Я много летаю и повидала разное вроде восьмичасовой задержки рейса и больших окон между транзитами в три пересадки. Мои друзья теряли документы, или же мы просто летали через Копенгаген летом, когда место в хостеле стоит 15 тысяч рублей за ночь.
Мы спали в Копенгагене в аэропорту, и было страшно. Когда вернулись, я узнала про этот вид хобби много интересного.
Аэропорты, бывает, закрываются на ночь. Вот, например, мы летели из Парижа. Не проверили, как работает аэропорт, и приехали туда с твёрдым намерением провести ночь в тепле и относительном комфорте. Всё было хорошо до 11 часов вечера, пока нас триумфально не выгнали за дверь. Часть таких же неудачников, как и мы, пошли искать удачу в ближайшем Макдаке, а мы решили, что раз всё равно у нас с собой палатка, то ночевать будем в ней. Прямо на газоне перед аэропортом её и поставили. В 5 утра встали, собрали палатку и пошли наводить марафет в туалете аэропорта, а потом завтракать в кафе.
Ещё бывает так, что закрываются только некоторые терминалы, поэтому ночевать нужно не в терминалах внутренних перелётов, а в международных — они обычно открыты. Но всё нужно перепроверять, чтобы не случилось так, что в 11 вечера вас выгонят из аэропорта в сонном состоянии.
Фото: Alex Brylov / Shutterstock
Если у вас есть регистрация на рейс, а багаж вы сдали (или вообще едете без него), то в большинстве европейских аэропортов можно пройти по посадочному талону сразу в транзитную зону. Внутри комфортнее спать, чем во внешней части аэропорта. Обычно здесь есть душ, более удобные сиденья, куча дополнительных сервисов и даже комната для йоги. К тому же меньше шансов, что вас обворуют. И сотрудники аэропорта не будут дёргать, чтобы проверить, пассажир вы или нет.
Найдите медпункт и полицию. Практически во всех цивилизованных аэропортах они есть. Лучше всего лечь спать где-то рядом с ними: меньше вероятность, что украдут ваши вещи. По крайней мере, так считается.
Рюкзак нужно обязательно обнимать или хотя бы положить на него руку или ногу. Некоторые приковывают себя к сумкам. Если вы лежите на полу, лучше повернуть рюкзак или чемодан молнией/замком к стене. Это затруднит доступ к вещам, и процесс кражи станет в разы шумнее. Можно завернуть ручную кладь вторым слоем в лёгкую спортивную сумку. Только не берите красную.
Транзитная зона всё сильно упрощает. Там можно спать в комнатах отдыха, в детских комнатах (в них обычно ковры на полу), в библиотеках, в комнате для йоги. Ещё можно спать в лаунжах. В эти зоны можно пройти, если заплатить определённую сумму. Это может быть дешевле, чем ночевать в отеле в аэропорту. Был случай, когда один предприимчивый путешественник несколько раз покупал билет бизнес-класса с бесплатным обменом, возвратом и бизнес-залом. Приходил в аэропорт, отдыхал в бизнес-зале, ел и пил, а за определённое время до вылета шёл и менял билет. В какой-то момент авиакомпания раскрыла схему, но пару раз этот трюк сработал.
Фото: diyben / Shutterstock
Если регистрации на рейс нет, пройти во внутреннюю зону аэропорта не выйдет. Не получается спать на сиденьях — посмотрите на прекрасные резиновые трапы у стоек регистрации. Они мягкие, нехолодные, вполне анатомической формы. Пару часов до регистрации можно и поспать.
Вариант на крайний случай — аренда машины. Если парковка бесплатная, то это может быть дешевле, чем ночь в отеле.
Иногда сотрудники аэропортов могут помочь с ночным сном, если вы в «чистой» (транзитной) зоне, потому что в «грязной» может оказаться, что вы просто бездомный, а сотрудник выяснять не будет. Каждый аэропорт имеет свою специфику. В одном месте вас оставят в покое, в другом могут каждый час будить и проверять посадочный талон, если уснёте в общей зоне. Некоторым сотрудникам просто не нравится, когда ночуют в аэропорту, — могут выгнать и всё.
В аэропорту Шарль-де-Голль вам могут дать весь набор: плед, коврик, повязку на глаза, зубную щётку. Потом просто ложишься на пол, обнимаешь свой чемодан и спишь. Главное — спросить. Сотрудники могут и сами ходить с пакетами первой необходимости. Видят, что люди пытаются поспать, подходят и выдают всё необходимое. В аэропорту Брюсселя, по слухам, вообще выкатывают раскладушки. То есть всегда есть смысл спросить местных работников. Если вы не уверены, что сейчас хорошо проведёте ночь, просто подойдите и спросите: «А вы мне ничего не дадите?»
В аэропортах Сеула и Сингапура есть спальные зоны с бесплатными лежаками.
В Токио сиденья без подлокотников, то есть можно спать в длину. Ещё у этого аэропорта есть гостиницы — не только для людей, а ещё и для животных.
В Хельсинки есть платные капсулы для сна и умиротворяющие звуки природы для тех, кто не боится проспать рейс.
Сингапурский аэропорт. Фото: Sorbis / Shutterstock
В аэропорту Джубы в Южном Судане — там в сезон дождей грязевые лужи в зале и сверху капает. В Саудовской Аравии (Jeddah King Abdulaziz International Airport) огромные очереди. Пассажиры пишут: «Я лично встретил сотрудника иммиграционной службы, который заснул, проверяя мои документы. Потом он фактически оставил свой пост, просто чтобы побрызгать водой себе на лицо, а затем вернулся и снова заснул». Зато там есть бесплатный Wi-Fi.
Потом Нигерия — Port Harcourt International Airport. Говорят, что сотрудники вымогают деньги буквально за всё. Например, могут сказать, что виза неправильная, а за правильную нужно доплатить. Прилетаете вы фактически в палатку.
Ещё плохие места: Греция, Крит (невероятные очереди), Нигерия — Lagos Murtala Muhammed International Airport, Греция — Santorini Thira National Airport, Rhodes International Airport, Танзания — Dar es Salaam Julius Nyerere International Airport, Франция — Paris Beauvais-Tille Airport (его закрывают на ночь), Узбекистан — Tashkent International Airport.
Раньше в Шереметьево каждую ночь поспать приезжали около 200 человек. Не жить, а именно поспать. В преддверии ЧМ в Москве запретили лежать на сиденьях и ставить на них багаж.
В Хитроу живёт от 20 до 100 человек. Некоторое время назад вышел целый цикл статей в прессе про таких людей. Эрам Дар, одна из «жительниц» Хитроу, в интервью описала свой быт в аэропорту так: «Жить в Хитроу — это как быть в хорошем отеле. Тепло, очень чисто, и вас никто не трогает. Думаю, это удача, что я здесь. Каждую ночь я сплю в одном и том же месте (между обменником American Express и автоматом с мороженым на полу коридора, ведущего к первому терминалу). Иногда пассажиры поглядывают на меня, проходя мимо. Ночные уборщики моют полы прямо вокруг меня. Я просто закрываю глаза и кутаю голову в шарф, чтобы не слышать ничего вокруг».
В аэропорту Сингапура живёт 11 человек. В Атланте — 12. Во Франкфурте — около 50 человек.
Многие из этих людей, по сути, не бездомные. Чаще всего им пришлось остаться там из-за каких-то проблем с документами. В Шереметьево очень долго жила семья, которая пыталась получить статус беженцев в России. Наши пограничники их выпустили, а немецкие отправили обратно. А ещё в Шереметьево неделю жил парень по имени Эдик, но он был довольно хорошо известен, поэтому ему быстро дали разрешение на въезд.
Фото: 1000 Words / Shutterstock
В аэропорту Шарль-де-Голль постоянно жил один бомж. Дело было в десятых числах декабря 2017 года. В районе 17:30 в терминале 2F он, как обычно, обходил мусорки аэропорта. В процессе толкнул случайно дверку, она открылась. А за ней — офис, принадлежащий кассовой компании Loomis. И бомж нашёл это помещение ровно в тот день, когда компания собиралась вывозить наличные деньги. Бездомный не растерялся и забрал две сумки. Сообщалось, что украдено 300 тысяч евро, позднее число возросло до 490 тысяч. «Счастливчика» не могут найти и по сей день, хотя личность его была установлена.
Китаец Фэн Чжэнху уехал в Японию на лечение. Когда он попытался взять обратный билет, ничего не получилось. Он попробовал купить его ещё раз. Снова та же ситуация. В общей сложности Фэн пытался вернуться в Китай 8 раз. Прежде чем его пустили на борт самолёта, ему пришлось прожить в аэропорту Токио 92 дня. По приезде в Китай его поставили на особый контроль, а вскоре и вовсе отобрали телефон, ноутбук и посадили под домашний арест. Связано это с журналистской деятельностью Фэна: долгое время он в своих статьях критиковал Коммунистическую партию Китая.
Женщина, скрывающая лицо (а также своё имя), прожила в аэропорту Сингапура 8 лет (и продолжает там жить). Она вовсе не бездомная, и её документы в порядке. В 2008 году её настиг финансовый кризис — дама осталась без денег. В голову ей пришёл потрясающий план: временно пожить в аэропорту, а собственную квартиру сдавать, пока жизнь не наладится. «Временно» растянулось на 8 лет. В месяц женщина получает около 1000 долларов, так что проблем с деньгами у неё нет.
Мехран Карими Нассери — один из самых известных случаев благодаря Стивену Спилбергу и Тому Хэнксу. Этот мужчина поставил абсолютный рекорд: он провёл в аэропорту Шарль-де-Голль 18 лет, с 26 августа 1988 года по июль 2006 года. Почему Мехран оказался в таком положении, точно не известно. По одной из версий, его выгнали из страны, по другой — он сам хотел уехать и отказался от гражданства родного государства, чтобы переехать жить в Англию. Но то ли его документы украли в аэропорту, то ли английские службы решили, что его документы непригодны, — его депортировали во Францию. Уже во Франции власти отказались впускать его в страну. Выживал он за счёт того, что давали ему люди, мылся в душе, дом себе устроил из двух лавок в подвале аэропорта. Ему даже выдали подушки и простыни. Одни говорят, что спустя 18 лет его вызволил оттуда адвокат. Другие считают, что чиновники просто снизошли до него. По последним данным, сейчас он живёт в Париже.
Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку.