Екатеринбург: заповедник советского авангарда

Девять знаковых архитектурных сооружений города в фотографиях Фёдора Телкова

За последние десять лет в Екатеринбурге появился новый бренд города — архитектура конструктивизма. Коллекция авангардных зданий — по последним данным в городе насчитывается более 400 объектов, построенных в первой половине прошлого века — давно впечатляет российских и иностранных архитекторов и историков. Но только недавно этот архитектурный феномен смог завоевать широкую популярность.

Фёдор Телков и Полина Иванова разглядывают самые популярные здания города и объясняют, как полюбить советский авангард.

фотограф
архитектор

С 30-х годов прошлого столетия старый дореволюционный Екатеринбург начинает тотально перестраиваться в новый советский Свердловск. Выпрямляются и расширяются улицы, старинные здания разрушаются и на их месте возникают площади и символы новой власти. В новом государстве, пришедшем на смену Российской Империи, объявлена культурная революция — попытка создать абсолютно новый культурный код для целой страны. Авангардными становятся театр, литература, живопись, музыка и архитектура. 

Облсовет

В 1930 на месте сноса одного из главных соборов города появилась площадь Труда. Рядом началось строительство огромного комплекса для администрации области — Облсовета (проспект Ленина, 34). На площадь выходила «конторская часть», а на улицу Горького — жилой дом, соединенный с конторским надземными крытыми переходами.

Интересная деталь — один из каменных особняков, стоявших на площади не снесли, а встроили прямо в угол конструктивистского Облсовета. Если внимательно посмотреть, то на углу, ближайшему к улице Пушкина, можно увидеть арочные окна, не характерные для архитектуры конструктивизма.

Сегодня в здании Облсовета располагаются министерства Свердловской области.

Главпочтамт

Дом связи (проспект Ленина, 39) — визитная карточка города, икона авангарда. Это здание лучше всего выражает главную идею конструктивизма — многофункциональность архитектуры. Его фасад как бы собран из разных по размеру и объему кубиков, с разным рисунком окон. И для каждого из этих кубиков — своя функция: легко различимы огромные залы с ленточными окнами, вертикаль лестнично-лифтовой клетки, конторские помещения с небольшими окошками и, наконец, пространство, где располагалась АТС (автоматическая телефонная станция) — его выдают узкие вертикальные окна.

По замыслу архитекторов в здании Дома связи размещалась почта, телефонная и телеграфная станции, точка радиовещания, радиоремонтные мастерские и клуб радиолюбителей, а также столовая, гимнастический зал для работников связи и ясли для их детей.

Главпочтамт по-прежнему работает в этом здании. Здесь все так же можно отправлять и получать письма, открытки, посылки, вместо телеграфа появился пункт доступа в интернет. Внутри сохранился исторический интерьер в стиле советского ампира с характерными люстрами, лепниной и скульптурой Ленина.

Дом культуры Строителей

Архитектура авангарда стремительно развивалась после окончания гражданской войны — для новой культуры необходимо было построить новые центры. Клуб строителей (проспект Ленина, 50) — пожалуй самый масштабный авангардный культурный центр того времени в нашем городе.

Здание клуба — это несколько корпусов, у каждого из которых была своя функция. Ближе к улице Луначарского находился корпус со зрительным залом, вдоль проспекта Ленина тянулся корпус с классными комнатами для занятий кружков, а во дворе находился спортивный корпус. Одна из достопримечательностей здания — так называемые «солярии»: плоские кровли, на которые можно было выйти с последнего этажа.

Во время Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы несколько киностудий. Они заняли здание Клуба строителей и возобновили работу в эвакуации под именем Свердловской киностудии. После войны здание было сильно перестроено внутри, здесь были открыты первые съемочные павильоны.

Сегодня это здание известно жителям как торговый центр, а Свердловская киностудия занимает несколько построек позади Клуба строителей.

Городок Чекистов

Одной из важных задач культурной революции была организация нового быта — Свердловск в то время стал столицей огромной Уральской области. Население города за 20 послереволюционных лет выросло в пять раз. Сюда ехали специалисты со всей страны, чтобы строить новые индустриальные площадки, обслуживать их и руководить ими. Все они должны были где-то жить.

Прежняя система расселения — усадьбы и частные дома больше не подходила новому советскому городу. Квартирные дома были абсолютно новым типом зданий, экспериментом, призванным выявить, каким должен быть новый быт.

В Свердловске было построено больше десятка жилых комбинатов. Один из самых больших — второй жилой комбинат для работников НКВД. Городок Чекистов (проспект Ленина, 69) — это целый квартал конструктивистских жилых домов. Он состоит из 14 корпусов, среди которых не только многоквартирные жилые дома, но и общежитие, поликлиника, корпус бытового обслуживания, а также дом культуры с фабрикой-кухней.

Полноценные кухни в квартирах не предусматривались. По задумке жители городка должны были получать готовое питание на фабрике-кухне, а дома только разогревать еду. Отдельный «писк» конструктивистских городков — ванные комнаты с окном. Редкая современная квартира может похвастаться такой роскошью.

Дом старых большевиков

Другой интересный пример конструктивистского жилого дома — дом старых большевиков (улица 8 Марта, 1). Дом построили для ядра партии — большевиков, вступивших в партию еще во времена Российской империи. Большие балконы и сложная геометрия фасада являются единственными украшениями этого здания. Подъезды расположены необычным образом — на главном фасаде вы не увидите входных дверей, они располагаются на стенах здания, расположенных под прямым углом к улице. Таким образом создается иллюзия глухой стены первого этажа.

Дом старых большевиков до сих пор жилой. Первый этаж занимают разные конторы, среди них — галерея фотографии Март, известная в городе своими необычными выставками.

Дом Печати

В эпоху первых пятилеток единственным средством массовой информации была печатная пресса — листовки, газеты, бюллетени. Все это было необходимо советской власти в огромном количестве, чтобы вести пропаганду и способствовать просвещению. Поэтому строительство Дома печати (проспект Ленина, 49) было важной стратегической задачей.

Комплекс Дома печати включал полный цикл создания СМИ: на первых двух этажах располагались типографские станки, на последних — редакция. В те годы печатное производство занимало очень много места — станки с бумажными лентами требовали длинного горизонтального пространства.

Единственное украшение главного фасада Дома печати — ленточные окна, вытянутые во всю длину здания и демонстрирующие принцип свободного плана: стены в здании не несущие, они прерваны по всему фасаду ленточным остеклением. Мощные перекрытия, рассчитанные на динамическую нагрузку печатных станков, поддерживаются железобетонными колоннами.

В XXI веке технологии изменились — несколько огромных печатных конвейеров может заменить один небольшой промышленный принтер. В начале 2000-х типография покинула здание, однако газета «Уральский рабочий» существует до сих пор. Сегодня в Доме печати расположен развлекательный кластер: кафе, рестораны, квест-комнаты и другие современные развлечения легко уживаются внутри бывшей типографии. Колорит места сохраняет ночной клуб «Дом Печати» — первый настоящий лофт Екатеринбурга.

Динамо

На стрелке городского пруда создается большой спортивный центр. В глубине парка строится легкоатлетический стадион, а ближе к воде — станция водных видов спорта. Здание получило прозвище «Дом-кораблик»— в архитектуре четко читается нос корабля, округлые бока и окна-иллюминаторы. Над крышей дома возвышается смотровая площадка-рубка. Это не романтичный старорежимный парусник, а новый индустриальный пароход.

Здание до сих пор функционирует как спортивный комплекс (ул. Еремина, 12). Здесь, как и 80 лет назад, прямо на воде городского пруда тренируется спортивная команда по гребле.

Уралмаш

В те времена рядом со старым Екатеринбургом развернулось строительство заводов-гигантов и их соцгородов для рабочих. В центре города дома-коммуны строились на старых узких улицах, между усадьбами. Соцгород сразу проектировался и строился на основе идей нового быта. Самый яркий пример такой среды — жилой район Уралмаш.

Площадь Первой Пятилетки

Центр района — предзаводская площадь, или площадь Первой Пятилетки. Четыре главных улицы Уралмаша сходятся к ней веером. В самом центре площади стоит памятник народному комиссару тяжелой промышленности первых пятилеток Серго Орджоникидзе. За памятником фонтан, и дальше самое сердце площади и всего Уралмаша — двухэтажное здание главной заводской проходной. До 70-х годов Уралмаш был заводом полного цикла. Здесь не только создавали уникальные машины, но и лили сталь для их деталей. Завод работал в три смены — сквозь проходную три раза в день проходило несколько тысяч человек. Сегодня здесь находится музей истории УЗТМ.

На площадь выходят несколько важнейших зданий соцгорода. Заводоуправление (улица Машиностроителей, 19а) — монументальное серое здание в самых строгих формах конструктивизма. Здесь и сегодня находится дирекция завода Уралмаш, а вторую половину здания занимает районный суд.

Одна из главных улиц Уралмаша, уходящих от Площади Первой Пятилетки, — пешеходный Бульвар Культуры. На противоположной стороне бульвара — здание бывшей гостиницы «Мадрид». Название гостиницы было дано, очевидно, под влиянием гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. Это уникальный пример так называемого «обогащенного» конструктивизма. Архитекторы середины 30-х годов в итоге решили вернуться к декоративным элементам на фасаде, лепнине, колоннам и капителям. Новый стиль, который сменил конструктивизм, позже стали называть советским ампиром.

ДК Уралмаш

Дальше по Бульвару Культуры (дом 3) находится здание первого Дома культуры для рабочих УЗТМ. Изначально ДК строили как огромную фабрику-кухню для всего района. Однако вскоре стало понятно, что перемещение рабочих на обед и с обеда — огромная трата времени. Поэтому каждый цех получил свою столовую, а здание было переоборудовано в Дом культуры.

Внутри сохранились исторические интерьеры с развесистыми люстрами и монументальными полотнами советского реализма. Дом культуры носил разные названия, но многие знают его как Старый ДК Уралмаш. Эта культурная площадка работает без перерывов с момента своего открытия в 1936 году и сегодня является центром сообщества Уралмаша.

Белая башня

В завершении бульвара Культуры (ул. Бакинских Комиссаров, 2а) стоит водонапорная башня УЗТМ. Она строилась не только для прямого использования, но и как своеобразный символ новой индустриальной культуры. Архитектурный конкурс проектов проводился среди специалистов Уралмашинстроя. Сегодня башня — признанный в мире шедевр советского авангарда. При строительстве активно использовали монолитный железобетон — в то время новую для Урала технологию.

Белая башня является одним из главных символов района Уралмаш и в целом города Екатеринбурга. Ее расположение на горке в перспективе улиц делает ее заметной, несмотря на подбирающуюся застройку. В наши дни внутри башни воплощают самые разные культурные проекты и проводят экскурсии.

Автор фотографий Фёдор Телков
Автор текста Полина Иванова

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы