Екатеринбург — город советских зданий и вкусной еды

Екатеринбург известен как мировая столица советского конструктивизма, Уралмашем (именно уралмашевская братва начала ходить в малиновых пиджаках и впервые ввела внутренние бизнес-курсы для рейдеров), кучей производств и очень вкусной едой. Собственно, основные потоки туристов из Москвы туда сейчас как раз за ней: можно приехать на выходные для прогулки по барам, полечить зубы или сделать лазерную коррекцию зрения раза так в два дешевле, чем в Москве при примерно том же качестве. И своими безумными жителями, конечно.

Но главное то, что это город-завод. Завод — это значит, «за водой», то есть после плотины. Обычно мы жжём уголь, чтобы получить электричество, а потом превращаем электрическую энергию в механическую для машин. В Российской Империи всё было немного проще и механическая энергия воды превращалась в механическую энергию машин сразу. Соответственно, главной энергоустановкой завода была плотина, потому что перед ней образовывали большое водохранилище, выступающее накопителем энергии. В случае Екатеринбурга Татищев очень долго выбирал место под подходящее водохранилище, и когда выбрал — основал там железоделательный завод и заодно город. А потом сюда перевезли большую часть заводов Москвы при военной эвакуации.

Но начать хотелось с другого. Мы проводили опрос пару лет назад про поездки по России, и многие говорили, что Екатеринбург — это серый непримечательный унылый город, похожий в этом на 99% российских городов. Это довольно обидно и для 99% российских городов, и для Екатеринбурга. Поэтому добро пожаловать в рассказ про город и область.

Вот здесь есть видео с самым интересным про то, что можно увидеть в Екатеринбурге, причём всё это рассказывают сами местные жители. После этого город точно нельзя будет назвать серым, ну никак:

Сергей Абдульманов

Путешествия и здравый смысл

А теперь перейдём к рассказу!

Основное

Очень кратко история города выглядит так: сначала осваивали богатства Урала, нашли много месторождений железной руды. Нужно было делать из этой руды металлы. Основали крупные заводы, которые требовали технологий, инженеров, чернорабочих и вообще кучу инфраструктуры вокруг, поэтому вокруг заводов строили сразу города.

Некоторые из этих заводов стали современными крупными городами, некоторые — современными дачными посёлками — потому что дальше был период упадка промышленности. Екатеринбург успел гибко измениться и в совершенстве начать использовать своё положение на транспортных потоках (частично самим же созданных), то есть стал почти купеческим городом.

В Великую Отечественную войну город снова стал промышленным — туда эвакуировали почти весь московский цикл производства, тот самый, ради которого строилось кольцо рельсов для поставки материалов на заводы, которое сейчас стало пассажирским МЦК. Потом короткая и яркая вспышка братвы, город айтишников, бесы и всё такое.

При этом вокруг города есть довольно мощный аграрный сектор, потому что при строительстве использовалась концепция «зелёного кольца» — это когда есть сам город, потом 50 километров нельзя вырубать леса, потом уже остальное. Это кольцо по большей части так и осталось зелёным.

В итоге мы имеем город с транспортным узлом, кучей заводов, торговлей и сельским хозяйством. Сильные университеты и ранний приход Интернета дали большой толчок развитию ИТ, а большой и разнообразный внутренний рынок сделал город очень богатым на ИТ-предпринимателей. То есть «кормовая база» в целом внутри города уже достаточная, и он ещё может предлагать что-то наружу.

При этом в городе довольно особенная структура сообществ. Со стороны это выглядит как довольно большое количество разных тусовок, которые глубоко проникают друг в друга. Если вы в целом адекватный, то, зная одного человека, можете познакомиться с кем угодно в городе очень быстро, и, что характерно, вам по умолчанию будут рады.

Но давайте пройдёмся теперь по городу и посмотрим на его особенности. Начнём с конструктивизма, раз уж у нас тут мировая его столица.

Городок чекистов

Очень упрощая, город в СССР планировался как единый механизм, где все аспекты человеческой жизни оптимизированы. Но построить успели далеко не всё. Екатеринбург сейчас город с наибольшим количеством конструктивистских объектов, плотно интегрированных в среду, — это не города центральной полосы, где здания нового советского будущего стоят одиноко.

Тут очень хорошо сохранился один из самых проработанных жилкомбинатов страны — Городок чекистов, куда селили сотрудников НКВД. Это модельный жилкомбинат, то есть такая премиум-версия. В теории жилкомбинат должен был стать минимальной единицей модульного города. Примерно похожая концепция была реализована в компактных пространствах Швейцарии, но в нашем случае прямо внутри города каждый отдельный квартал предполагался «чёрным ящиком», где люди получали всё нужное, чтобы максимально эффективно ходить на работу. Вообще, подобный подход «обеспечения производства ресурсами» хорошо виден и на примере России в целом: страна проектировалась по пассажиропотокам как военный завод, у нас очень мало связей P2P, но очень много связей между кластерами «отдых — хаб — место работы».

Жилкомбинат должен был оптимизировать жизнь человека. Для начала — не тратиться на содержание дома в деревне. Вокруг, к слову, стояли «деревяшки» на момент его возведения. Потом комплекс должен обеспечивать все текущие нужды в моменте. То есть детсад во дворе, школа во дворе, поликлиника во дворе, столовая во дворе, спортивный двор интегрирован со школьным, рекреационный с детским, большая часть объектов многократно переиспользуется. Была гипотеза, что в квартирах можно вообще не готовить еду, но всё же пришли к тому, что такую возможность надо оставить, но приоритеты расставить на столовую завода и столовую жилкомбината. Маленькие плиты в итоге есть, но они, по сути, в прихожей. Новый советский человек в жилкомбинате должен был постоянно общаться с другими советскими людьми и поддерживать коллектив. Жильё нового советского человека должно было быть тем, что мы сейчас назовём sharing economy: комнаты-однушки для холостяков, квартиры для малосемейных, квартиры для больших семей, разные квартиры для рабочих низкой и высокой квалификации. Всё зависело от текущего семейного и карьерного статуса человека. Предполагалось, что люди будут перемещаться между категориями жилья, но это всё пошло не по плану, когда в городе образовалось больше людей, чем могли вместить квартиры. Люди жили семьями в жилищах холостяков, разбивали подвалы на квартиры, били крупные квартиры на коммуналки и так далее.

Городок чекистов отличается от других жилкомбинатов тем, что некоторое время он работал так, как планировалось. С городком были связаны соцслужбы, обслуживающие структуры, вне городка были дачи, лагеря, фермы для именно этого жилкомбината. Поэтому про него говорят, что там внутри люди жили в коммунизме. Хотя, конечно, внутри жил и обсуживающий комплекс персонала типа сантехника Афони или кочегара.

Резюмируя, общий смысл такого жилищного комбината — во-первых, выделение в предсказуемый и управляемый городской объект блока людей и служб, которые позволяют некоторой прослойке людей создавать что-то новое. То есть, условно, вы знаете, что вам нужны ядерные разработки. Логично построить такой комбинат, чтобы 10% людей в нём были обеспечены всем со стороны города и при этом фокусировались на нужной вам работе.

Конструктивизм как явление быстро возник и так же быстро исчез, оставив несколько зданий в крупных городах, часть Иваново (вот тут у нас про вокзал) и среду в Екатеринбурге, где авангард применялся быстрее всего, поскольку город очень быстро рос. Так что повод номер один — ехать в Екатеринбург за этим.

Свердловская область

Если вы приезжаете как турист, то есть три главных направления, куда ехать.

Первое — это прямо очень близко, до Верхней Пышмы к огромному музею военной техники под открытым небом и музею автотранспорта (займёт полдня).

Второе — в Алапаевск и вообще по императорскому маршруту. Там история Романовых, депо узкоколейной железной дороги и музей деревянного зодчества.

Самое интересное открытие области — это действующая узкоколейка. Вообще-то её строили подвозить уголь на заводы, но она быстро стала главной дорогой для разных посёлков области. В лучшие дни тут работало до тысячи человек. Сейчас работает около сотни человек, обороты грузоперевозок и пассажирских перевозок, конечно, уже не такие большие. Но всё же АУЖД живёт благодаря тому, что на маршруте есть три посёлка, в которые никак нельзя добраться, кроме как по узкоколейной железной дороге. В самом дальнем — Калаче, за 149 километров от Алапаевска — сейчас живёт девять человек. Маленький поезд ходит к ним четыре раза в неделю. Сейчас дорога получила второе дыхание из-за туристов, потому что проехать по узкоколейке в старом вагоне ещё тех времён, когда Россия жила при царе, — это круто. Рядом с депо есть музей, где можно увидеть много интересных экспонатов, — это если вы любите железные дороги так же, как мы.

И третье направление — в один из природных парков, например, в Сысерть. Потому что там и «Бажовские места», и сама Сысерть с её руинами завода, настоящей уральской кухней и знаменитым фарфоровым заводом.

Уралмаш, метро и трамвай

Возвращаемся в Екатеринбург. Внутри города-завода был завод заводов — Уралмаш, где производилось оборудование для того, чтобы делать другие заводы в стране. Тогда это был отдельный город, потому что площадь у комплекса огромная, что требовало и своих сетей питания, и своей транспортной системы, и вообще затачивало всю логистику города именно на доставку рабочих к заводу и обратно.

Первичная задача доставки людей до Уралмаша решалась трамваями. Причём трамваям поначалу не доверяли, потому что технология сырая, непонятная, а лошадь уже давно хорошо работает. Пришлось вводить экстренные меры: начать торговать прямо в трамваях пивом и воблой, чтобы люди могли попробовать новый вид транспорта. Современная трамвайная сеть (как и вообще многое в общественном транспорте города) работает всё ещё по старой парадигме. Учитывая транспортные проблемы, эту сеть давно пора обновлять. А чтобы её обновить, придётся пересчитывать все пассажиропотоки города с нуля и проектировать новые схемы перемещений, что достаточно нетривиально.

Станция-шуруп

Именно на Уралмаше родилась одна из самых известных ОПГ в стране. Предпосылки были очень простые: можно было развиваться или в мастера производства, или в спорте. В целом вам как рабочему завода в жизни ничего не светило кроме своего станка. Это создавало естественный конфликт классов. Когда при распаде СССР сила сопротивления сверху ослабла, спортивные секции быстро проэволюционировали в новые структуры. Уралмашевские отличались своей чёткой идеологией (социальная справедливость + спорт + неприятие наркотиков), криминальные войны подтолкнули их к новой гибкой системе управления (когда лидера могут убить в любой момент, и это не скажется на эффективности операций), а позже, когда новая структура управления дала возможность взять город в свои руки, сделали и следующий шаг. При смене основного источника дохода с крышевания на рейдерство понадобились управленческие навыки, чтобы правильно управлять захваченной собственностью. Так внутри структуры появились собственные бизнес-курсы. Они были близки к тому, чтобы управлять городом, но при укреплении федеральной власти оказались в конечном итоге подавлены.

Метро в городе действует на старых московских жетонах со старыми московскими турникетами и вообще максимально переиспользует то оборудование, которое могла отдать столица. Сейчас это одна ветка, и каждая станция имеет свой концепт: где-то это дюзы взлетающих ракет, где-то гигантский шуруп, а где-то выставка метростроевцев с копающим Бутусовым. Тут надо сказать, что жители Екатеринбурга — самые большие оптимисты в мире, потому что них есть карта метро с двумя временными линиями, которые, судя по карте, вот-вот достроят. Продолжается это вот-вот уже примерно 40 лет.

Ельцин-центр

К Ельцину можно относиться по-разному, но посмотреть музей в Ельцин-центре стоит. Потому что это музей эпохи, а не отдельного человека. Там есть и магазин с пустыми прилавками, и телефон, который звонит в квартире и зовёт вас выходить на баррикады, и первые пейджеры, и ядерный чемоданчик — и можно записать одно из обращений президента страны к народу своим голосом в студии прямо внутри экспозиции.

В самом здании ещё куча магазинов. Тут можно купить варенье из шишек, местные комиксы, отправить открытки, посмотреть книги — и вообще закупиться сувенирами.

Ещё город

Стоит зайти в букинистический магазин «Йозеф Кнехт» — и ради книг, и ради разговоров. Это один из лучших книжных страны. Обязательно нужно заглянуть на улицу баров, чтобы увидеть «Бесов», «Гадов» и «Негодяев» — хотя бы просто ради вывесок и знаменитого пивного туризма. В музее камня обаятельные бабушки расскажут вам не милые вещи про драгоценные камни, а то, как они используются в военной промышленности для подлодок.

Прогуляться по новой набережной и увидеть памятник клавиатуре и вход в подземелье черепашек-ниндзя. Можно зайти ещё в тысячу мест — но, как и везде, лучше это делать с местными жителями. И тут надо сказать, что в Екатеринбурге совершенно особенное отношение к туризму: здесь есть целое сообщество людей «ЕКБгуляем», делающих экскурсии в первую очередь для жителей города, а потом уже для туристов.

Это примерно полсотни увлечённых умных людей. Кто-то проведёт вам интереснейшую экскурсию по одной-единственной улице. Кто-то покажет вам рок-клуб, откуда пошёл Наутилус, Чайф и вообще половина русского рока. Кто-то сводит на Уралмаш к знаменитой белой башне. И так далее — это совершенно нетипичные экскурсии, которые показывают город вообще по-другому. Некоторые из них есть у нас на платформе приключений, вот страница Екатеринбурга.

В общем, вот ещё раз видео про прекрасный Екатеринбург:

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты
FAQ про правила перелётов в условиях COVID-19
Как ему удалось взять «мировое золото»
Про поезда с распределённой архитектурой
И почему практически бесполезно делать их мощнее
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.