За последние десять лет в Екатеринбурге появился новый бренд города — архитектура конструктивизма. Коллекция авангардных зданий — по последним данным в городе насчитывается более 400 объектов, построенных в первой половине прошлого века — давно впечатляет российских и иностранных архитекторов и историков. Но только недавно этот архитектурный феномен смог завоевать широкую популярность.
Фёдор Телков и Полина Иванова разглядывают самые популярные здания города и объясняют, как полюбить советский авангард.
С 30-х годов прошлого столетия старый дореволюционный Екатеринбург начинает тотально перестраиваться в новый советский Свердловск. Выпрямляются и расширяются улицы, старинные здания разрушаются и на их месте возникают площади и символы новой власти. В новом государстве, пришедшем на смену Российской Империи, объявлена культурная революция — попытка создать абсолютно новый культурный код для целой страны. Авангардными становятся театр, литература, живопись, музыка и архитектура.
В 1930 на месте сноса одного из главных соборов города появилась площадь Труда. Рядом началось строительство огромного комплекса для администрации области — Облсовета (проспект Ленина, 34). На площадь выходила «конторская часть», а на улицу Горького — жилой дом, соединенный с конторским надземными крытыми переходами.
Интересная деталь — один из каменных особняков, стоявших на площади не снесли, а встроили прямо в угол конструктивистского Облсовета. Если внимательно посмотреть, то на углу, ближайшему к улице Пушкина, можно увидеть арочные окна, не характерные для архитектуры конструктивизма.
Сегодня в здании Облсовета располагаются министерства Свердловской области.
Дом связи (проспект Ленина, 39) — визитная карточка города, икона авангарда. Это здание лучше всего выражает главную идею конструктивизма — многофункциональность архитектуры. Его фасад как бы собран из разных по размеру и объему кубиков, с разным рисунком окон. И для каждого из этих кубиков — своя функция: легко различимы огромные залы с ленточными окнами, вертикаль лестнично-лифтовой клетки, конторские помещения с небольшими окошками и, наконец, пространство, где располагалась АТС (автоматическая телефонная станция) — его выдают узкие вертикальные окна.
По замыслу архитекторов в здании Дома связи размещалась почта, телефонная и телеграфная станции, точка радиовещания, радиоремонтные мастерские и клуб радиолюбителей, а также столовая, гимнастический зал для работников связи и ясли для их детей.
Главпочтамт по-прежнему работает в этом здании. Здесь все так же можно отправлять и получать письма, открытки, посылки, вместо телеграфа появился пункт доступа в интернет. Внутри сохранился исторический интерьер в стиле советского ампира с характерными люстрами, лепниной и скульптурой Ленина.
Архитектура авангарда стремительно развивалась после окончания гражданской войны — для новой культуры необходимо было построить новые центры. Клуб строителей (проспект Ленина, 50) — пожалуй самый масштабный авангардный культурный центр того времени в нашем городе.
Здание клуба — это несколько корпусов, у каждого из которых была своя функция. Ближе к улице Луначарского находился корпус со зрительным залом, вдоль проспекта Ленина тянулся корпус с классными комнатами для занятий кружков, а во дворе находился спортивный корпус. Одна из достопримечательностей здания — так называемые «солярии»: плоские кровли, на которые можно было выйти с последнего этажа.
Во время Великой Отечественной войны в Свердловск были эвакуированы несколько киностудий. Они заняли здание Клуба строителей и возобновили работу в эвакуации под именем Свердловской киностудии. После войны здание было сильно перестроено внутри, здесь были открыты первые съемочные павильоны.
Сегодня это здание известно жителям как торговый центр, а Свердловская киностудия занимает несколько построек позади Клуба строителей.
Одной из важных задач культурной революции была организация нового быта – Свердловск в то время стал столицей огромной Уральской области. Население города за 20 послереволюционных лет выросло в пять раз. Сюда ехали специалисты со всей страны, чтобы строить новые индустриальные площадки, обслуживать их и руководить ими. Все они должны были где-то жить.
Прежняя система расселения — усадьбы и частные дома больше не подходила новому советскому городу. Квартирные дома были абсолютно новым типом зданий, экспериментом, призванным выявить, каким должен быть новый быт.
В Свердловске было построено больше десятка жилых комбинатов. Один из самых больших — второй жилой комбинат для работников НКВД. Городок Чекистов (проспект Ленина, 69) — это целый квартал конструктивистских жилых домов. Он состоит из 14 корпусов, среди которых не только многоквартирные жилые дома, но и общежитие, поликлиника, корпус бытового обслуживания, а также дом культуры с фабрикой-кухней.
Полноценные кухни в квартирах не предусматривались. По задумке жители городка должны были получать готовое питание на фабрике-кухне, а дома только разогревать еду. Отдельный «писк» конструктивистских городков — ванные комнаты с окном. Редкая современная квартира может похвастаться такой роскошью.
Другой интересный пример конструктивистского жилого дома — дом старых большевиков (улица 8 Марта, 1). Дом построили для ядра партии — большевиков, вступивших в партию еще во времена Российской империи. Большие балконы и сложная геометрия фасада являются единственными украшениями этого здания. Подъезды расположены необычным образом — на главном фасаде вы не увидите входных дверей, они располагаются на стенах здания, расположенных под прямым углом к улице. Таким образом создается иллюзия глухой стены первого этажа.
Дом старых большевиков до сих пор жилой. Первый этаж занимают разные конторы, среди них — галерея фотографии Март, известная в городе своими необычными выставками.
В эпоху первых пятилеток единственным средством массовой информации была печатная пресса — листовки, газеты, бюллетени. Все это было необходимо советской власти в огромном количестве, чтобы вести пропаганду и способствовать просвещению. Поэтому строительство Дома печати (проспект Ленина, 49) было важной стратегической задачей.
Комплекс Дома печати включал полный цикл создания СМИ: на первых двух этажах располагались типографские станки, на последних — редакция. В те годы печатное производство занимало очень много места — станки с бумажными лентами требовали длинного горизонтального пространства.
Единственное украшение главного фасада Дома печати — ленточные окна, вытянутые во всю длину здания и демонстрирующие принцип свободного плана: стены в здании не несущие, они прерваны по всему фасаду ленточным остеклением. Мощные перекрытия, рассчитанные на динамическую нагрузку печатных станков, поддерживаются железобетонными колоннами.
В XXI веке технологии изменились — несколько огромных печатных конвейеров может заменить один небольшой промышленный принтер. В начале 2000-х типография покинула здание, однако газета «Уральский рабочий» существует до сих пор. Сегодня в Доме печати расположен развлекательный кластер: кафе, рестораны, квест-комнаты и другие современные развлечения легко уживаются внутри бывшей типографии. Колорит места сохраняет ночной клуб «Дом Печати» — первый настоящий лофт Екатеринбурга.
На стрелке городского пруда создается большой спортивный центр. В глубине парка строится легкоатлетический стадион, а ближе к воде — станция водных видов спорта. Здание получило прозвище «Дом-кораблик»— в архитектуре четко читается нос корабля, округлые бока и окна-иллюминаторы. Над крышей дома возвышается смотровая площадка-рубка. Это не романтичный старорежимный парусник, а новый индустриальный пароход.
Здание до сих пор функционирует как спортивный комплекс (ул. Еремина, 12). Здесь, как и 80 лет назад, прямо на воде городского пруда тренируется спортивная команда по гребле.
В те времена рядом со старым Екатеринбургом развернулось строительство заводов-гигантов и их соцгородов для рабочих. В центре города дома-коммуны строились на старых узких улицах, между усадьбами. Соцгород сразу проектировался и строился на основе идей нового быта. Самый яркий пример такой среды — жилой район Уралмаш.
Центр района — предзаводская площадь, или площадь Первой Пятилетки. Четыре главных улицы Уралмаша сходятся к ней веером. В самом центре площади стоит памятник народному комиссару тяжелой промышленности первых пятилеток Серго Орджоникидзе. За памятником фонтан, и дальше самое сердце площади и всего Уралмаша — двухэтажное здание главной заводской проходной. До 70-х годов Уралмаш был заводом полного цикла. Здесь не только создавали уникальные машины, но и лили сталь для их деталей. Завод работал в три смены — сквозь проходную три раза в день проходило несколько тысяч человек. Сегодня здесь находится музей истории УЗТМ.
На площадь выходят несколько важнейших зданий соцгорода. Заводоуправление (улица Машиностроителей, 19а) — монументальное серое здание в самых строгих формах конструктивизма. Здесь и сегодня находится дирекция завода Уралмаш, а вторую половину здания занимает районный суд.
Одна из главных улиц Уралмаша, уходящих от Площади Первой Пятилетки, — пешеходный Бульвар Культуры. На противоположной стороне бульвара — здание бывшей гостиницы «Мадрид». Название гостиницы было дано, очевидно, под влиянием гражданской войны в Испании 1936–1939 гг. Это уникальный пример так называемого «обогащенного» конструктивизма. Архитекторы середины 30-х годов в итоге решили вернуться к декоративным элементам на фасаде, лепнине, колоннам и капителям. Новый стиль, который сменил конструктивизм, позже стали называть советским ампиром.
Дальше по Бульвару Культуры (дом 3) находится здание первого Дома культуры для рабочих УЗТМ. Изначально ДК строили как огромную фабрику-кухню для всего района. Однако вскоре стало понятно, что перемещение рабочих на обед и с обеда — огромная трата времени. Поэтому каждый цех получил свою столовую, а здание было переоборудовано в Дом культуры.
Внутри сохранились исторические интерьеры с развесистыми люстрами и монументальными полотнами советского реализма. Дом культуры носил разные названия, но многие знают его как Старый ДК Уралмаш. Эта культурная площадка работает без перерывов с момента своего открытия в 1936 году и сегодня является центром сообщества Уралмаша.
В завершении бульвара Культуры (ул. Бакинских Комиссаров, 2а) стоит водонапорная башня УЗТМ. Она строилась не только для прямого использования, но и как своеобразный символ новой индустриальной культуры. Архитектурный конкурс проектов проводился среди специалистов Уралмашинстроя. Сегодня башня — признанный в мире шедевр советского авангарда. При строительстве активно использовали монолитный железобетон — в то время новую для Урала технологию.
Белая башня является одним из главных символов района Уралмаш и в целом города Екатеринбурга. Ее расположение на горке в перспективе улиц делает ее заметной, несмотря на подбирающуюся застройку. В наши дни внутри башни воплощают самые разные культурные проекты и проводят экскурсии.
Автор фотографий Фёдор Телков
Автор текста Полина Иванова