Крылья Союза: где в России полетать на советских самолётах

Крылья Союза: где в России полетать на советских самолётах

О том, опасно ли летать на возрастных самолётах и где ещё водятся Яки и Аны

28 октября свой последний полёт из Мирного (Якутия) в Новосибирск совершил самолёт Ту-154.  Это был не просто последний гражданский Ту-154 в России, который работал на регулярных коммерческих рейсах, но вообще последний гражданский самолёт марки Ту, на который можно было купить билет. Другие лайнеры легендарного КБ Туполева, включая Ту-204 и Ту-214, давно выведены из парков российских авиакомпаний. «Тушки» ещё используют Минобороны, МЧС и «Почта России», но попасть на них «простым» пассажиром вы не сможете.

Мы решили рассказать, какие лайнеры родом из СССР пока ещё можно встретить в небе России.

журналист, путешественник

В гражданской авиации Советского Союза широко использовались самолёты четырех конструкторских бюро: Туполева (самолёты марки Ту), Ильюшина (Ил), Антонова (Ан) и Яковлева (Як). До сих пор эксплуатируются самолёты лишь двух из них — Яки и Аны. Лайнеры Ту и Ил покинули российское небо. И хотя на Ил-96-300 летает президент России, на регулярных рейсах Илов нет. 

Кто летает на Яках

Сейчас в России летают Яки двух моделей: Як-40 и Як-42.

Як-40

«Сороковой» разрабатывался в СССР в 60-е годы, и для своего времени это был уникальный лайнер. Было произведено более тысячи Як-40. Первые регулярные рейсы он начал из аэропорта Быково, и сейчас изображение лайнера даже красуется на гербе этого подмосковного города.

Як-40 выпускался до начала 80-х, поэтому всем летающим сейчас самолётам этой модели уже практически перевалило за 40 лет.

Фото: Shutterstock

Больше всего самолётов Як-40 в России сейчас у «Вологодского авиапредприятия». У авиакомпании пять самолётов этой модели. Их средний возраст — 44 года. А само предприятие — один из старейших авиаперевозчиков в стране: в октябре 2020 года ему исполнилось 92 года. «Вологодские» Як-40 по будням выполняют рейсы из Вологды в Москву (Внуково) и Санкт-Петербург.

Помимо вологодцев три самолёта Як-40 также есть у «Камчатского авиапредприятия». Эти лайнеры, средний возраст которых уже почти 45 лет, можно встретить на рейсах из аэропорта Петропавловска-Камчатского в Магадан и некоторые районные центры на полуострове.

Як-42

В конце 70-х годов на смену Як-40 пришёл Як-42, выпуск которого продлился практически до распада Советского Союза. Но при этом было выпущено всего 183 самолёта.

В парке авиакомпании «Красавиа» 12 штук Як-42, их средний возраст около 30 лет. Базовые аэропорты перевозчика — две красноярские авиагавани: Емельяново и Черемшанка, откуда авиакомпания выполняет рейсы по Красноярскому краю.

Свою историю «Красавиа» ведет с 1951 года, когда «было создано Туринское авиазвено Красноярского ГУВФ» (так сказано на сайте перевозчика). Но «Красавией» компания начала именоваться лишь с марта 2018 года.

Фото: Shutterstock

В «Красавиа» летает и последний построенный в СССР Як-42 с бортовым номером RA-42378: он был выпущен на Саратовском авиазаводе в феврале 1990 года и до марта 2019 года летал сначала в саратовском авиаотряде, а впоследствии в авиакомпании «Саратовские авиалинии» (закрылась в 2018 году).

Кроме красноярцев, восемь Як-42 эксплуатирует авиакомпания «Ижавиа» из Ижевска. Их средний возраст — более 28 лет. Иногда эти лайнеры используются на рейсах из столицы Удмуртии в Москву (Домодедово). Также «Ижавиа» заявляла, что в декабре 2020 года начнёт летать на Як-42 из Москвы в Сочи и Минеральные Воды. Правда, полетит на Як-42 или другом самолёте — покажет время. 

— Страшно ли летать на 30–40-летних самолётах?

Алексей Синицкий, председатель редакционного совета портала «Авиатранспортное обозрение»:

— Люди привыкли ездить на машинах, пока что-нибудь не отвалится, и им кажется, что и с самолётами то же самое. В авиации не так. Для самолётов существует система поддержания лётной годности и государственный надзор. Ни один самолёт, не допущенный к полётам, не сможет вылететь, и это не на усмотрение авиакомпании, а под контролем госорганов.

 Для каждого типа самолётов классического советского поколения существует назначенный ресурс (календарный срок службы и количество взлётно-посадочных циклов) — его ещё называют рамочным, превзойти его нельзя. Кроме того, в пределах рамочного для каждого конкретного борта устанавливается собственный ресурс. В течение эксплуатации самолёты проходят капитальный ремонт, после которого самолёт считается новым. Но в пределах рамочного ресурса. 

К слову, эксплуатацию тех же Ту-154 авиакомпании прекращали вовсе не «по старости», а из-за экономики: на них уже не получалось заработать денег на капитальный ремонт. Находить запчасти для таких самолётов становится всё труднее, ремонтировать их всё дороже; к тому же уходит поколение людей, которые умели хорошо с ними обращаться.

Где в России летают Аны

География полётов советских Анов по России намного шире, чем Яков. Да и летающих моделей самолётов КБ Антонова значительно больше. В нашем небе можно встретить Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, а также Ан-148 — правда, последний был разработан на Украине уже после распада СССР, но какое-то время выпускался на Воронежском авиазаводе.

Ан-2

Или, как его зовут в народе — «Кукурузник». Это реальная легенда советской гражданской авиации. Страшно представить, но первый полёт самолёт совершил ещё в 1947 году. В нашей стране Ан-2 выпускался до 1992 года, а в Китае он производится до сих пор. Всего было выпущено около 18 тысяч машин. Он занесён в Книгу рекордов Гиннесса как единственный в мире самолёт, который выпускается уже более 70 лет.

Фото: Shutterstock

По данным сайта russianplanes.net, крупнейший парк пассажирских Ан-2 в России, используемых на регулярных коммерческих рейсах, у авиакомпании «Полярные авиалинии» из Якутии — у неё 11 самолётов Ан-2 (включая его модификацию — Ан-3). Средний возраст самолётов — 40 лет. Они базируются в аэропорту посёлка Маган (в 14 км от Якутска) и выполняют рейсы по районным центрам республики.

Восемь «Кукурузников» есть у 2 АОАО. За этой загадочной аббревиатурой скрывается 2-й Архангельский объединённый авиаотряд. Базируется в аэропорту Васьково в Архангельской области. Воздушные суда предприятия летают по Северо-Западному региону России — Архангельская область, Ненецкий АО, Республика Коми, Кольский полуостров и т. д.

Обязательно зайдите на их сайт, он напомнит вам эпоху сайтов 90-х годов и времена, когда люди, чтобы купить билеты, шли в авиакассы и стояли там в очередях днями и ночами. Собственно, процедура покупки билетов на рейсы 2 АОАО с тех пор не изменилась: вам придётся идти в кассу. Но хотя бы расплатиться карточкой можно — по крайней мере, так написано на сайте. Авиакассы есть в Архангельске, Северодвинске, Мурманске, Нарьян-Маре и Оленегорске.

Конец эпохи «слонов»

Проводы двухэтажных лайнеров

Также Ан-2 используют на рейсах Нарьян-Марского объединённого авиаотряда из столицы Ненецкого округа в отдалённые посёлки региона — и в авиакомпании «Аэросервис» из Забайкальского края. Они летают из аэропорта Читы в небольшие населённые пункты региона.

Фото: Shutterstock

Ан-24 и Ан-26

Это главные советские рабочие лошадки российских перевозчиков. Основные самолёты региональных авиакомпаний, работающих в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. «24-е» и «26-е» выпускались до середины 80-х годов, всего было произведено около трёх тысяч лайнеров. Соответственно, всем им уже по 35–40 лет.

Эти самолёты эксплуатируют в «Полярных авиалиниях» из Якутии, «Красавиа» из Красноярского края, Камчатском авиапредприятии , Хабаровских авиалиниях, «Чукотавиа» из Анадыря, в авиакомпании «Ангара» из Иркутска (кстати, она же единственная в России летает на Ан-148).

Семь Ан-24 и два Ан-26 есть у «Ираэро»: эти самолёты используются на рейсах по Якутии.

Но полетать на советских Анах можно не только в Сибири и на Дальнем Востоке. Один Ан-24 есть, например, у «Ижавиа» из Ижевска. Ещё четыре Ан-26 есть у Костромского авиапредприятия, которое летает из Костромы в Санкт-Петербург и обратно.

Фото: Камчатское авиационное предприятие

Ан-28

Ещё одна модель самолётов Ан, которую можно встретить в России, — Ан-28. Это маленький самолётик, похожий на пчёлку, выпускался с начала 80-х до конца 90-х годов. Один такой самолёт есть у Камчатского авиапредприятия.

Ещё пять Ан-28 летают в авиакомпании «СиЛА» (Сибирская лёгкая авиация). Перевозчик был основан в Магадане в 2008 году, но сейчас уже вышел за пределы Колымы и больше летает по Сибири. У «СиЛЫ», например, есть рейс между Улан-Удэ и Иркутском— через Байкал. Самолёт летит невысоко, так что рассмотреть самое глубокое озеро на планете можно во всей красе.

Фото: Камчатское авиационное предприятие

Что будет с Ту-154

Какая судьба ждёт последний российский Ту-154 — неясно. Пока он стоит в аэропорту Новосибирска, а в «Алросе» думают над будущим самолёта. Многие надеются, что самолёту продлят сертификат лётной годности и он ещё сможет подняться в небо. Хотя бы ради того, чтобы «повозить туристов» — в России есть много желающих, готовых купить билет «в никуда» и подняться на борт бывшего флагмана советской гражданской авиации.

Почему люди хотят летать на советских самолётах?

Сергей Мартиросян, сайт aviator.ru:

В России люди готовы отправиться чуть ли не на другой конец страны ради того, чтобы полетать на каком-нибудь необычном лайнере с историей. Почему? Во-первых, это те самые самолёты, которые многим современным пассажирам дают возможность вернуться в детство. На этих самолётах мы летали к бабушкам и дедушкам, и когда поднимаешься по трапу такого лайнера, погружаешься в то время, когда в каждом захолустном городишке была взлётная полоса и мы летали между ними. 

Во-вторых, это красиво. Boeing и Airbus, конечно, тоже красивые, но у советских самолётов особая красота. Ну и в-третьих, эти самолёты – уже редкость, и многие хотят прикоснуться к истории нашей страны.

Кстати, в Европе интерес к полётам на возрастных лайнерах очень распространён. Достаточно вспомнить 2009 год, когда мир провожал уход с коммерческих рейсов DC-10, — тогда билетов на «прощальный» рейс было продано столько, что самолёт в аэропорту Бирмингема в течение недели возил туристов.   

Фото: Shutterstock

Увидим ли мы в России новые пассажирские Илы, «Тушки» и Яки?

Пассажирские Яки мы не увидим — знаменитого конструкторского бюро имени А. С. Яковлева больше нет: в 2004 году оно вошло в состав ОАО «НПК Иркут» и сейчас бывшие «яковлевцы» работают над учебными самолётами Як-130 и Як-152, а также участвуют в создании пассажирского лайнера МС-21.

Не намечается и новых «Тушек»: КБ «Туполев» больше занято модернизацией своих бомбардировщиков для Минобороны, а в гражданских проектах участвует в создании того же МС-21.

А вот Илы ещё могут появиться на коммерческих рейсах: не исключено, что скоро мы опробуем новый Ил-114. Правда, новым этот самолёт можно назвать с большой натяжкой: его разработали ещё в конце 80-х и на Ташкентском авиазаводе даже выпустили пару десятков штук (шесть из них до 2018 года летали в авиакомпании Uzbekistan Airways), но потом производство прекратили.

В феврале 2020 года немного модернизированный Ил-114 решили снова запустить в серию. Несколько самолётов сейчас строятся на Воронежском авиазаводе. Интерес к модели проявили «Полярные авиалинии» и «Красавиа», однако заказов пока никто из них не сделал.

Кроме того, ведутся дискуссии (даже ожесточённые споры) о производстве дальнемагистрального пассажирского лайнера Ил-96-400М. Первый экземпляр строят на том же Воронежском авиазаводе с 2016 года. Его первый полёт намечен на 2021 год.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы