Конец «слонов»: почему закончилась эпоха двухэтажных самолётов

Конец «слонов»: почему закончилась эпоха двухэтажных самолётов

От первых двухпалубных до Superjumbo и тех лайнеров, что пришли им на смену

24 сентября европейский Airbus на своём заводе в Тулузе собрал последний Airbus A380. Выпуск пассажирской версии другого двухэтажного лайнера — Boeing-747 — прекратился несколько лет назад. Других двухпалубных пассажирских самолётов в мире больше нет.

Вспоминаем историю двухэтажных пассажирских лайнеров, их след в истории гражданской авиации, и рассказываем о тех, которые их заменят.  

журналист, путешественник

Послевоенные пробы

Америка

В гражданской авиации в коммерческой эксплуатации было всего четыре модели самолётов с двумя палубами. Первым стал американский Boeing-377 Stratocruiser. Этот четырёхдвигательный самолёт построили сразу после окончания Второй мировой войны, взяв за основу бомбардировщик B-29 Superfortress. Правда, для пассажирских перевозок серьёзно изменили фюзеляж: инженеры соединили два корпуса, и в итоге в разрезе самолёт получился в форме «восьмёрки».

Летать с пассажирами Stratocruiser начал в 1949 году. Он вмещал от 55 до 100 человек, на некоторых экземплярах были даже лежачие места, а по заказу перевозчика могли оборудовать и отдельное купе для молодожёнов. Пассажиры размещались на верхней палубе, а на нижней были бар и комната отдыха, необходимые в то время, — полёт из Нью-Йорка в Лондон на Stratocruiser длился около 16 часов (сейчас самолёты долетают за 7-8 часов).

Boeing-377 не стал массовым лайнером: выпустили всего 55 самолётов. Подвели двигатели — из-за частых отказов про этот самолёт шутили, что это «лучший трёхмоторный самолёт, летающий через Атлантику». Собственно, эта модель стала для Boeing последним самолётом с винтами, после него авиагигант сосредоточился на разработке и выпуске реактивных лайнеров. Коммерческая эксплуатация 377-го прекратилась в 1963 году.

Франция

Свой двухэтажный лайнер был и у французов — в 1949 компания Breguet Aviation представила своё детище: четырёхдвигательный Breguet 761/763. Но в обиходе лайнер называли просто Deux-Ponts, то есть «двухпалубный».

У этого самолёта, наверно, самая необычная внешность среди всех гражданских лайнеров, выпускавшихся серийно: такое впечатление, что инженеры взяли обычный самолёт и надули его. Неудивительно, что всего было выпущено 20 самолётов этой модели: шесть из них летали в Air France.

В отличие от «американца», где пассажиры размещались только на верхней палубе, у «француза» пассажиры сидели на обоих этажах. На самолётах Air France, например, наверху было 59 кресел, внизу — 48. А в случае переоборудования самолёта полностью в эконом-класс он вмещал 135 пассажиров на двух палубах.

Коммерческая эксплуатация Breguet Deux-Ponts продолжалась с 1953 по 1964 год.

Просто слон

30 сентября 1968 года миру впервые показали «Джамбо Джет», или Boeing-747, — ту самую «Королеву небес», которую невозможно спутать ни с кем. Сейчас в это сложно поверить, но тогда, 50 лет назад, маркетинговая служба Boeing считала, что если удастся продать хотя бы полсотни машин 747-й модели, это будет потрясающим успехом. Ведь изначально самолёт задумывался как переходная модель от тогдашнего флагмана Boeing-707 к сверхзвуковому Boeing-2707. Но эра сверхзвуковых лайнеров так и не наступила, а выпуск Boeing-747 растянулся на полвека.

Название Jumbo Jet (англ. реактивный Джамбо) — неофициальное название Boeing-747 в честь африканского циркового слона Джамбо, получившего мировую известность в конце XIX века.

Но, как говорится в заявлении Boeing, в 2022 году производство будет свёрнуто: четырёхдвигательный Boeing-747 значительно дороже в обслуживании и эксплуатации, чем его двухдвигательные конкуренты, а потому авиакомпании по всему миру постепенно выводят из парка эти лайнеры. Даже на родине самолёта, в США, после того как в 2018 году от Boeing-747 отказалась Delta Airlines, не осталось ни одного пассажирского «Джамбо Джета». А единственные летающие «американские» Boeing-747 — это два борта президента Соединённых Штатов.

Впрочем, Boeing уже несколько лет не выпускает пассажирский вариант 747-го. Последний заказ на такой самолёт компания получила в 2017 году — для президента США. Сейчас Boeing производит всего по шесть таких лайнеров в год. У концерна остались заказы на 15 грузовых самолётов этой модели, последний обещают передать заказчику в 2022 году.

Пандемия коронавируса придала тенденции вывода этих самолётов из парков авиакомпаний поистине реактивную скорость. В июле 2020 года о прекращении полётов на Boeing-747 объявила British Airways, крупнейший эксплуатант этой модели: в её парке был 31 лайнер Boeing-747−400. Если ситуация с перевозками скоро не нормализуется, «приземлить» 747-е обещает и немецкая Lufthansa.

В России долгое время единственной авиакомпанией с самолётами Boeing-747 была «Трансаэро». После банкротства перевозчика в 2015 году часть лайнеров достались авиакомпании «Россия», где и эксплуатируются до сих пор.

За всё время Boeing выпустил 1571 самолёт 747-й модели.

Суперслон

36 лет Boeing-747 считался крупнейшим пассажирским лайнером в мире, пока в 2005 году в небо не поднялся «Супер Джамбо» — Airbus A380. В одноклассной компоновке салона 380-й может взять на борт 853 человека (для сравнения: Boeing-747 — только 625 пассажиров). Впрочем, в «полном экономе» А380 был заказан лишь однажды — в 2009 году на это решилась авиакомпания Air Austral с острова Реюньон в Индийском океане. Однако в 2016 году заказ был отменён.

Большинство же выпущенных А380 летают в трёхклассной компоновке — на верхней палубе размещаются первый и бизнес-классы, а на нижней — эконом. Такие самолёты берут на борт 525 пассажиров.

Крупнейшим заказчиком Airbus A380 стала дубайская авиакомпания Emirates, сейчас в её парке 115 лайнеров этой модели, ещё восемь будут поставлены, включая и тот последний, который был собран 24 сентября.

Airbus рассчитывал, что ему удастся продать 1200 лайнеров А380, но пандемия поставила окончательный крест на программе — от заказанных ранее крупных партий самолётов отказались практически все перевозчики, а выпускать по несколько лайнеров в год себе дороже.

В итоге всего с конвейера сошли 272 самолёта А380, большинство из которых во время пандемии стоят на земле: фактически на «Супер Джамбо» сейчас летают только две авиакомпании — Emirates (в том числе на рейсе Дубай — Москва) и китайская China Southern.

Некоторые перевозчики и вовсе отказались от этих лайнеров — например, 25 сентября 2020 года последний рейс на А380 выполнила австралийская Qantas. Все её 12 «Супер Джамбо» отправились на хранение в американскую пустыню. Впрочем, австралийцы намекнули, что когда пассажироперевозки восстановятся, то авиакомпания, может быть, вернёт на маршруты А380.

О возможном скором отказе от Airbus A380 уже объявили практически все европейские эксплуатанты этого самолёта — Air France, British Airways и Lufthansa. Если это произойдёт, то А380 останется только у ближневосточных (Emirates, Etihad и Qatar Airways) и азиатских авиакомпаний — Air Korea, Asiana, Singapore Airlines, China Southern, Malaysia Airlines, Thai Airways и All Nippon Airways. Ещё один подержанный А380 есть у португальского чартерного перевозчика Hi Fly.

Дальше, больше, дешевле

Четырёхдвигательные А380 и B747 вчистую проиграли своим двухдвигательным «братьям», которые уже не сильно уступают им и в дальности полета, и по числу пассажиров, но в эксплуатации значительно дешевле. Пандемия лишь ускорила закат «слонов» — авиакомпании отказались не только размещать заказы на новые самолёты с четырьмя моторами, но и отказываются от существующих машин. 

Конечно же, и Boeing-747, и уж тем более Airbus А380 мы ещё долго будем видеть в небе, и даже летать на них, так как в одно мгновение авиакомпании не смогут отказаться от таких лайнеров. У той же Emirates самолёты А380 составляют практически половину авиапарка, и отказаться от них разом невозможно. Но вывод этих лайнеров из состава флота — процесс необратимый.

Авиакомпании стремятся заменить прожорливые четырёхдвигательные самолёты на более современные лайнеры с двумя двигателями. В первую очередь на Boeing-787, Airbus A350, а также новейшие модификации уже зарекомендовавших себя самолётов Airbus A330 и Boeing-777X. 

Фото: Baranov E / Shutterstock

Просто для сравнения: новая модель Boeing-777-9X может брать на борт 420 пассажиров, что немногим меньше, чем берёт Boeing-747 (460 человек в двухклассной компоновке), а дальность полёта у них практически одинаковая. Двигатель же — самая дорогая деталь самолёта, а обслуживать два мотора значительно дешевле, чем четыре.

В своё время лайнеры с четырьмя движками были даже выгодны для авиакомпаний из-за того, что могли летать на дальние расстояния по более короткому маршруту. Например, долгое время двухдвигательный самолёт должен был летать так, чтобы в случае отказа одного из движков добраться до ближайшего аэропорта за 180 минут. Но сейчас, например, новейший Airbus A350 уже сертифицирован на то, чтобы летать на удалении от аэропорта в продолжение 370 минут (чуть больше шести часов). В итоге двухвигательные самолёты сейчас летают на дальние расстояния по более прямым маршрутам, а эксплуатация их значительно дешевле, чем четырёхмоторных конкурентов. Ну а что выгодно авиакомпании, то хорошо и пассажиру, ведь все расходы перевозчиков в конце концов оплачиваем мы.

И тем не менее в интервью британской «Би-би-си» один из руководителей Airbus как-то сказал: «Полностью заменить А380 не сможет ни один лайнер. Это касается и экономической эффективности, да и просто физических возможностей — A350 никогда не сделает то, что может сделать А380, да и без А380 корпорация не смогла бы разработать и построить А350».

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы