Мотопутешествия по России: что нужно знать перед такой поездкой

Сколько это стоит? Можно ли взять и поехать? Быстро ли учиться? Что брать с собой? Можно ли взять жену или мужа «вторым номером»? В общем, мотосезон открыт!

Отец Иоанн в очередном путешествии по России. Фото из архива Иоанна Карабидовича.

Как и куда ездить

  •  В соседние города: на мотоцикле сейчас очень удобно добираться, поскольку можно ехать без контакта с людьми.
  •  В дальние регионы без развитых дорог: многие мотоциклы отлично проходят по грунтовкам, некоторые — по лесу и каменистым пустошам в предгорьях.
  •  По Европе: из-за плотности городов можно «сменить картинку» несколько раз в день.

Наталия Хомякова

Журналист, исследователь и расследователь. Специализируюсь на социальных темах.

Сергей Абдульманов

Сейчас вы начинаете читать предложение, которое уже заканчиваете читать.

Как ехать в соседний город?

Рассказывает Мария Готунова, наша коллега из Туту.

— Я путешествую в соседние города ради удовольствия. Последние два раза ездила ещё до эпидемии из Москвы в Ярославль. Вот как это выглядит:

  1. Проверяю ТО. Что-то может отвалиться по пути, поэтому лучше подготовиться. Особенно, если мотоцикл не новый. Желательно на дальние поездки обновить расходники, потому что накатка на мотоциклах быстрее, чем на машине. Замена фильтров и масла каждые 5 тысяч километров, а не 15. Если до замены осталось, например, 500 км, лучше сделать пораньше, чем ехать на плохих расходниках.
  2. Сразу ищу место, где можно будет жить и где при этом можно будет оставить мотоцикл. Бросать технику на улице так себе развлечение, нужен закрытый двор или паркинг какой-то. Часто мы арендуем квартиру и место около неё, либо выбираем рядом охраняемую стоянку.
  3. Продумываю список вещей, которые нужно взять. От количества вещей очень зависит, получится обойтись рюкзаком или нужно будет брать кофр. У меня знакомая ездила в Турцию из Москвы, так сзади огромная куча вещей в рост человека, как на рынках возят. Это не очень комфортно. Нужно взять с собой комплект для ремонта резины (это нужно, чтобы доехать до сервиса даже на оживлённой дороге), немного еды на всякий случай. Будет хорошей идеей отправить себе всё это за месяц на дальнюю точку, чтобы не тащить с собой половину маршрута. Почти любая почта или транспортная компания умеет хранить несколько недель до востребования.
  4. Смотрю маршрут, как поедем. Важны платные трассы, потому что на них нет заправок. У меня бак на 250 километров примерно. Если впереди участок 300 км без заправки — надо заранее думать про запас бензина или другой маршрут. На многих мотоциклах есть специальные канистры с топливом, которые прямо привешиваются в определённые места.
    Если будем ездить куда-то на месте, смотрю подъезды к интересным местам. На природе часто можно переключиться в режим спутниковой карты, все грунтовки и вообще накатанные участки хорошо видно. Телефон крепится на руль или к траверсе, на нём нужен навигатор с загруженной картой и программа «Стрелка». Она в гарнитуру рассказывает про камеры.
  5. Готовлю немного денег. Обычно нужно на пару ночёвок и на всякий случай наличные на ремонт по дороге. Случиться может всякое. Едим чаще всего тоже в кафе по дороге, и тоже лучше иметь наличные.
  6. Обязательно проверяю погоду. От неё зависит весь кайф от дороги. Часто нужен дождевик, и не только из-за дождя, а ещё потому, что в лицо дует. На дальние поездки надо ещё смотреть правильный шлем, чтобы не продувался и в ушах не свистело, а то через 1000 километров будет стоят страшный звон, мало не покажется.

Перед поездкой куда-то стоит ещё почитать, что за места посмотреть и как там с движением. В той же Туле катастрофическое: в Москве тебя более-менее пропускают, а в Туле ощущение, что тебя целенаправленно пытаются убить. Кстати, я каждый год делаю страховку жизни на год. Потому что всегда можно упасть и поломаться, и люди обычно думают после того, как это случилось. Несколько моих знакомых по полгода без работы, а страховка оплачивает лечение и время этого отпуска, когда у тебя всё all right.

Обязательно возьмите дополнительный резервный повербанк или зарядник через прикуриватель. Если раньше разряженный телефон можно было зарядить в ближайшем кафе, то сейчас почти все работают на вынос. А оставаться в дороге без телефона — плохая идея.

От поездки на машине в первую очередь дорога отличается удовольствием. И ещё вещей мало, от класса мотоцикла очень зависит, сколько и чего можно взять.

А по Европе или Америке?

Нужно выбрать маршрут и забронировать мотоцикл для аренды. Аренда мотоцикла — всегда дорого. Топовые хорошие модели будут стоить 120-200 долларов в сутки. Хороший “Харлей” в Штатах можно взять за 180-190 в сутки, и цена примерно одинакова с Европой. Чтобы сэкономить, можно подписаться на рассылки компаний, которые занимаются арендой, и следить за скидками – иногда они могут быть очень большими на определенные даты и направления, особенно в Штатах. Хорошая страховка может составлять существенную часть этой суммы. В Европе часто цена может быть ниже, но с существенной доплатой за превышение суточного километража, в США такое встречается реже (и со страховкой там проще).

Для сравнения, в России аренда мотоциклов менее развита. Взять крутой байк BMW можно примерно за 15 тысяч рублей в сутки.

Но нужно также быть готовым к сюрпризам. Запаски на мотоцикле нет, но устранить какую-то мелкую неисправность мотоциклист, как правило, умеет самостоятельно. Поменять покрышку обычно сложно, потому что перебортировка — это очень трудоемкое приключение. Но в дальних поездках этот навык понадобится, как и запасная резина. С серьезными поломками никакие инженерные навыки уже не помогут, поэтому приходится обращаться в ближайший сервис.

Мотоциклист Алексей Пушкин рассказал, как во время путешествия по Чехии внезапно сломался генератор на его “Харлее”.

Расход топлива

У Марии расход 6,2 литра на 100 километров, она считает по 8 литров на 100 с небольшим запасом. На спортбайках может быть и до 12 л.

Алексей Пушкин за рулем своего «Харлея». Фото из архива А. Пушкина.

Пришлось обращаться в сервисный центр и менять запчасть. Официальные центры “Харлея” есть в большинстве крупных городов Европы, если бы такая же поломка произошла где-то в России, можно было бы постучаться на байк-пост — это отдельные “точки” на карте — небольшие частные сервисные центры и ремонтные мастерские, которые созданы любителями мотоциклов. Туда можно обращаться, если случается какая-то поломка, нужно передохнуть или просто хочется познакомиться с новым человеком в путешествии. Обычно их держат энтузиасты, и они часто очень гостеприимны, если гости вежливы и тоже доброжелательны.

Иногда ремонт может выглядеть так:
— Ага, катушка полетела. У меня такой нет. И ни у кого такой нет. Но похожие в холодильниках. Наверное, проволока такая же. У меня знакомый в соседнем селе, он их мотает. Давай посмотрим, может, починим ими твой «Харлей», вроде диаметр проволоки такой же.

И ведь чинят.

Защита

Качественная экипировка — это важно, важнее, пожалуй, только навыки вождения.

А ещё это дорого. К примеру, комплект фирменной экипировки BMW: ботинки, штаны, куртка, подстежка, дождевик и перчатки — может обойтись в 100-120 тысяч рублей. Но защиту можно купить и в разы дешевле. Разница будет в удобстве и действенности при встрече нежного тела мотоциклиста с безжалостным асфальтом. А эта встреча вполне может случиться, не сомневайтесь.

Очень важен шлем. Хороший стоит 30-50 тысяч рублей, но, как и со всей экипировкой, можно купить и в разы дешевле. Учитывать нужно два параметра: шлем должен быть легким, чтобы шея и голова не уставали, потому что в дороге делается очень много микродвижений. А ещё он должен гасить сильный удар. Обычно он при этом разбивается, но при этом спасает голову. С точки зрения безопасности, конечно, стоит выбирать модели топовых брендов, у них есть сертификация, похожая по смыслу на сертификацию безопасности автомобилей. Самый дешевый шлем может вообще не разбиться, но может размазать содержимое по оставшейся целой стенке. А еще топовые шлемы делают разные размеры «скорлупы» для разных размеров головы, у дешевых они отличаются только толщиной внутренних элементов. Ещё важны шумность, продуваемость, аэродинамика формы (чтобы при повороте головы на скорости не сворачивало шею). И на дальние выезды очень хорошо ставить в шлем гарнитуру для связи с телефоном.

Алексей Пушкин считает, что он умеет падать, поэтому никакая защита ему не требуется. Он ездит в маленьком шлеме-«скорлупе», а недавно купил себе куртку “Харлей Дэвидсон”, защиту из которой сразу продал. У Алексея опыт вождения — больше 20 лет.

В общем, каждый сам принимает решение и несет ответственность за последствия этого решения.

Как планировать поездку?

Заранее, особенно, если вы собираетесь пересекать границу страны. Нужно привести в порядок все документы. Если едете в экзотические страны, можно рассказать о своем маршруте в Русское географическое общество и описать цель поездки. Например, исследование сёл в странах Средней Азии. Тогда РГО может сделать вам документ, в котором будет указано, что вы не просто тусовщик-экстремал, а у вас есть миссия — на таможне это может вам помочь.

Кроме того, о своем маршруте нужно сообщить друзьям или знакомым в тех городах, где планируете оказаться. Если таких знакомых нет, можно сообщить о своем путешествии на форуме Дальняк.рф, где опытные мотоциклисты дадут совет и помогут, если вам это потребуется. Вообще хорошо, чтобы у вас был человек, готовый к вашему звонку с любой проблемой в любую минуту и к её решению. И контакты в консульствах стран, через которые вы едете, кому позвонить при проблемах в пересечении границ.

Маршрут путешествия тоже надо запланировать, хотя бы опорные точки. Например, посмотреть за теми, кто организует мототуры, отметить их места на своей карте, а затем проложить сам путь. Очень полезно заранее внимательно изучить онлайн-карты и посмотреть фотографии. Можно пользоваться байкерскими форумами, где мотоциклисты также выкладывают фотографии и рассказывают о качестве дорожного покрытия, отелях, кафе.

Мотоблогеров сегодня очень много. Секреты поездок можно подглядеть у них.

Например:
Андрей Бересневич много путешествует по Азии, выпускает понятные видео про подготовку мотоцикла к дальней дороге, рассказывает, что брать с собой, делится лайфхаками байк-трипов.
Сел и поехал — канал для любителей экстремальных путешествий по России на мотоцикле.
Русские байки — это многосерийный документальный фильм о путешествии русских ребят на «Харлеях» вокруг света.
Вокруг света на мотоцикле — путешествие Олега Харитонова, который в одиночку объехал мир, рванул более 200 тысяч километров. Тут и лайфхаки, и приключения, и красивые места. Он это сделал почти сразу после получения категории «А».

Долго учиться?

Научиться ездить на мотоцикле можно при автошколе, стоит это в пределах 20 тысяч рублей, обучение займет не больше двух с половиной месяцев. Лучше учиться в специализированных мотошколах, где мотоцикл — это не «ещё одна буква в правах», а отдельная дисциплина.

Если вы уже водите автомобиль и знаете правила дорожного движения, некоторые мотошколы предлагают перепрофилирование: за 2-3 недели вас научат ездить не на четырех колесах, а на двух, а в ваших правах появится новая категория — “А”. С ними уже можно брать в аренду мотоцикл или покупать свой.

Базовый курс учит только одному — сдать экзамен. Очень желательно на этом не останавливаться и учиться реальной езде по трассе, по городу и поведению в нештатных ситуациях.

Мощный мотороллер можно купить без «А» в правах, но ощущения будут совершенно не те.

Для дальних путешествий нужен опыт вождения. Он нарабатывается с годами: сначала мотоциклисты ездят на специальных тренировочных площадках, затем — по городу или на небольшие расстояния, которые с каждой поездкой увеличиваются. Но бывает и по-другому, например, Олег Харитонов уехал в одиночную кругосветку на 4 года и 200 тысяч километров через несколько недель после открытия категории А.

Для тех, кто хочет ездить не только по асфальтированным городским улицам или шоссе, а готов забираться в дебри по бездорожью, есть эндуро — это езда на мотоцикле по лесам и горам, преодоление препятствий. Александр Гладилин с 2004 года ездит на городских “чопперах”, брал в разных странах в аренду мотоциклы разных марок, объездил Европу и несколько штатов, а параллельно пошёл заниматься эндуро, чтобы рассекать по проселочным дорогам российских глубинок.

— Почти всегда, когда я куда-нибудь езжу с семьей или по учебе, я беру на месте мотоцикл в аренду и катаюсь. В Штатах брал “Харлей”, проехал знаменитое западное побережье, Долину смерти, Гранд Каньон и много чего ещё. Четыре года назад решил освоить эндуро — на легком внедорожном мотоцикле можно заехать в такие места, куда ты пешком не всегда зайдешь. Например, на песчаные подъемы. На днях наконец-то купил себе мотоцикл для путешествий, собираюсь в этом году поехать в Мурманск через Карелию и Хибины. А в следующем году планирую кругосветку.
Александр Гладилин

Обучиться такому вождению можно на специальных курсах и в школах. В Москве цена за одно эндуро-занятие — около 3000-4000 рублей. Это дает новые навыки и свободу в управлении в самых разных условиях, в том числе и для «обычной» езды.

На мотоцикле можно добраться до мест, куда не пройдёт машина. Чаще всего это те точки, где дорог просто нет, но вы будете выглядеть примерно вот так. На фото Александр Гладилин, наш коллега в Туту.

Если же вы хотите лихо мчаться по трассам и городам, без экстремальных заездов в бездорожье, то хорошо подходит круизный мотоцикл. Хотя где-то с этого места в среде мотоциклистов начинаются яростные споры, на чём же лучше ездить.

— Круизный мягче в управление и езде, гофры по бокам позволяют разложить вещи и ремонтный комплект, на всякий случай. Я гнал байк в Самару из Москвы. Это тысяча километров. Ехал на спортивном мотоцикле. Единственное, что влезло в рюкзак, — бутылка воды. Приехал — похудел на 4 кг. За день.
Сергей Андреев

Сколько стоит мотоцикл?

Можно купить подержанный мотоцикл за 100-300 тысяч рублей, а можно вложиться в приобретение нового и современного мотоцикла за несколько миллионов рублей. Важное правило для дальних путешествий — внимательная подготовка техники к поездке. В путешествия на несколько недель нужно брать с собой или заранее отправлять транспортной компанией все необходимые расходники и запчасти. И, конечно, внимательно следить за состоянием цепи, вилки, резины, тормозной системы и остальных ключевых узлов.

Нужна ли компания?

Это зависит от человека. Можно путешествовать в одиночестве, когда нет привязки ни к кому другому: встаешь во сколько хочешь, едешь как хочешь; когда хочешь, тогда и останавливаешься. А можно подсаживать сзади людей «вторым номером» и ехать большой группой.

Священник Иоанн Карабидович путешествует на мотоцикле по России уже много лет. В 2018 году он снимал фильм о мотопробеге “Путями твоими”, в ходе которого отец Иоанн вместе с друзьями-байкерами проехал через 12 городов России, заезжал в восстанавливающиеся храмы и бедные приходы европейской части страны.

— Мой любимый маршрут по России — маршрут фильма. Отправная точка была в Челябинске, оттуда в Тольятти, потом в Воронеж, в Ростов-на-Дону, до Севастополя, затем обратно в Ростов, через Белгород в Старый Оскол, в Задонск, Москву, Киров, из него в Воткинск, и через Екатеринбург обратно в Челябинск. И все это за две недели. В одном месте, между Москвой и Кировом, пришлось около 1250 км не слезать с мотоцикла, потому что нам подсказали, что от Костромы дороги практически нет, сделали крюк через Владимирскую дорогу.
Отец Иоанн

Тусовка для мотоциклистов очень важна. Найти ее и влиться в компанию несложно: многие открыто общаются в интернете. Например, на bikepost.ru можно найти помощь и новых знакомых в регионах России, на форуме Дальняк.рф — почитать о путешествиях мотоциклистов, спросить у них совета, сайт Offroadpeople создан для любителей бездорожья и экстремальных путешествий, а на MotoRussia собраны байкерские офлайн-тусовки, куда также можно вписаться и приехать, познакомиться лично.

— Иногда даже маршрут приходится менять из-за количества друзей-байкеров. Проезжаем через какой-нибудь населенный пункт, а там живет наш приятель: не заехать — неправильно. Или на дороге где-нибудь договариваемся встретиться. Постояли, поговорили, уже план поездки нужно корректировать. Зато пообщались, это важнее.
Отец Иоанн

Брать с собой попутчиков по дороге мотоциклисты не рекомендуют. “Второй номер” тоже должен быть с опытом, чтобы не мешать водителю, не нарушать равновесие и не отвлекать. Иначе его неверные действия могут стать причиной проблем и для мотоцикла, и для водителя, и для пассажира.

Если вы берёте пассажиром знакомого человека на всю поездку, главное — человек должен так же любить долгие поездки на мотоцикле, как и вы. Скажем, двухнедельная поездка по прекрасной Норвегии со скучающим пассажиром на заднем сидении, который не получает от этого кайф, может получиться не такой уж прекрасной. Но если ваш напарник или напарница так же получает удовольствие, как и вы, это удваивает впечатления. Как говорят, «чтобы умножить эмоции, их нужно разделить».

Как подстраиваться под погоду?

Во-первых, нужны дождевики, которые помогают не промокнуть. Они надеваются на куртку сверху и штаны. Непромокаемые “чехлы” есть и для ботинок. Во-вторых, некоторые шлемы имеют специальные системы: на стекло визора с внутренней стороны крепится «пинлок» — второе стекло, которое помогает визору не запотеть.

— Забрало у шлема лучше затонировать атермальной плёнкой, как в машине — так и солнце не слепит сильно, и всё видишь на дороге.
Сергей Андреев

Алексей Пушкин никакими защитными средствами от дождя не пользуется. Забрала у него нет совсем: мотоциклист ездит в очках. А если попадает под дождь, то просто ждет, когда он кончится: “Высыхаешь за 20 минут на скорости, да и все”.

Но такой мокрый экстрим не всегда приносит удовольствие. Александр Гладилин отдыхал с семьей в Греции, взял мотоцикл и решил прокатиться, но никакой экипировки, кроме шлема, у него с собой не было: «Очень неприятные ощущения, когда ты на моте попадаешь под дождь в обычной городской одежде. Все прилипает, холодно».

В другой раз Александр промок на Кипре, когда снова решил взять мотоцикл напрокат, а никакой защиты на острове у него с собой не было: по дороге в ресторан, который ему очень рекомендовали, попал под ливень. Сначала решил переждать на автобусной остановке под крышей, дождь не прекращался, снова сел на мотоцикл.

— Приехал в ресторан в мокрых джинсах, в насквозь мокром свитере. Зашел в туалет, отматываю там метров 20 туалетной бумаги, начинаю распихивать ее себе под одежду, чтобы хоть как-то подсушиться. Выхожу в зал, заказываю еду и стопку водки, чтобы согреться. Сижу, ем, ко мне подсаживается чопорная англичанка, начинает со мной беседовать, поправляя очки. Потом она возвращается за свой столик, где сидела ее подруга и говорит по-английски: “Ты знаешь, этот джентльмен из России!”. Я думаю: «Да-а-а, джентльмен: приехал на мотоцикле, мокрый, с туалетной бумагой».

Вообще, как отмечают мотоциклисты, переждать дождь можно, но, если вы едете далеко, смысла в этом особого нет: лучше ехать не спеша, не выжимать из мотоцикла всю его мощность, а следить за ездой. По мнению Алексея Пушкина, кто под дождем боится ехать — тот не мотоциклист совсем.

Что брать с собой? И куда это складывать?

К мотоциклам крепятся специальные емкости, называемые кофрами, куда мотоциклисты размещают свои вещи. Как правило, в короткие поездки не берут много вещей: ограничиваются сменным комплектом одежды и обуви. А вот в долгие можно взять всё: палатки, всю одежду, еду, запчасти, резину и т.д.

— Сейчас отелей, хостелов и гостиниц достаточно, можно палатку и спальники с собой не брать. Но когда мы ездили на байк-фест в Чехию, снять отель там было невозможно — все забито. Поэтому брал с собой палатку, привязывал к “Харлею”, и три недели она меня выручала.
Алексей Пушкин о своей поездке по России

Если вы берете мотоцикл в аренду в другой стране, а до этой страны добираетесь на каком-то другом транспорте, продумывайте логистику. Куда денете чемодан, например? Поместится ли он на мотоцикл? А то можно оказаться в аэропорту с чемоданом, который никуда не влезет.

Что насчет здоровья?

Прежде чем сесть за руль мотоцикла, нужно быть уверенным в своем состоянии. Выспаться, в первую очередь, чтобы сфокусированность и внимание не подводили. Если есть температура, проблемы с давлением или какая-то болезненность в теле, от поездки лучше временно отказаться. Опять же, чтобы концентрация на дороге была абсолютной, чтобы ничего не отвлекало.

А. Гладилин

В ходе путешествия начинающим мотоциклистам не рекомендуется устраивать марш-броски и ехать без разминки сотни километров. Если чувствуете, что спина устала, ягодицы или ноги затекли — стоит все-таки остановиться и размяться.

Отец Иоанн в дальних путешествиях использует специальное анатомическое сиденье, на котором тело меньше устает. Он рассказал, что среди его знакомых есть байкеры, которые выполняют специальные нормативы, чтобы получить звание Iron Butt — “железная задница”. Они называют себя “самыми жесткими гонщиками мира”, путешествуют на выносливость: могут проехать 1000 миль (1609 километров) за день, останавливаясь только для заправки бензобака. В каждой стране есть свои нормативы и правила получения звания “железной задницы”, но это, скорее, история не про путешествия, а про соревнования.

Для длительных поездок нужно адаптировать под себя седло, если оно не идеальное: либо своими руками, либо перешить и поставить гелевые вставки у мастеров, либо купить более подходящее.

Мотоциклы — транспорт травмоопасный. У Александра в течение двух лет на одной из ключиц стояла железная пластина, которая была прикручена к кости настоящими шурупами. Это итог эндуро-соревнований, где кое-что пошло не так. Вот она:

“Мотоциклисты делятся на тех, кто падал, и тех, кто врет, что не падал”

В эндуро падение — это вообще неотъемлемая часть жизни. На круизных или спортивных мотоциклах это, конечно, происходит редко, но никто не застрахован.

Курсы первой помощи очень важны, особенно при быстрой реакции на перелом. Если у вас есть пара дней, обязательно пройдите и научитесь пользоваться аптечкой на этот случай.

Пара советов

  •  Необязательно сразу покупать мотоцикл, экипировку и дорогой шлем. Сначала можно проверить: вы действительно этого хотите или это минутное увлечение. Попробуйте себя в мотошколе, возьмите занятие в эндуро или мотокроссе — там вам выдадут экипировку и мотоцикл, покажут, как ездить, и расскажут о трудностях такого хобби.
  •  “Дальнобоить” сразу не стоит. Сначала стоит поднабраться опыта, поездить по разным дорогам, потренировать себя в управлении на небольших маршрутах выходного дня. Когда почувствуете уверенность, тогда и можно ехать в другой город или даже в другую страну, но все-таки не сразу рвать за тысячи километров от дома.
  • Нужно принять, что все может пойти не по плану. Изменится погода, сломается байк, а еще, к сожалению, вы можете получить травму. Если вы к этому не готовы, лучше не садиться на мотоцикл, иначе первая же трудность может привести к разочарованию.

Конечно, главное — внутренний огонь. Если вы готовы рисковать, вкладывать деньги и изучать новое, тогда все получится — вы получите удовольствие от совершенно другого восприятия каждой дороги и каждого поворота.

— Есть люди-автомобилисты, а есть люди-пешеходы. И даже среди автомобилистов есть пешеходы: для них машина — просто транспорт, они немного неуклюжи в вождении, не любят открывать капот и все такое. А настоящие автомобилисты перед каждой долгой поездкой находятся в предвкушении: “О, в Липецк, 400 километров — скорее бы уже”. С мотоциклом что-то похожее. Когда я представляю, что у меня есть возможность для мотопутешествия, мне сразу хочется начать планировать маршрут, изучить все достопримечательности на пути, посмотреть отели… Если тебя прёт от этого, то и решаться на дальнее расстояние не придется, оно просто в кайф.
Александр Гладилин

Популярность мотопутешествий

На конец 2019 года в России было зарегистрировано около 2,4 миллиона мотоциклов. Судя по китайскому сценарию выхода из карантина, сразу после снятия ограничений резко вырастет доля индивидуального туризма и поездок на природу. Поэтому стоит ожидать роста количества автопутешествий и мотопутешествий по России в этом и следующем годах.

Хотите больше странного про путешествия? Жмякните по кнопке! Только не по питанию!

А вот ещё интересное почитать

© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы