают, как правило, пророки церкви — особые члены общины, которым от бога дана власть над злыми духами. Изгнание демонов совершается в церквях во время обряда «ночного исцеления» или в водоёмах после утреннего богослужения.

На пятикилометровом пляже Мазионеш в Мапуту обряды экзорцизма проводятся каждый четверг и воскресенье. Церемонии сопровождаются криками и ритуальным пением, в котором участвуют даже дети.

Люди, прошедшие ритуал изгнания демонов, часто теряют сознание, но иногда бывает и хуже: подвергшиеся «духовному лечению» становятся агрессивными, непредсказуемо опасными и бьются так, что их не может удержать десяток крепких мужчин, — приходится связывать.

Чтобы защитить себя и других членов церкви от неумышленного насилия со стороны одержимых, священники и пророки Зиона связывают ноги и руки бесноватых с помощью верёвок «тчакачака». Мазионеш верят, что такие верёвки наделены божьей силой.

«Лёгкому» обряду изгнания демонов подвергаются даже самые «чистые» члены церкви — для профилактики, чтобы исключить возможность проникновения злого духа. Пророк или священник кладёт на голову верующего Библию и читает молитвы, затем окропляет святой водой. Подобные процедуры повторяются раз в неделю на воскресных богослужениях.

Автор фотографий и текста: Vlad Sokhin/Panos Pictures

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям