Ещё про ваши права на транспорте: багаж, опоздания, страховки

Материал подготовлен при поддержке @dumagovru.

Сразу самое главное: как вы, возможно, знаете, в любой авиакомпании можно вернуть даже невозвратный билет по болезни. Так вот, одна из самых частых ошибок за последние месяцы — присылать положительный ПЦР-тест. Тест не является документом, что вы болеете. Для авиакомпании это примерно как получить распечатку ЭКГ. Нужна или справка с печатью врача, или больничный (зависит от авиакомпании, некоторым подходит только больничный). В справке нужно указание, что пассажир не может лететь либо что пассажир болеет на дату рейса.

Теперь давайте пройдёмся по другим вопросам.

Что делать, если мой багаж потеряла авиакомпания?

Обычно вы это замечаете прямо на ленте выдачи багажа, когда все уже ушли, а вы остались. Не торопитесь выходить из багажного зала (назад потом будет очень сложно зайти): в крупных аэропортах прямо там бывают стойки Lost & Found или «Розыск багажа» по-русски. Нужно обратиться туда. Ваш багаж мог быть переведён в ручную обработку (например, если повредился и распался на части по дороге — в такой ситуации его собирают и заворачивают в плёнку, вы можете получить негабаритный кокон) либо просто улетел отдыхать не с вами.

Если такой стойки нет, нужно идти к представителю авиакомпании или читать на сайте авиакомпании, что делать — обычно есть электронные формы розыска багажа.

На стойке вас попросят показать багажный купон (это бумажка, которую клеят сзади на ваш билет), описать ваш багаж (включая содержимое), дать телефон. Вам должны выдать акт о потере багажа: один экземпляр останется на стойке, второй получите вы на руки. Потом авиакомпания отправит заявку в международную систему поиска багажа. Заявка на розыск получает уникальный номер, а пассажиру чаще всего выдается распечатка с ним. Если багаж найдут, то авиакомпания скажет, с какого рейса вы его сможете получить и когда. Забирать его не обязательно: авиакомпания должна отправить его по указанному вами адресу (обычно это ваш дом или отель, если вы отдыхаете где-то).

Чаще всего всё случается через день-два, но багаж вполне могут искать и до двух недель или даже вообще никогда не найти. Иногда чемоданы растворяются. Через 21 день поисков вам должны выплатить компенсацию, если не получилось вернуть вещи. Размер компенсации зависит от массы багажа. Когда фактический вес багажа установить невозможно, за норму считается 35 кг. В России чаще всего выплачивается 600 рублей за килограмм. Если вы считаете, что в багаже были более ценные вещи, то вам нужно отправить претензию в течение 18 месяцев в авиакомпанию и как-то попробовать доказать наличие этих вещей в чемодане, например, показав чеки иностранных покупок во время отдыха. Если вы получаете отказ — можно обращаться в суд.

На время поиска багажа вам также выплачивают компенсацию на приобретение предметов первой необходимости. В иностранных поездках это от 50 до 250 долларов. Деньги могут выдать сразу же либо после нахождения багажа. Для выплаты компенсации у пассажира могут попросить чеки на покупки, сделанные в первый день после потери багажа (дата, указанная в акте о потере багажа).

Если багаж повреждён, вы также можете спокойно отправлять претензию в авиакомпанию. Повреждён — это как снаружи, так и внутри. Такая претензия рассматривается 3 месяца, если билеты были одной авиакомпании, и 6 месяцев, если нескольких разных.

Некоторые авиакомпании выдают на регистрации наклейки для телефона или почты: хорошей идеей будет наклеить на чемодан своё имя и контакт заранее. Это не страхует от потери, но помогает найти багаж в конечном итоге.

Что делать при задержке рейса?

Во-первых, вы можете вернуть даже невозвратный билет в такой ситуации по (п. 2 ст. 108 ВК РФ; п. 227 Федеральных авиационных правил; п. 2 ст. 13, ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1). А ещё можете обратиться к перевозчику с претензией о возмещении убытков, которые понесли из-за задержки — это срыв экскурсий, опоздание на поезд или другой рейс и так далее. Нужно будет приложить копии документов, подтверждающих понесённые убытки. Претензия предъявляется перевозчику в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения. При внутренних воздушных перевозках такая претензия предъявляется в течение шести месяцев со дня задержки рейса (п. 4 ст. 124, пп. 4 п. 1 ст. 126 ВК РФ). При международных воздушных перевозках перевозчик несёт ответственность, установленную соответствующими международными договорами РФ. Так, в случае перевозки, на которую распространяется действие Монреальской конвенции, размер ответственности перевозчика в случае вреда, причинённого при перевозке лиц в результате задержки, ограничен суммой 4150 специальных прав заимствования – почти 5 тысяч евро. (курс на 22 марта: 1 RUB = 0,0094 XDR, 1 USD = 0, 6994 XDR, 1 EUR = 0,8343 XDR). (ст. 3 ВК РФ; ст. 19, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 23, ст. ст. 24, 55 Конвенция
для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок
(Монреаль, 28 мая 1999 г.; абз. 1 Закона от 03.04.2017 N 52-ФЗ; Информация Росавиации).

В аэропорту вы можете получить услуги:
— бесплатное хранение багажа,
— два звонка или два электронных письма после 2 часов ожидания,
— бесплатные прохладительные напитки через 2 часа,
— бесплатное горячее питание через 4 часа (дальше каждые 6 часов днём и каждые 8 часов ночью),
— бесплатную гостиницу через 6 часов ночью или 8 часов днём, плюс доставку до гостиницы и обратно транспортом за счёт авиакомпании.

Если рейс стыковочный и вы опоздали на следующий, то авиакомпания должна будет сама разобраться, как вас доставить до места — это её ответственность. А вот если вы покупали билеты на разные рейсы (у вас не одна, а несколько маршрутных квитанций до точки назначения), то всё гораздо сложнее: скорее всего, билет на улетевший рейс пропадёт.

Что делать, если я сломал палец во время поездки?

Пока вы едете в поезде, на автобусе (в официальном рейсе) или летите в самолёте, у вас есть страховка жизни и здоровья. Обычно её не выдают вместе с билетом, но она обязательна и она точно есть — иначе перевозчик просто не может вас перевозить официально. Так вот, любая травма в дороге — это повод получить страховую премию. Например, в поезде нужно сказать проводнику, чтобы он обратился к начальнику поезда для оказания медпомощи. Но самое важное тут — доказать потом страховой, что такой случай был, поэтому не забудьте взять документ:
1. справку из медпункта (из аэропорта или ж/д вокзала),
2. сигнальный лист скорой помощи (если несчастный случай потребовал вызова скорой помощи),
1. акт о несчастном случае (может быть составлен проводником на месте происшествия во время перевозки).

Я буду менять фамилию, но хочу купить билет сейчас. Что делать?

В случае железнодорожного рейса будет достаточно показать документ или отметку в паспорте о старой фамилии. В случае авиарейса нужно будет переоформить билет после смены фамилии. Но не во всех авиакомпаниях такое разрешено – лучше уточнить это перед покупкой билета. В случае, если перевозчик такое не разрешает, нужно сдавать билет и покупать новый. Ну или можно попросить агента внести ремарку о правильной фамилии в бронирование. Взять в аэропорт с собой новый паспорт и документ, подтверждающий смену фамилии (например, свидетельство о браке), и попытать счастье, вдруг пустят. Но есть и большой риск, что развернут. Тут на усмотрение авиакомпании.

Ещё не готов загранпаспорт, можно ли указать данные старого заграна или паспорта РФ, а потом поменять?

Оформлять международный билет по общегражданскому паспорту в теории можно попытаться, и некоторые авиакомпании даже вам это разрешат. Но это очень и очень плохая идея. С другой стороны, надо знать, что многие компании не смотрят на номера документов, а смотрят только на фамилию и имя. Если в новом паспорте фамилия и имя будут указаны так же, как вы их указали — вполне может прокатить. А может не прокатить. Поэтому опять же нужно уточнять перед покупкой, можно ли будет поменять паспорт в билете и сколько это будет стоить (у многих авиакомпаний это платно, а есть и те, у кого запрещено). Ещё можно позвонить нам и попросить внести в бронь примечание о том, что написание фамилии изменилось. Для большинства авиакомпаний этого будет достаточно, но есть перевозчики, которые не допускают ни единой ошибки в имени и фамилии пассажиров. К примеру, если вы летите через Доху, так лучше не экспериментировать. То же самое касается почти всех азиатских перевозчиков. Дело в том, что в странах с иероглифическим письмом изменение одной буквы (иероглифа) полностью меняет смысл и звучание имён. Поэтому если в новом паспорте написание имени и фамилии пассажира будет хотя бы на одну букву отличаться от указанного в билете — это может служить основанием для отказа в перевозке со стороны авиакомпании. China Southern Airlines, например, не даёт даже за доплату заменить билет: часто нужно выкидывать имеющийся и покупать новый. Ещё при перелёте в США или через США нельзя ошибаться ни в одной букве.

Нужны ли какие-то документы на полёт при беременности?

Нет, беременность — нормальное физиологическое состояние человека. Но некоторые компании могут на позднем сроке запросить медицинское заключение и разрешение на полёт от врача.

Я потерял документы, что делать?

Важно понять, украли у вас их или вы их просто где-то оставили — это две разные процедуры для полиции. Как только вы обнаружили пропажу документов и банковских карт, в первую очередь заблокируйте карты через горячую линию банка или приложение. Потом обратитесь в полицию, опишите, что произошло, как выглядели украденные или потерянные вещи. Если это происходит в России, получите талон-уведомление о приёме заявления о происшествии.

Если сюжет развивается за границей, то хорошо, если у вас в багаже есть цветная копия загранпаспорта или другой документ либо вы можете найти двух человек, которые подтвердят вашу личность. По документу, который выдаёт полиция, можно полететь только обратно в страну своего гражданства, то есть вернуться в Россию.

Дальше вам нужно будет восстановить паспорт через МВД. Пока у вас его нет, ездить не получится: справка о том, что он делается, не является документом. Но можно оформить временное удостоверение личности, вот по нему летать и ездить внутри страны уже можно. Внутренний паспорт восстанавливается 10 дней по месту регистрации или 30 дней где угодно в стране. Получать его можно только лично. С паспортом РФ можно начать восстанавливать другие документы.

В какие страны СНГ не нужен загранпаспорт?

По внутреннему паспорту РФ въезд разрешён в Белоруссию, Казахстан (но сейчас из-за COVID-19 заграничный всё же нужен), Киргизию, Армению (старше 14 лет). По заграничному паспорту обязательно оформление авиабилетов при перелётах в Таджикистан, Украину, Узбекистан, Молдову, Азербайджан, Грузию, Армению (для лиц младше 14 лет).

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты
Неочевидные возвраты у разных авиакомпаний
Что нужно знать про гостиницы и передержки
Рассказывает профессионал
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.