Как уехать из Москвы в Мурманск на велосипеде

Как уехать из Москвы в Мурманск на велосипеде

Максим Андреев рассказал, как две недели крутил педали, чтобы увидеть белые ночи

Кто-то проводит отпуск на морском берегу, кто-то — на даче, а кто-то седлает велосипед и отправляется в многокилометровое путешествие. Максим Андреев добрался из Москвы до Мурманска за 15 дней, преодолев 1986 километров. Оксана узнала у велопутешественника, как организовать такую поездку и зачем это нужно.

Почему Москва — Мурманск

До путешествия в Мурманск я успел побывать в велопоходах на Сахалине и Алтае, где каждый день проезжал около сотни километров по гравийным и грунтовым дорогам. Эта поездка — мой первый опыт одиночных путешествий на дальнюю дистанцию.

Я выбрал маршрут на север из-за полярного дня. Мне очень хотелось посмотреть, прочувствовать, каково это, когда все время светло, когда ночь как день.

Москва → Ярославль → Вологда → Медвежьегорск → Кандалакша → Мурманск

Физподготовка

Основная подготовка к путешествию сводилась к накатыванию километража. Иногда получалось вечером после работы прокатиться 20–30 км. В выходные — заезд на 60–90 км. Тренировки помогают не только развить нужную выносливость, привыкнуть к седлу, но и понять, в каком темпе нужно ехать, чтобы не болели колени. Велосипед у меня самый обычный — FeltQ620, служит верой и правдой уже 8 лет. Перед путешествием поставил покрышки со сликовым протектором: когда на шинах нет рисунка, ехать намного проще.

Экипировка

Одежда
При сборах в любой поход важно,чтобы обувь и рюкзак были максимально удобными. На этих вещах экономить точно не стоит. Весь поход на мне были компрессионный лонгслив и велотрусы. В таком комплекте я ехал неделю, пока стояла жаркая погода.

На второй неделе температура упала до +8° днем и +2° ночью. Утеплился беговыми тайтсами и ветрозащитным анораком из плотной ткани. В дождь ехал в прорезиненном плаще и тайтсах. Верх остается сухой, а ноги в любом случае будут мокрые от брызг из-под колес. Даже мокрые тайтсы греют, потому что плотно прилегают к телу. А когда дождь заканчивается, синтетика сохнет очень быстро на ветру.

Фото: Foryoui3 / Shutterstock

Снаряжение

  • В любом походе нельзя обойтись без фонарика, «клмн» (кружки, ложки, миски и ножа), котелка и горелки (плюс спички и сухое горючее).
  • Для ночевки понадобятся термоодеяло, коврик, спальник, накомарник, тент и колышки.
  • Чтобы соблюдать гигиену, нужны вещи для умывания, влажные салфетки, запасная обувь.
  • С собой я взял два телефона — основной и запасной для экстренных случаев, а также зарядное устройство и выносные аккумуляторы на 5000 и 20000 миллиампер.
  • Питаться я планировал в придорожных кафе, но на всякий случай взял запас гречки и тушенки, орехово-медовый перекус и протеиновые батончики.
  • Разумеется, нужна аптечка — и для себя, и для железного коня. Вся экипировка весила около 40 кг, из них 24 — снаряжение.

Вода

Любой спортсмен и турист скажет, что при физической нагрузке нужно постоянно пить воду. В поездке в тридцатиградусную жару я выпивал почти 5 литров воды!

Однако вода вымывает из организма микроэлементы. Проблему решают изотоники — напитки, которые поддерживают баланс жидкости и электролитов.

Изотоники можно купить или сделать самостоятельно из сока цитрусов, меда и соли. На 1,5 литра достаточно пары апельсинов, грейпфрута, столовой ложки меда и трети чайной ложки морской соли. Изотоник обеспечивает организм не только витаминами, но и быстрыми углеводами, которые легко усваиваются и дают энергию.

Еда

Перед любым путешествием, куда вы берете энергетические батончики или еду, которую обычно не едите, лучше заранее протестировать, как организм воспринимает такое питание. Еще полезно знать, сколько вы сможете проехать или пройти, пока не ощутите чувство голода. К примеру, большого сникерса мне, взрослому мужчине, хватает на 1,5–2 часа активной езды, но потом наступает резкий упадок сил. Для перекусов я взял с собой 25 протеиновых батончиков и килограмм орехов, перемешанных с медом. Гречка и тушенка пригодились в Карелии, где на 150 км по пути нет ни одного магазина.

Почти каждый день я обедал или ужинал в придорожных кафе — выходило 150–200 рублей. Важно не только поесть горячего, но и зарядить телефон и аккумуляторы.

Фото: Grekov’s / Shutterstock

Где и как спать

Почти все время я спал под открытым небом. Каждое новое место ночевки было восхитительным. Всегда находилось уютное место, закрытое со всех сторон и отгороженное от трассы. Некоторые полянки были полностью во мху или в опавших хвойных иголках, другие в мягкой невысокой траве: наступаешь и проваливаешься по щиколотку.

Тент я натянул только однажды — во время ночного дождя. Все остальное время тент служил подушкой под голову. Большой ошибкой стало не покупать сетку-палатку — в первые две ночи комары меня почти съели. В Ярославле нашел военторг и купил накомарник, который опрыскивал репеллентом. Иногда комаров было настолько много, что, сидя утром, одним ударом можно прихлопнуть штук семь!

Гигиена

Полезно захватить с собой детскую присыпку и крем. Присыпка снижает трение, детский крем успокаивает раздраженную трением и влагой кожу. Дым от костра отгоняет комаров, можно раздеться и обтереться или ополоснуться, если много воды. Полностью мылся и стирал вещи в озерах, пока было тепло. За все путешествие я видел только два придорожных кафе с душевыми: в Тэдино, перед Мурманской областью, и в Зеленоборске, за день до Мурманска. Одна «помывка» стоит 150 рублей.

Как собраться в первый велопоход

Маршруты, список снаряжения и другая полезная информация

Храмы, деревенские хитрости и карельские медведи

Обычно я стартовал около 10 утра и ехал до 11–12 ночи. В день проезжал от 110 до 165 км. Одна из главных целей путешествия — пообщаться, познакомиться с разными людьми в дороге. Взял себе за правило не стесняться: если что-то увидел интересное по пути, значит, нужно завернуть и посмотреть, сфотографировать.

Так я завернул во двор, где стоял целый вертолет! А еще обнаружил непризнанное государство внутри России. На баннере написано: «Внимание, территория находится в юрисдикции СССР / РСФСР. Действует законодательство СССР. Проживают граждане СССР». Расспросить кого-либо, как им удается до сих пор жить при советской власти, к сожалению, не удалось.

Фото: Oleksiy Rezin / Shutterstock

Центральная часть России усеяна огромными храмами, монастырями, часовнями. В Переславле-Залесском на 38 тысяч населения приходится аж шесть монастырей и девять церквей. На третий день я начал даже уставать от религиозных строений.

По пути в Ярославский кремль встретил парня на мосту. Сначала проехал мимо, но очень заинтересовало, что он делает. Оказывается, на ютубе посмотрел видео, купил магнит на 350 кг, бросает в реку и поднимает арматуру. Говорит, нужно брать на 800 кг — лучше цепляет с дна. Сдать одну тонну черного металла — 12 тысяч рублей.

Вологодская область запомнилась остатками совхозов и ухоженными полями. Возможно, они и сейчас функционируют, но это не очевидно. На повороте к каждому совхозу установлены монументальные стелы с символикой специализации. К моему удивлению, большинство встреченных деревень и сел не были в упадническом состоянии.

До этого путешествия мне, как городскому жителю, не доводилось пить из колодцев. Спускаю ведро на цепи в темную яму, а ведро не тонет. Еще раз спускаю, пытаюсь как-то цепью сверху утопить ведро, а оно все равно не тонет. Знаете, в чем секрет? Ведро нужно бросать боком!

На шестой день на Белом озере разговорился с местным жителем. Узнал про местную сыроварню, открывшуюся пару лет назад. Купив сыр, попросил показать производство. Увидел оборудование, одним глазком — камеру для созревания сыра, упаковочный цех. В этот день я впервые заметил, что ночь стала не совсем ночью. Чем дальше я ехал, тем светлее становилось. Ночь во время полярного дня похожа на наш пасмурный московский день.

Фото: Sever180 / Shutterstock

Медвежьегорск — последний крупный населенный пункт перед длинным переездом. Почти 300 км — дикие места, деревни и поселки расположены на удалении от трассы примерно в 10-20 км. На трассе временами было жутко от окружающей тишины и пустоты. У меня был свисток, и я периодически в него посвистывал, чтобы обозначить свое присутствие для медведей, которых в этих краях встретить очень легко. Говорят, что в Карелии живут самые злые в России комары. Комары тут действительно с характером, но оводы страшнее. Ужасно приставучие — и в пути, и на стоянке от них почти нет спасения.

В Сегежу заехал посмотреть озеро Выгозеро, созданное в 30-е годы при строительстве Беломоро-Балтийского канала. Искупаться в карельских озерах не удалось, в июне тут довольно холодно.

На 15 день я въехал в самый крупный в мире город, расположенный за Полярным кругом, — Мурманск. Погулял по городу, отметился у интересных достопримечательностей и отправился в аэропорт, чтобы улететь домой. Всего я проехал 1986 километров, увидел десятки городов, познакомился с интересными людьми.

Вся поездка, включая обратные авиабилеты, обошлась мне в 40 тысяч рублей. Назад велосипед я отправил транспортной компанией — везти его с собой в самолете было накладно.

Фото: Andrey Pozharskiy / Shutterstock

О традициях и новых целях

В этом путешествии у меня появилась традиция брать с собой пару небольших вещей (например, зажигалку), чтобы в пути обменять их на что-то другое у других путешественников. Перед отъездом сын дал мне мячик-попрыгунчик, который я обменял на зажигалку у дорожных рабочих в Пудоже.

Зажигалка тоже нашла новых хозяев в Лоухи — там я познакомился с ребятами-инструкторами по сплаву на катамаранах.

Полученные взамен батарейки я обязательно обменяю на что-нибудь другое в следующем путешествии.

Для меня обмен — повод познакомиться с людьми. А еще захотелось проверить, работает ли особая дорожная магия: я специально загадывал определенные типажи людей, с кем хотел поменяться, и в дороге мне встретились все, кого загадывал. Желания на самом деле сбываются — не сразу, но всегда в нужный момент. Главное чтобы желания были максимально четкие. В одном из переездов у меня было жесткое ограничение воды. В радиусе 70 км нет населенных пунктов, и вдруг вижу: на обочине стоит свежая, неоткрытая пятилитровка с водой. Будто для меня оставили.

Почти все неожиданности, интересные встречи произошли со мной, когда я сначала проехал нечто любопытное, но вернулся назад. Именно так я познакомился с директором спортшколы, ребятами-инструкторами, велосипедистом-бильярдистом, увидел огромную плотину, попал на сыроварню. Самое интересное там, где нет дорог. По-моему, это работает не только для путешествий, но и вообще как жизненное кредо. 

Фотозаметки о путешествии из Москвы в Мурманск смотрите
в инстаграме Максима

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы