Казань: как лошадей меняли на электродвигатели

До конца девятнадцатого века в Казани были конные повозки: их можно сравнить с современными такси. Ну как если бы в такси был запряжён мерин, а водитель был бы слегка нетрезв, потому что согреваться было важнее, чем точно попадать повозкой в дорогу. Если вам надо было отправиться куда-то большой толпой, можно было забраться в чартерную телегу. Но если вам одному на другой конец города, то “брать такси” как-то дороговато. Примерно за два века до этого в Париже стали делать 8-местные повозки, которые ездили по одним и тем же маршрутам, но предприятие быстро заглохло. Век спустя была попытка в Берлине, но кончилась так же печально. А вот в 1827 году в Нанте во Франции уже запустили омнибусы – “экипаж для всех”. В омнибус влезало человек 20. В Казани эту идею тоже использовали, но гораздо лучше.

А ещё мы сняли короткий ролик про Казань для туристов: что там делать и на что обращать внимание. Вот он:

Теперь возвращаемся к лошадкам. Людей в городе становилось больше, ездить надо было много кому, и в 1870 году начали обустраивать конку – железную дорогу, где вместо паровозов ходили повозки с лошадьми. В 1875 году запустили два маршрута через всю Казань: рынок соединялся с пристанями, жилым районом и ремесленными мастерскими. Конка была дешевле извозчика, да и ехала ровнее, чем согревающийся зимой чем придётся “водитель”. Поскольку в Казани есть крутые подъёмы, на них использовались дополнительные турбодвижки конки: к повозке пристёгивались ещё и лошади-“петрушки”, которые тащили вагон вверх. Вот так выглядел вагон:

В конце девятнадцатого века было уже 5 маршрутов, средняя скорость движения конки была около 4-5 километров в час (не считая остановок), лошади на линию выходили в 7 утра, а уходили в 21:00. Но это летом. Зимой некоторые линии закрывались. Появились передаточные билеты, чтобы можно было пересесть с одной линии на другую.

С изобретением теплового двигателя, парового двигателя и позже электродвигателя стало возможным делать железные дороги достаточно дёшево. Конки быстро оказались вытеснены паровозами и трамваями. В 1898 году с городом был заключён договор на полную электрификацию конки к 1917 году. В 1895 году, к слову, в городе появилась электростанция постоянного тока 175 В, которая спустя 20 лет уже выдавала примерно 2 МВт. Для трамваев построили другую станцию, с рабочим напряжением 550 В. В 1899 году пошёл первый трамвай. Опыт эксплуатации нового транспорта в империи уже был: за семь лет до этого трамвай пустили в Киеве, а за 3 года – в Нижнем Новгороде. Через год конка прекратила существование, но её вагоны переделали как прицепные к закупленным в Бельгии дорогим трамваям. Эти вагоны были двухэтажные, поэтому только в Казани можно было на тот момент покататься на двухэтажном электрическом трамвае.

С ростом сети начались сложности с электричеством. Трамвайная электростанция работала на мазуте, её пришлось переоборудовать на дрова, потому что мазут получался слишком дорогим. Кое-где провод был проложен без учёта роста нагрузок, и напряжение падало до 40% от нормы. Нормальных дугогасителей не было, поэтому каждое короткое замыкание на линии сопровождалось фонтанами пламени из автоматов. Всё это постепенно исправляли.

Гости города, приезжающие в Казань, очень хотели останавливаться в номерах около остановок трамвая — это резко поменяло распределение магазинов и гостиниц по городу.

Сейчас с казанским трамваем можно познакомиться в музее прямо на открытом воздухе. Старые вагоны стоят на Алее Славы в Суконной слободе. Если вы поедете как турист в Казань, то точно будете около кукольного театра Экият (потому что напротив него инстаграм-подворье с национальными домами). Там же есть памятник эчпочмаку желаний:

Так вот, если пройти 100 метров в сторону остановки, то увидите и старую добрую конку, и старинный трамвай образца 1899 года. Внутри трамвая №24 – зал музея. На второй этаж конки можно залезть и оценить интересное исполнение лестницы.

Современная трамвайная система Казани каждый день выпускает примерно 80 вагонов на 4 маршрута. В центре города трамвай частично убран, поскольку мешал автотранспорту, но система всё ещё очень хорошо соединяет удалённые от центра районы между собой. В Казани есть и метро под центром, так что замена вполне понятна.

Система имеет пару довольно удивительных особенностей: во-первых, двухуровневые перекрестия трамвайных линий (на Зорге ещё и с метро), уникальные вагоны (ретро и трактир) и два встречно-кольцевых маршрута, которые самые длинные городские маршруты в мире.

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Какие страны открыли границу, куда есть рейсы, можно ли уже покупать билеты
Первый советский вокзал в конструктивизме
Как читать новости, где говорится про страны «красной» зоны? Что это вообще такое?
Ответы на частые вопросы про медицину в поездке
или Как вернуть деньги за авиабилеты, а не ваучеры
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.