Глупые вопросы авиаинженеру: почему при взлёте мигает свет и жужжит мотор

А ещё: опасна ли турбулентность и нужно ли на самом деле выключать телефон перед взлётом

Аднан — авиаинженер из Турции с 11-летним опытом. Самолёты — его жизнь. Даже вне работы он постоянно запрокидывает голову к небу и высматривает пролетающие лайнеры. «Это Airbus А321, — моментально выдаёт он. — А там Boeing 747». Оказавшись в гостях у Аднана, я выяснила, какие задачи он решает каждый день и летает ли по миру бесплатно (спойлер: да). И, конечно, я задала вопросы о безопасности, волнующие каждого пассажира.

путешественница

Как ты стал авиаинженером?
Я учился в лицее с техническим уклоном. После выпуска у меня было два варианта: стать учителем по электроэнергетике или пойти в авиаинженеры.

Для преподавания нужен талант, а я не замечал за собой такого, поэтому выбрал второй вариант. К тому же я хорошо учился, а это упрощало поступление в авиационный университет.

Признайся, тайком подумывал стать пилотом?
Да, была такая идея. На тот момент я несколько лет работал авиаинженером, постоянно учился, набирался опыта. С одной стороны, было интересно, с другой — не хотелось терять текущую квалификацию и деньги (обучение было за свой счёт).

Я всё-таки попробовал, но не сдал DLR 2 (экзамен для пилотов). Так бывает: справился с самым сложным (симулятор полётов, логика мозга, визуальная память) и завалился на блоке с реакциями.

Жалеешь?
Нет. Я мог снова сдать тест и стать вторым пилотом, но не стал. Во-первых, у второго пилота меньше свободы. Каждое действие нужно согласовывать — сам ты не решаешь почти ничего. Инженер же сам себе босс: увидел проблему — решил её. Плюс пилотам нужно всегда быть бодрячком. Вот так захочешь подайвить перед полётом, а ни-ни. Мне такое не подходит (зря, что ли, лицензию дайвера получал?).

Во-вторых, доход. Разница в моей ставке со ставкой второго пилота небольшая. С первым — заметная. Но чтобы стать главным, нужно снова учиться, вкладываться в образование, слушать жёстких пилотов (таких много) и летать, летать, летать.

Фото: из личного архива

Расскажи про свою работу. Что входит в обязанности авиаинженера?
Всё, что связано с техническим состоянием самолёта. Есть запланированные и незапланированные задачи.

Запланированные — это ежедневная проверка, сервисная проверка, A-check и C-check. В ежедневную входит очистка топлива от лишней воды, замена фильтров и масла, проверка всех электронных систем и давления в шинах. В остальных проверках бывает от 200 до 2000 разных задач (тогда работаем группами).

Незапланированные задачи — те, что выходят за рамки стандартной проверки. Например, когда лопнула шина, что-то попало в двигатель или износились тормоза.
О чём-то мы узнаем из журнала пилота (его заполняют после каждого полёта). Иногда что-то глючит в системе, и её нужно перезагрузить. Или понять, откуда появился посторонний шум.​​

Всему этому учат в университете?
Конечно, нет. Сначала проходишь обязательные курсы (про человеческие ошибки, топливную безопасность и прочее). Потом можешь работать механиком, но без права выпускать самолёты в рейс. После этого сдаёшь экзамены и получаешь авторизацию и лицензию. У многих на это уходит до 7 лет, но мне понадобилось 4 года.

Тут можно бы выдохнуть, но нет. Ещё нужно пройти курс по конкретной модели самолёта (например, Airbus 321) и сдать экзамен. И бинго — можно выдавать разрешение на полёт.

Сколько стран ты посетил благодаря работе?
Около 20. В некоторых удалось какое-то время пожить. Часть стран видел из окна иллюминатора: мы прилетали на место, что-то чинили и улетали назад.

Из необычных направлений — Нигерия, Марокко, Молдавия, Казахстан. Много раз летал в Махачкалу (там здорово). Европа — само собой. С Азией и Америкой пока не было пересечений.

А привилегии на полёт у тебя есть?
Да, но это не значит, что я бесплатно летаю бизнес-классом и сижу только в VIP-лаунжах (хотя бывает).

Чаще всего авиакомпании компенсируют перелёты экономклассом, то есть я могу летать бесплатно и по работе, и в отпуск. Также выдают билеты для членов семьи, но не друзьям или девушке.

Чтобы пересесть в бизнес-класс, нужно доплатить (около 500 рублей). Иногда можно договориться со стюардессами или пилотом, и тебя посадят на место получше. Это особенно актуально при высоком росте, как у меня.

Фото: из личного архива

Почему в воздухе возникает «болтанка» и опасна ли она?
Самолёт на протяжении всего полёта сталкивается с разными потоками воздуха. Эти потоки могут различаться по плотности, температуре, скорости. При попадании в них случается турбулентность.

Часто она бывает при прохождении облаков, при посадке или на низких высотах. Ещё на неё влияет смена климата. Наконец, трясти может из-за самолёта, который летел перед вами и изменил состояние атмосферы.

В любом случае у каждого пилота есть метеорадар и погодная сводка. Перед полётом он знает зоны, где может быть турбулентность. Для самолёта это не опасно. Всё, что происходит, — это тряска и небольшая потеря высоты. Даже при сильной турбулентности самолёт в безопасности — он спроектирован с учётом всех внештатных ситуаций.

Правда ли, что над определёнными местами по миру всегда трясет?
Да, такое случается. Но в этом нет никакой мистики (как говорят про Бермудский треугольник, например). Всё дело в потоках воздуха, которые возникают из-за разницы температур в верхних слоях атмосферы.

Потоки передвигаются по всему миру. Их можно отслеживать по интерактивной карте Jet Streams Map. Где-то они возникают чаще (например, над территорией США), поэтому там «вечная» турбулентность.

Фото: Shutterstock

Насколько пилот участвует в полёте? Или за него всё делает автопилот?
Пилоты выполняют много важных задач. Во-первых, это взлёт и посадка. Взлёт всегда происходит вручную. Посадка обычно тоже, но при хорошей погоде её может сделать автопилот.

Во-вторых, это контроль самолёта и полёта. Если что-то идёт не так или случается турбулентность, пилоты связываются с наземной станцией и принимают меры.

В-третьих, это дневник полёта. За это отвечает второй пилот. Он следит за уровнем топлива (каждые полчаса) и высотой (сбалансирован ли самолёт). Также он отмечает, в какое время и с какими показателями пролетели определённую точку маршрута.

Если после взлёта всё в порядке, включается автопилот. В нём есть вся информация по маршруту (скорость, высота, направление). Если что-то изменилось (например, после турбулентности), пилоты обновляют информацию, и автопилот снова берёт контроль на себя.

Спят ли пилоты в самолёте?
Конечно (только не падайте в обморок). На коротких дистанциях спать не имеет смысла — только набираешь высоту, и уже пора снижаться. Но при длительном перелёте (6–10 часов) — почему бы и нет.

Конечно, такой сон сложно назвать глубоким — он длится 20–30 минут. Перед тем как закрыть глаза, пилот передает коллеге всю информацию о полёте. После пробуждения слушает новые данные: как изменилась высота, где пролетает самолёт, что передавали наземные станции. Так ситуация остаётся под контролем.

Фото: Shutterstock

Как часто моют окна иллюминаторов?
Чёткого графика нет. Всё зависит от авиакомпании и погодных условий. Например, в Анталье самолёты моют раз в 2–3 месяца (погода солнечная, грязь налетает редко). В локациях с плохим климатом чаще — раз в 2–3 недели.

В целом, если самолёт грязный, его помоют. Иногда это происходит после жалоб пассажиров (и такое случается). А бывает, проблема решается сама: пролетаешь под хорошим ливнем, и самолёт снова чистый.

Зачем открывать шторку иллюминатора при посадке?
Чтобы убедиться, что всё идёт по плану. Взлёт и посадка — самая важная часть полёта. Экипаж должен видеть всё, что происходит снаружи (как ведёт себя самолёт, нет ли на пути птиц и прочее). Если что-то случилось, важно быстро понять причину и место возникновения проблемы. В этом порой помогают и пассажиры. Чем больше глаз видят самолёт, тем лучше.

Ещё это нужно для адаптации к освещению, что особенно важно при аварийной посадке. В этом случае скорость реакции имеет большое значение.

Почему при взлёте часто жужжит мотор?
На это есть ряд причин, но все они — норма. Чаще всего двигатель шумит при наборе высоты. Объяснение простое: самолёт идёт против гравитации, ему нужно больше мощности для взлёта. Другой пример — когда пролетаешь над облаками или попадаешь во влажный воздух. Логика та же: чтобы преодолеть препятствие, требуется больше усилий.

Иногда шумно из-за вибрации двигателя. В полёте с этим ничего не сделать. Пилот фиксирует проблему, а инженеры разбираются с ней после посадки. Ещё одна причина — вибрация фюзеляжа. В этом случае инженеры проводят исследование на последующих рейсах. Как детективы, собирают все данные от пилота и ищут решение.

Почему авиакомпании теряют наш багаж
И что делать, чтобы избежать потери

Почему перед вылетом часто включают-выключают свет в салоне?
Это происходит, когда меняется источник электроэнергии. Сначала самолёт «берёт силы» от наземной станции, а потом переключается на вспомогательную силовую установку. В этот момент свет в салоне может недолго моргать. Когда капитан заводит мотор, источник автоматически переходит на двигатель. Моргание может повториться. Но это в последний раз — теперь всё готово для полёта.

Фото: Shutterstock

Разгоняют ли птиц на аэродроме?
Птицы — существа непредсказуемые, поэтому чёткого графика, когда их нужно разгонять, нет. Конечно, аэропорт следит за чистотой взлётно-посадочных полос. Этим же занимается капитан: перед вылетом он внимательно осматривает весь маршрут руления. Если замечает птиц, медленно проезжает мимо, и они разлетаются (звук мотора их пугает).

Иногда при посадке самолёт летает кругами. Зачем?
Часто из-за загруженности аэропорта. Кто-то вылетел с опозданием, кто-то прилетел позже — отсюда очередь на посадку. Ещё такое бывает, если нужно экстренно очистить посадочную полосу от грязи или лишних деталей (например, когда взорвалась шина).

Другая причина — неисправность в самолёте. В данном случае важно как можно скорее приземлиться в ближайшем аэропорту и понять, в чём дело. Но перед этим нужно «сжечь» лишнее топливо, чтобы самолёт пришёл к своему «весу для посадки». Иначе из-за перевеса приземление получится жёстким.

В конце концов, бывает плохая погода. Из-за облаков и большой влажности посадочную полосу иногда не видно (если ситуация не меняется, пилот может приземлиться в другом аэропорту). А порой летит президент, и приходится немного подождать.

Могут ли самолёты столкнуться в небе?
Нет. Во-первых, самолёты летают на разной высоте. Это важно, чтобы не создавать дополнительную турбулентность.

Во-вторых, во многих самолётах есть TCAS — система предупреждения столкновения в воздухе. Она автоматически меняет высоту полёта при приближении к другому лайнеру. Кроме этого, у пилотов есть отдельный монитор, где видно все пролетающие рядом самолёты.

Какие места в салоне самые безопасные?
При турбулентности это передние места — в хвостовой части трясёт сильнее. В случае экстренной посадки — места рядом с аварийными выходами (здесь каждая секунда имеет значение). В остальных случаях нет «правильного» ответа. Всё зависит исключительно от ситуации.

Фото: Shutterstock

Нужен ли самолёту отдых между полётами?
Если на это нет особых причин, то нет. Современные самолёты спроектированы так, чтобы они могли летать максимально часто. В этом заинтересованы все авиакомпании (стоянка в аэропорту — дорогое удовольствие). Поэтому при отсутствии внештатных ситуаций достаточно паузы в 20-60 минут. За это время самолёт заправляют и готовят к новой посадке.

Как часто обслуживается самолёт?
Есть несколько вариантов. Первый — до и после каждого полёта. Самолёт осматривают снаружи, проверяют двигатель и всю электронику. Иногда нужно починить что-то внутри (если заклинило дверь или сломалась кнопка). Ещё обязательно смотрят дневник полёта, где капитан отмечает все смущающие моменты и ошибки системы.

Второй вариант — когда самолёт налетает определённое количество часов или циклов (стандарты устанавливает авиакомпания). Это как с автомобилем: после какого-то пробега нужно менять крупные детали.

Нужно ли на самом деле выключать телефон перед вылетом?
Да. Логика простая: любое электронное устройство создает радиоволны. Они, в свою очередь, вызывают помехи. Это влияет на работу автопилота, системы навигации и управления полётом. Кроме этого, радиоволны могут сказаться на коммуникации пилотов.

Конечно, все системы в самолёте хорошо продуманы и защищены. Но это не повод дополнительно рисковать. В истории были случаи, когда помехи приводили к грустным последствиям. Поэтому лучше потратить пару секунд и поставить устройства в авиарежим — так безопаснее.

Фото: Shutterstock

Что происходит, если отказал двигатель? Можно ли в этом случае посадить самолёт?
Скажу сразу — это очень редкая ситуация. Если она всё же случилась, пилоты отлично знают, что делать.

Во-первых, для внештатных ситуаций есть чек-лист. Сначала пилоты следуют инструкциям и подсказкам на панели управления. Если мотор не горит и не повреждён, его пробуют перезапустить. Если это не удалось, связываются со станцией и ищут аэропорт для аварийной посадки.

Во-вторых, во многих самолётах два двигателя. При отказе одного из них можно лететь на тяге второго (даже при взлёте). Главное — сбалансировать самолёт (это делают вручную с помощью педалей). После этого нужно как можно скорее совершить аварийную посадку.

Даже если оба двигателя отказали, самолёт можно безопасно посадить. В этом помогают резервные аккумуляторы. Пилоты переводят управление в ручной режим и плавно лавируют по воздуху до места посадки.

Почему чёрный ящик так называется? Он же оранжевый!
Из-за того, что его находят после крушения. По факту он действительно оранжевый — так его легче найти.

Пилоты любят другую версию: ящик чёрный, потому что хранит все секреты (как волшебный). И это тоже верно: в нём записана вся информацию о полёте. Например, как менялась высота, какие кнопки нажимал пилот, как управлял самолётом в турбулентности. Если что-то сломалось или была жёсткая посадка, по данным из ящика можно понять, по чьей вине это произошло.

Самый правдоподобный и неправдоподобный, на твой взгляд, фильм об авиакатастрофе?
Есть документальный сериал «Расследования авиакатастроф». Он основан на реальных историях крушений и их причинах. Я нахожу в нём много познавательных моментов.

В остальном — я не смотрел что-то специально. Иногда в фильме вижу сцену с самолётами, а там либо ошибки, либо придуманные факты. Такое интересно подмечать.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям