Как снимать дроном в путешествиях

Дима разбил несколько дронов, понял, как делать не надо, и хочет поделиться опытом

Меня зовут Дима, и я профессиональный раздолбай. По крайней мере, в отношении дронов, телефонов и фототехники. Я очень люблю парусный спорт, часто путешествую по миру и часто хочу снимать крутые картинки.

Генеральный директор «Туту Технологии»
16 августа 2018

Началось всё несколько лет назад с покупки профессиональной зеркалки и пары курсов съёмки. В итоге оказалось, что для веба не важно, каким фотоаппаратом ты снимаешь, а важно, что снимаешь и откуда руки. По факту моя большая привязанность к конечному результату вымыла всю профессиональную технику из рюкзака. А ещё она тяжёлая, что создаёт море проблем.

Потом я увидел интересные фотографии с очень длинной селфи-палки с ракурсами, которые явно недоступны простым смертным. Потом на Бали мы попали на съёмку Феррари: были красивые дамы, машины, закаты и два оператора, которые управляли огромным дроном с профессиональной камерой.

Я захотел такую штуку. А дальше началась история разбитых дронов.

Фото: Дмитрий Хрупов / Туту.ру

Не повторяйте моих ошибок

Первое — есть DJI, а есть остальное. Я заказал первый Мавик по предзаказу и начал ждать. Читал истории про то, что первый полёт обычно длится 30 секунд, а потом ремонт. Внезапно подумал, что надо начать тренироваться «на кошках», пошёл на рынок и купил дешёвый большой дрон. Там тоже была камера, и я решил, что это самое то, чтобы научиться управлять. А если разобью — не жалко.

Так вот. У всего того, что дешевле 500 баксов и не DJI (по личным впечатлениям), совершенно ужасное управление для моих обывательских рук. И учиться на дешёвых дронах просто не надо. Но я начал. И поломал запредельное количество пропеллеров: первый десяток, купленный заранее, кончился на второй день. Дрон несколько раз падал и разламывался, но он сделан в два слоя из разного пластика, поэтому его удавалось просто «защёлкнуть». Пару раз удалось починить дома с помощью паяльника и такой-то матери. От неминуемой судьбы рассыпаться кусками по обширному участку территории дрон спасло только то, что его захотел мой брат. Я отдал.

Потом пришёл Мавик. Он породил правила.

Фото: Дмитрий Хрупов / Туту.ру

Не делайте так с Мавиком

Первое — есть флайбридж, потому что судно идёт, а устройство привязывается к GPS-точке. Так я поломал первые три пропеллера. Мы думали, что дрон утонет, но получилось спасти: он ушёл с носа в надстройку, ударился несколько раз в потолок, вылетел наружу и начал довольно пьяно вести себя в воздухе из-за сколов на винтах. Удалось вернуть.

На второй раз привязка к точке не дала ему долететь до яхты — в настройках есть ограничение радиуса от точки старта. Руками я управлял дроном, а голосом — капитаном, поэтому мы смогли вернуться. В тот момент мы были головной яхтой регаты и заложили резкий поворот. Другие капитаны были немного ошарашены таким манёвром и решили, что там что-то опасное.

Дальше я поднимал дрон с кормы и возвращал на корму.

Никогда, никогда, никогда не взлетайте без восьми GPS-спутников. Лучше — девяти.

При любой ошибке компаса вас ждёт полёт в случайном направлении. Соответственно, старайтесь не взлетать с металлоконструкций.

Учите биологию.

С морскими выходами вокруг Сейшел была такая история: на островах с растительностью живут птицы, их много. Какие-то гады, занесённые в Красную книгу, начали дрон затравливать и сбили над островом, он упал на гору в джунглях. Это было примерно в трёх километрах от яхты.

Фото: Дмитрий Хрупов / Туту.ру

Никогда не запускайте с балкона в Москве.

И вообще старайтесь не запускать в городе. Я угрохал и дрон, и балкон. Взлетел хорошо, пролетел вокруг дома и при возвращении попал в сектор базовой станции сотового оператора. Потерял связь, вернулся, чуть ли не пройдя дом насквозь (шёл бы на 30 сантиметров ниже, я бы собирал его во дворе). Направил дрон на балкон — а у него датчики, не дающие врезаться в препятствия. Повернул его к лесу передом, к избушке задом, начал загонять в окно. Сбой компаса — и он продолжил лететь. Влетел в стену, упал в конвульсиях. Минус винты, минус подвес камеры, минус шлейф, покоцал стену. Хорошо, жена не видела. Стену мы давно красили как-то очень дорого.

Я его починил (с зафиксированной камерой) — не включается. Мне говорят: «Ну правильно, шлейф перебит, вот, смотри, какой мягкий». Официальный сервис хотел столько же, сколько стоит такой же дрон, завезённый контрабандой. Неофициальный починил за полцены дрона.

Не стройте из себя героя.

Снимаю закат, высота — 500 метров, расстояние — 4 километра. На спуск надо 3 минуты, если хочется вернуться — ещё пара. В итоге пришлось прогуляться километр по джунглям, потому что я не учёл ветер.

30% — это время возврата.

Хотел снять ещё одну сцену зимой, оставалось около 30% батареи. У дрона. А пульт от холода сел. Ещё одна прогулка с поисками.

И ещё раз: не летайте в железобетонных зданиях.

Взял дрон на новогодний корпоратив. Было большое здание, все несущие конструкции полностью железные. Над балконом он летал хорошо. За перилами взбесился и боком начал летать, пока не встретил пару макушек и металлическую опору. Я чудом никого не ударил сильно — людей было много. Этот опыт стоил мне нервов, четырёх винтов, определённого состояния души, когда ты реально зафакапил всё.

Фото: Дмитрий Хрупов / Туту.ру

Не летайте в туман.

В инструкции так и написано. Может сглючить датчик высоты, и он будет думать, что объективная высота — 30 сантиметров. И ме-е-едленно так садиться. Батареи на полный спуск не хватит. Тогда удалось обмануть датчик, сильно наклонив дрон в спортрежиме (или с него сдуло конденсат, не знаю точно). И не летайте в дождь — те же причины.

Не хватайте его сверху.

Он там очень острый и твёрдый, пальцы порежет в хлам. Да, я это сделал. Зачем — представления не имею.

Не берите барахло без понимания, зачем оно вам.

Мне профессионалы посоветовали сразу наборы фильтров и прочие вещи. Поиграл и отложил, почти ничего из этого не надо, если вы любитель. И тьюториалы тоже почти не нужны: курсы покупать имеет смысл только для видео, а для меня дрон — это длинная селфи-палка плюс новые ракурсы. Тот же вид сверху или вид с высоты вниз — это два разных места. Мы обходили основные лагуны на одном архипелаге. Я там был на велосипеде в паре лагун: с берега вид вообще чума. Но вид с воды на прибой ещё круче.

Из того, что нужно, могу посоветовать только бутылку с этиловым метилированным спиртом (вытеснять воду) или пакет с силикагелем. 

Теперь мне предстоят европейские регаты, и там я буду тестировать местные законы. Возможно, перейду на Спарки: их терять не так жалко и можно покупать уже без пульта.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку

Ещё больше пользы