Собаки в аэропорту

У собаки стереонюх. На экзамене она на время ищет кусочки мяса на площади 400 квадратных метров, и один из них часто прячут в бензобак машины.

Собака не только чует вас из-за угла, но ещё и знает, за каким углом и на каком расстоянии вы стоите. Скорее всего, это вычисляется по очень сложной модели ощущения ветра на носу и разнице количества молекул искомого вещества в ноздрях. Змее для такого анализа надо сосредоточиться и несколько раз взять пробы в разных местах языком, а собаке достаточно просто дышать мокрым носом в две ноздри.

Ещё у неё куда более сложный сенсор (больше чувствительных клеток и больше обработчиков в мозгу) — и это позволяет чувствовать не один «общий» запах, а каждый в гамме отдельно. По аналогии со зрением — это как разница между световым сенсором в виде матрицы или одного пикселя: неразвитый датчик даёт обработать только цвет и уровень освещённости, а развитый даёт возможность видеть предметы. Примерно вот так это смог изобразить художник по моему описанию:

И ещё собака может отсортировать каждый запах по давности с квантованием в 3-5 минут, то есть посмотреть логи чемодана.

Сергей Абдульманов

Путешествия и здравый смысл

Было бы странно не использовать эти отличные возможности коэволюционного нам вида для самых разных задач от поиска человека по вещи (и наоборот), движения по следу, поиска наркотиков и так далее. Но сегодня мы поговорим про специальных собак в аэропорту. Как правило, вы их даже не видите — сотрудники кинологической службы не то, чтобы замаскированы, но очень незаметны.

Но если такая чихнёт около вас, это вилы.

Зачем нужны собаки в аэропорту?

Они могут работать много где: таможня имеет своих собак для поиска разного типа контрабанды (чаще всего — наркотиков), орнитологическая служба может завести собаку или даже волка гонять кроликов и лис с ВПП (в других биомах, соответственно, набор животных меняется), группа быстрого реагирования может использовать больших собак для помощи в задержании кого-нибудь злобного и так далее. И да, почти в каждом среднем и крупном аэропорту мира есть кинологическая служба, которая входит в службу безопасности.

Примерно похожие люди встречаются в крупных торговых центрах. Обратите внимание, они иногда обходят холлы.

На задании работают пары из человека-кинолога и собаки-партнёра. Большую часть времени они ходят среди пассажиров по залам. Собака вынюхивает маркеры взрывчатки, и если вдруг что-то всё же унюхала — подаёт специальный сигнал позой. То есть не лает, не суетится, не подбегает облизывать — а просто молча и спокойно передаёт специалисту-кинологу: «Нашла!». Дальше кинолог вызывает службу безопасности, и начинается кино.

Явный осмотр — здесь можно оценить камуфляж собаки (чало-голубой спаниэль)

Ещё специалист-кинолог сопровождает вылеты (собака издалека обнюхивает вещи до вашего выхода на посадку), ходит на подозрительный багаж (просит собаку нюхать конкретные чемоданы, по которым после рентгена есть вопросы), участвует в досмотре негабарита, который не лезет в интроскоп, проверяет транспорт (те же автобусы, трапы), запускает собаку бегать по самолётам и нюхать всё внутри.

Биодетектор Гудвин. На самом деле правильно называть эту инвентарную единицу «специальная собака», потому что биодетектор ищет только органику (включая останки), а спецсобака натренирована на немного другое.

Как ухаживать за собакой

Формально собака — это что-то вроде специального средства, она числится на балансе аэропорта. Но, в отличие от газоанализаторов и других подобных штук в стандартном наборе, работать собака может не всегда. Нюх — штука капризная, особенно зимой, если в помещении сухой воздух из-за отопления. Плюс из-за ряда легаси-вещей с суточными циклами аэропортов, работать она должна со специалистом-кинологом в сменах сутки через трое.

Собака не может находиться в постоянном напряжении поиска, поэтому она как мигалка: то работает, то не работает. Сделала короткий обход — сменила деятельность на не требующую нюха, отдохнула. Снова обход. Снова смена деятельности. Если надо — смочить нос, перекусить немного. Нос должен оставаться влажным — по данным о движении воздуха с сенсоров слизистой собака как раз и уточняет вектора на источники запаха.

Обучение таких собак строится на игре: один из методов в том, что в их любимую игрушку засовывают образцы предмета для поиска. Выбирают самых терпеливых и игривых и дальше прячут игрушку в самые разные места. В результате собака лучше всего ищет в состоянии, когда ей хорошо и бодро. И этот режим надо поддерживать. Например, если дать ей еды, чтобы она поела до отвала, дальше искать ВВ будет не так интересно, как лежать в теньке.

Фото Сергея Абдульманова.

Итак, утро. Собака торжественно прибывает в аэропорт со специалистом-кинологом. Если это хороший специалист, то приезжает она как на праздник, потому что внутри много новых людей, куча развлечений, и, если очень-очень повезёт, можно будет найти что-то интересненькое. Дальше они идут на брифинг — утренний разбор для всей службы безопасности. Там ставятся задачи на смену, оговариваются особые условия, потом развод. Могут поставить задачу усилить частоту обходов там-то, обратить особое внимание на область такую-то, сработать по поступившей информации о том, что поедет подозрительный пассажир и так далее.

Дальше специалист-кинолог с собакой по умолчанию ходят по терминалу по назначенным маршрутам и высматривают бесхозные предметы, либо реагируют на вызовы по рации к таким предметам. Чаще всего попадаются брошенные сумки и пакеты, иногда стаканчики и прочие мелкие вещи. Собака приходит, нюхает. Дальше предмет или сдаётся на хранение, или же в случае сигнала от собаки вызывается полиция, выводятся все гражданские, материализуются спецслужбы.

Собаку тренируют на имитаторы (вот один из патентов на их изготовление). Что удобно, основной маркер ВВ настолько хорошо обнаруживается обонятельным сенсором, что достаточно крайне малого количества молекул. Но собаку тренируют и на другие маркеры: есть данные, что за цикл обучения ей нужно 200-250 раз найти образец одного из запахов. Проблема в том, что сами по себе эти истории не очень хороши для её здоровья: собака, фактически, находится во вредной среде, и может получить целый букет диагнозов до серьёзных осложнений на печень (это ж почти как лизать не очень полезные вещества). Поэтому хорошо сделанные имитаторы очень продляют время службы: объективно собака может работать от года до 7-9 лет, и это очень сильно зависит от того, на чём её учили, что ей попадается в работе и как хорошо за ней ухаживает специалист-кинолог. Когда приходит возраст выхода на пенсию, напарника чаще всего кинолог берёт домой в маленький собачий рай. В Жуковском за 4 года уходов со службы не было, служба молодая.

Итак, собака в отличном состоянии ходит по аэропорту и вынюхивает известные ей маркеры. Сам запах берётся почти без ложноположительных срабатываний, но по правовой ситуации такие сработки бывают. Последнее увлекательное — собака указала на сумку одного из пассажиров в зале ожидания. Выяснилось, что он охотник, и это его любимая сумка, где он часто носил патроны. Последний раз они там чуть ли не месяц назад лежали. Он положил туда свои вещи и полетел. Охотничий билет был с собой, досмотр он прошёл ещё раз с интересом и заглядыванием в труднодоступные места, где нет зубов — и полетел дальше.

Обычный график — 40 минут работы, 20 минут отдыха. Это значит, что даже на самый маленький аэропорт нужно два специалиста-кинолога в смене, чтобы всегда была возможность среагировать на подозрительный багаж или осмотреть автобус или трап.

Во время вот этих 20-минутных перерывов собака должна отдохнуть от запахов. Не в смысле, поспать, а в смысле — развеяться. Возможно, вы так на Хабр ходите между задачами: вроде, на рабочем месте, но отдыхаете. Чаще всего специалист-кинолог выходит с собакой погулять на свежий воздух, либо они идут в служебное помещение. Там вода, немного пищи.

Лаки играет мячиком в пустом зале аэропорта.

Днём ещё занятия, то есть тренировки. Собака поддерживается в форме всё время, поэтому иногда ей всё же дают найти имитатор.

Обход зоны международных вылетов днём, когда почти никого нет.

Тренировка в привязке, собака учится осматривать всякие предметы сама.

Ищет в нестандартных местах.

А почему, если собака чихнёт, это плохо?

Потому что когда собака ищет, но не беспокоится, это считается за сигнал «всё чисто». Когда она показывает «нашла» — это, как правило, чистое положительное срабатывание. А вот если есть какой-то стойкий запах, от которого собаке не очень хорошо, и она теряет способность распознавать, что происходит (например, если протёк баллончик для самозащиты в сумке), то дальше будет очень интересная реакция службы безопасности аэропорта — поскольку не всегда удаётся взять точное направление на конкретную сумку.

На самом деле для специалиста-кинолога плохо не поэтому. Слишком сильные запахи — это риски вывести собаку из рабочего состояния. В 2011 году, например, была похожая история с протёкшей бутылкой с бытовой химией в другом аэропорту. Там собака получила ожог слизистой оболочки: со смены её вывели на промывание носоглотки, а потом она смогла вернуться к работе только через несколько месяцев. И это ещё повезло.

Если во время смены собака чихнёт, то специалист-кинолог сначала посмотрит, что там: если это инородное тело в носоглотке, то его надо просто достать. Если что-то другое — по умолчанию промывают слабосолёным раствором или водой.

А почему спаниель?

Натренировать можно, в теории, любую собаку. На практике берут тех, кто по свойствам породы хорошо подходит для такой службы. В результате в аэропортах можно встретить спаниелей, овчарок (малинуа) и шабак. В смысле, шалаек — квартеронных гибридов шакала и лайки.

Научить дворнягу тоже можно, но вопросов будет больше, чем ответов. Очень важна длинная морда: тот же бульдог может очень хорошо чувствовать запах, но не сможет долго работать из-за уменьшенного рабочего отрезка, поэтому бульдоги нужны для других поисков.

А спаниель удобен своим экстерьером. Он отлично пробегает под креслами зала ожидания, здорово помещается в отделение для ручной клади под сидением кресла (то есть может бегать по низу салона при досмотре любого борта совершенно спокойно), пролезает в разные щели транспортников и может нюхать большинство техники изнутри. В самом терминале не вызывает излишнего внимания.

Фото досмотра борта из архива аэропорта.

В Жуковском ещё используются малинуа. Это один из видов бельгийской овчарки. Средняя по размеру собака, хорошие физпоказатели по дрессировке и поиску.

При отборе подходит примерно каждый сотый представитель породы. Нужно, чтобы были хорошие способности «унюхать» — чаще всего они обеспечиваются родителем из кинологической службы. И нужен спокойный темперамент + любопытство. Тут ищут хороших представителей породы для вязки (изнутри кинологической службы обычно не получается из-за рисков имбридинга) — например, у одного из наших героев Лаки отец вообще чемпион мира по экстерьеру, и в родне — собаки, которые нашли много чего интересного в разных аэропортах мира. У бельгийской овчарки мать — чемпион соревнований по поиску из другого аэропорта.

Фото из архива аэропорта, судя по всему — постановочное, обычно собаки так не делают.

Поскольку генетика довольно сложная, по договору некоторые питомники требуют участия собак в выставках: аэропорт, соответственно, даёт командировку и отправляет их. Но выставок и соревнований для службы транспортной безопасности мало, поэтому это почти не отвлекает.

Специалист-кинолог проходит обучение вместе с собакой. Чаще всего он получает подходящего щенка (либо воспитывает щенков своей собаки), это поощряется. Потом ему нужно поехать в Ростовскую школу служебно-розыскного собаководства МВД РФ, где он обучится работать с собакой, а собака пройдёт курс по поиску маркеров. Каждая новая собака — новый курс, чтобы научиться работать в паре. Обучают в школе собак с примерно года.

Если собака болеет, то специалист-кинолог всё ещё на работе: у него отпуск по уходу. А так хороший уход, регулярные осмотры у ветеринара (на аутсорсе в клинике) — и собаки почти всегда могут работать. Я беспокоился по поводу экзогенных инфекций от туристов со всего мира, но, похоже, ничего сверхопасного для собак в таких векторах не встречается (а животные проходят карантин). Исключения лежат в области «тошнит два дня» и других расстройств ЖКТ — там всё лечится штатно. Естественно, это всё при условии комплексной вакцинации. Если её нет, собаке могут наступить кранты довольно быстро.

Что собаки находят?

В первую очередь — оружие. Если взять патрон, обернуть в пакет, пакет положить в коробку, коробку завернуть ещё в пакет, всё это в сумку, сумку в чемодан, а чемодан обмотать плёнкой — собака всё равно найдёт. Собственно, примерно так выглядел недавний случай. Мужик хотел проверить, найдут или нет. Ну, если коротко — узнал. Собаку тренируют искать маркеры в бензобаке автомобиля, не то что в таких условиях.

Про сумку охотника вы уже читали пример. Ещё клёвая тема влететь перед рейсом — это везти петарды зимой или положить вещи в сумку из-под петард.

На толпы собаки не реагируют, на других животных приучены реагировать спокойно. Интересуются, конечно, особенно другими собаками и кошками. Но курс тренировок всё же предполагает, что они не сбиваются с маршрута поиска и продолжают бегать между людьми. Дети обычно спрашивают, можно ли погладить. Специалист-кинолог чаще всего разрешает.

С нами были специалисты-кинологи Ярослав и Олег из Жуковского:

Он увидел как-то специалиста-кинолога в аэропорту и решил, что это работа мечты. Собственно, мечта сбылась. Вообще, чаще всего в кинологическую службу так и попадают: если в армии был опыт работы с собакой, то дальше можно идти в аэропорт.

И начальник службы Владимир Владимирович Герасимов:

Начинал службу в кинологическом подразделении МВД РФ, а сейчас руководитель кинологической службы в Международном аэропорту Жуковский. Общий стаж у него 26 лет.

Путешествие по ссылкам можно начать с хорошего интервью про нюх, пролистывания книги или научных работ Клима Сулимова (это он вывел шабаку), пробежаться по интервью с начальником кинологической службы Домодедово (там упоминается «дядя с портфелем» с имитаторами, который гуляет по залу).

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Сплав из национального колорита, советского прошлого и современности
Заставляет задуматься, а для чего мы вообще путешествуем
Список с ограничениями в ряде стран.
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы