Машинист метро отвечает на вопросы читателей Туту

Крысы-мутанты, «груз 200» и другие истории из работы в московском метро

С вас были вопросы, с нас — машинист. Нашли специалиста, который долгое время работал машинистом на пригородных поездах, а сейчас перешел на работу в метро. Он рассказал, как влюбился в железную дорогу, что самое сложное при работе в метро и на электричке, как быть, если на пути попал человек, и что помогает, если «за штурвалом» очень хочется спать. Спасибо за интересные вопросы, и не перебегайте пути там, где не надо. Пожалуйста 🙂

Редактор Туту
19 апреля 2019

Почему вы решили стать машинистом? 

Бабушка была начальником станции, отец какое-то время проработал путейцем. Что в городе, что в деревне живу рядом с железной дорогой. Был ли у меня другой выбор? Был. Но я выбрал стальную магистраль. Сколько себя помню, когда видел приближающийся поезд, замирал и стоял как оловянный солдатик, пока он полностью не проедет. Дедушку по 5–6 раз на дню тащил поезда смотреть на станцию. В общем, это с детства.

Чем отличается машинист электрички от машиниста в метро?

На железной дороге работаешь в составе локомотивной бригады. Одна голова хорошо, а две лучше. Там ты можешь положиться на коллегу. В метро же только ты отвечаешь за все, что происходит с составом. А еще в метро станции через каждые полтора-три километра, в то время как на ж/д порой 20–30 километров между остановками — так гораздо меньше напряжения, ну и поговорить можно: между собой, да и с пассажирами тоже.

Почему вы поменяли работу на электричке на работу в метро? Ведь вы ездили по городам, видели такую красоту природную, которой нельзя налюбоваться. А в метро — вечные туннели да скрип колес…

Я с 18 лет выбирал между работой в метро и работой на железной дороге. Тогда романтика дальних поездок, конечно, переманила. Когда ты один, то дома фактически не бываешь, делать там нечего. А когда появляются семья и дети, хочется проводить с ними больше времени. В подземке удобный график и место заступления на смену, но главное — это зарплата. Все идеально подходит.

Фото: Roman Vukolov / Shutterstock

Что входит в подготовку машиниста метро? Есть какая-то специфика, которая отличает машиниста метро от других машинистов?

Особой специфики нет. Что железнодорожников, что метрополитеновцев готовят по одной программе. Чтобы стать машинистом, понадобится примерно календарный год. В этот период входит изучение устройства подвижного состава: механическое, пневматическое, электрическое оборудование. Изучаешь теорию, как управлять поездом и как выходить из аварийных ситуаций. Помимо всего — правила технической эксплуатации, этакое ПДД для работы в метро и на ЖД. Затем инструкции по маневровой работе, инструкции по сигнализации. Объем информации огромнейший.

На первую дорожную комиссию приходит порядка 60–80 человек. До основного этапа доходит примерно 30 человек, в процессе отсеиваются еще человек 7–10. В итоге права получают 20 человек. И не факт, что все они станут машинистами на линии.

Вы подшучиваете над пассажирами?

Самое мое любимое — это на обычные вопросы давать логичные ответы. Например, спрашивают меня «на земле»: а какая это электричка? Выходишь на платформу, смотришь на электричку и отвечаешь — «Зеленая!» Или другой вопрос: «я доеду на этой электричке до Москвы?» — «Ну это вам решать, мы точно доедем, если хотите с нами — прыгайте в вагон!». Кто-то впадал в ступор, кто-то злился, но чаще всего все обращалось в шутку: поржешь вместе и работаешь дальше.

Какая карьерная лестница есть для машинистов? Кем вы хотите стать, когда вырастете?

После машиниста можно дорасти до начальника метрополитена. Сначала машинист-инструктор, потом заместитель начальника депо, затем управление. Но это все не мое. Мне в кабине хорошо и уютно. А график 5/2 для меня вообще смерти подобен. Хотя… не говори гоп, пока не перепрыгнешь. По земле ездил, под землей тоже. Осталось по морям походить да по небу полетать. Кто знает, куда подамся, когда и тут наскучит?

Фото: pio3 / Shutterstock

Можно ли в конце рабочей смены в метро дойти по рельсам до своей станции и выйти в город?

Нужно. Когда заканчивается расстановка составов на ночь, именно по тоннелю идешь до станции. Далее, после всех записей, поднимаешься на улицу и проходишь до комнат отдыха. Это такой хостел на 3–4 комнаты с односпальными кроватями. Можно попить чай, принять душ — есть все, что необходимо. Но, как правило, в этот момент тебе лишь бы добраться до кровати. Понятно, что 2–3 часа — это мало, но и такой отдых необходим.

Во время движения поездов в тоннелях находиться строго запрещено. Будь ты хоть начальник метрополитена, просто так туда не пройдешь. Нужна веская причина и куча согласований.

Что самое тяжелое в работе машинистом электрички и метро?

В работе на железной дороге меня больше всего напрягал технический осмотр состава между поездками. Зимой это полная пятая точка. Махать ломом и киянкой на морозе — то еще удовольствие, но деваться некуда, иначе состав можно убирать в депо. Перестанут открываться двери или снег на экипажной части снесет габаритную планку.

В метро самое тяжелое — это темень. В осенне-зимний период идешь с утра на работу, 8 часов в темноте, выходишь на улицу и снова темень. А с учетом того, что в Москве зимой солнце бывает редко, то совсем тоскливо получается.

О чем вам обычно сообщают по экстренной связи? 

Чаще всего сообщают, что кому-то стало плохо. Просят вызвать врача. Реже просят полицию, ну а на праздники могут и поздравить! Был забавный случай, когда не очень трезвый пассажир пытался меня убедить в том, что я еду не в ту сторону и не по той линии, по которой ему надо.

Особенно забавно — это праздники. Хоть в метро и запрещается находиться в состоянии алкогольного опьянения, но это не про наших граждан. И вот тут начинается: кто-то хочет поговорить, кто-то пожаловаться, кому-то что-то надо объяснить. В праздники скучно не бывает.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

Вы попадали в какие-нибудь страшные истории?

Страшные? Нет, крыс-мутантов не встречал, героев романа метро-2033 тоже не видел. Если про наезд на пассажира, то скорее это неприятно. Хотя когда с ночи принимаешь состав далеко от станции и наверняка знаешь, что никого в тоннеле быть не может, есть ощущение дискомфорта.

Что думаете про книгу «Не прислоняться»?

Как раз после ее прочтения решил, что пора завязывать с железной дорогой и перебираться в подземку. Все, что написано в книге, — абсолютная правда. Автор книги — Макс Метроэльф. Он долгое время (да и сейчас) ведет свой  блог «Погонщик Ежей» в ЖЖ. Макс около 15 лет отработал машинистом и записывал истории из рабочей практики, потом собрал заметки воедино, и получилась эта замечательная книга. Если кто не прочитал, дико рекомендую!

«Не прислоняться» — книга о московском метро, которая написана фантастом Олегом Дивовым и машинистом-блогером Максом Рублевым, известным в интернете под ником «Метроэльф»

Цитата из книги: «Ничто меня так не будоражит, как пик на ТКЛ при опоздании. Машина в двести сорок тонн, а в ней еще сто пятьдесят тонн народу, светофоры, открывающиеся при подлете к ним, ощущение не движения, а именно полета… Наработанное годами интуитивное понимание, где добавить, а где сбросить. Чувство пульса линии. И в такие минуты ты готов убить диспетчера за выдержки (приказ диспетчера машинисту задержать поезд на станции)».

Какие у вас требования к здоровью? Если утром чувствуешь себя слегка простывшим, пустят на смену?

Здоровье — 100%. Перед каждой сменой проходит предрейсовый осмотр: давление, пульс, алкотестер, где-то раз в полгода есть внезапные проверки на наркотики. Раз в год медкомиссия, там проходишь около 15 врачей. Какое-либо отклонение — и тебя сразу списывают с линии. Мы с коллегами шутим, что не каждый космонавт может пройти нашу медкомиссию. Если ты заболел, то компьютер тут же это покажет. И вот ты идешь оформлять больничный лист.

Что делать, если вы видите на рельсах человека? У вас такое случалось?

Что делать? Экстренно тормозить, а потом надеяться, что человек провалится в желобок и все обойдется. Если нет, то надо его как можно быстрее извлечь. Не всегда это летальный исход, бывали случаи, когда из-под третьего вагона живого человека доставали. Но чаще всего это «груз 200». Если пассажир не зажат деталями поезда и ты сам в состоянии его достать, то зовешь на помощь сотрудников ППС и вместе с ними извлекаешь. Если же такой возможности нет, вызываешь специальную службу и ждешь: они приезжают, поднимают вагон домкратами и освобождают бедолагу. Я сбивал людей и там, и тут. Тяжело это. Особенно первый раз. Но что поделать, это часть работы, для которой тоже есть регламент.

Может ли машинист взять в кабину гражданского и покатать его?

Раньше это было распространенной практикой, меня ребенком постоянно катали. Сейчас на первом месте безопасность: терроризм не дремлет. Возьмешь ты человека — а он камикадзе! Нет. Сейчас строго-настрого запрещено, везде камеры, а рисковать работой ради удовольствия других никто не будет.

Как машинисты относятся к фильму «Метро» 2013 года?

Плохая комедия. Снято неплохо, но количество технического брака переваливает все допустимые нормы. Именно поэтому неплохой сценарий превратился в совсем несмотрибельное кино.

«Метро» — российский фильм-катастрофа. По сюжету, из-за строительства новых зданий в одном из тоннелей московского метро появляется трещина, в которую прорываются воды Москва-реки. Под угрозой и все пассажиры подземки, и вся Москва. Врач-хирург из местной больницы в компании любовника своей жены пытается спасти оставшихся в живых людей.

Картина получила немало отрицательных отзывов из-за абсолютного несоответствия сюжета фильма реальному устройству метрополитена и работе его служб.

Вам можно ездить под музыку? И какую музыку было бы круто включить в кабине?

В принципе, музыку послушать можно. Но вот опять-таки, никто не будет рисковать работой. Безопасность движения превыше всего, и во время ведения поезда надо слушать диспетчера, а не музыку.

Фото: aapsky / Shutterstock

Нравятся ли машинистам электричек, когда им машут?

Очень! Когда машет рукой ребенок, а ты ему отвечаешь коротким гудком и видишь, как он расплывается в улыбке, — ну круто же. Настроение само поднимается. Вообще тяжело смотреть на замученные лица наших граждан, а пара улыбок всегда заряжают позитивом. Поэтому, когда вижу любопытного киндера, смотрящего в кабину или машущего рукой, наверняка посигналю в ответ.

Какое место в электричке у вас самое любимое?

Скорее не в электричке, а в поезде. В последнем вагоне, в последнем тамбуре. Сейчас это запретили, а раньше — включишь музыку, откроешь холодный пенный напиток и смотришь, как две стальные нити исчезают за горизонтом. Хорошее время было.

Вы сами любите кататься в электричках как пассажир?

Нет, сейчас получаю кайф от автотрипов. Все-таки в поездах и на электричках ты не хозяин сам себе. Свобода действий, которая есть в автопутешествиях, ни с чем не сравнима.

Почему поезда метро иногда останавливаются посреди тоннеля?

Самое простое: кому-то стало плохо в вагоне. Пока пассажиры сообщат машинисту, машинист доложит диспетчеру, диспетчер вызовет дежурного и даст команду машинисту объявить в салон, чтобы пассажиры вывели человека на платформу, — это минимум минута, а то и полторы. И вот следующему поезду нужно остановиться при приближении к станции, за ним едет еще один, и еще. Пробка — она и есть пробка. А еще все мы любим запрыгнуть в закрывающиеся двери, но двери так выходят из строя. Пока машинист прибежит и осмотрит, уже 2-3 поезда стоят в тоннеле.

Почему девушкам нельзя стать машинистами?

Кто сказал? По-моему, в 2010 году последняя в метро женщина-машинист ушла на пенсию, но я слышал, что девушек-вагоновожатых собираются вернуть. А еще точно знаю, что в «Центральной пригородной пассажирской компании» есть девушка, которая управляет поездами. 

Долгое время среди 2000 московских машинистов метро работала одна женщина — Наталья Корниенко, «Леди Подземелья». Она управляла поездами на Сокольнической линии. Стать машинисткой она мечтала с 17 лет.

В советские времена в московском и лениградском метро существовали женские бригады машинисток, но их распустили в восьмидесятых годах.

Фото: Sean Pavone / Shutterstock

Где бы вы хотели попробовать вести электропоезд? Можно выбрать любую точку мира

Безусловно, Швейцария и Шотландия — это природная красота. Япония, Франция, Китай — из-за высокоскоростного движения. Думаю, лететь под 500 км/ч — тот еще кайф.

Проезжали ли вы когда нибудь станцию, забыв на ней остановиться?

Нет, пока такого не было. Забыть остановиться нельзя, а вот уснуть — вполне. Но я стараюсь такого не допускать. Дежурная банка энергетика и большая пачка семечек всегда в сумке.

Что вы хотели бы сказать всем, кто перебегает пути?

Я хотел бы обратиться к родителям. Перестаньте подавать плохой пример детям. И, возможно, через пару десятков лет пассажиры не будут перебегать пути перед поездом, а пешеходы не будут переходить дорогу на красный свет.

Если бы снимали фильм «Машинист электропоезда», какой актерский состав вы бы хотели утвердить?

Я бы позвал всех своих коллег и снял правдивую историю о тех людях, про которых вспоминают, только когда остановился поезд в тоннеле или тебя зажало дверьми.

Отличных вам поездок, друзья!

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку

Ещё больше пользы