На автомобиле через весь Узбекистан

Дорожные приключения фотографа Анзора Бухарского

Прошлой весной мы с друзьями отправились в автопутешествие по Узбекистану. Мы останавливались, завидев какой-нибудь интересный сюжет, могли пробыть в любом месте столько, сколько хотелось, и в любой момент сказать: «Поехали-ка в Термез! А какой дорогой? Давайте через Карши!» Смотрели навигатор — и в путь. Разве после такого приключения могут остаться плохие воспоминания?

стрит-фотограф

В прошлом году в конце мая ко мне приехали гости из Санкт-Петербурга — Мария и Андрей. С ними я познакомился на своих мастер-классах по документальной и тревел-фотографии. Андрей — предприниматель из Москвы, в Узбекистане был уже второй раз. Маша — искусствовед и археолог из Питера, специализируется на культуре Востока и Средней Азии. Она три раза ездила в путешествия со мной и безумно влюбилась в Узбекистан.

Гости сразу попросили меня организовать путешествие через всю страну. Немного подумав, мы решили ехать на моём автомобиле, я за рулём, ориентироваться по навигатору.

В подобные путешествия, конечно, лучше пускаться в более прохладную погоду, а в мае уже стояла жара. Но Андрей и Мария оказались не робкого десятка.

Начали мы с Хивы — одного из самых прекрасных городов в Узбекистане, старинного и загадочного. Остановились в гостинице «Эркин» и пробыли в городе около трёх суток.

Мои гости настояли на том, чтобы не нанимать местных гидов, — историю любого города или отдельной достопримечательности ведь без проблем можно найти в интернете. Мы бродили по узким улочкам, скрытым от глаз туристов, знакомились и общались с местными жителями, заходили в гости, питались в маленьких чайханах далеко от центра города, смотрели мастерские театральных художников.

Если уйти подальше от крепости Ичан-Кала и углубиться в старые улочки, глазу открывается настоящая жизнь. Однако в Хиве нас поджидал неприятный сюрприз: здесь затеяли грандиозную реконструкцию. Везде шли строительные работы, под древними стенами были разбросаны огромные фрагменты бетонных труб. Местные по секрету рассказали, что изначально даже был план выселить всех жителей из крепости Ичан-Кала в новые районы, а на её территории устроить музей под открытым небом. Чуть позже власти поняли (или им вправили мозги), что в таком виде древняя крепость никому не будет интересна, разве только китайским туристам, которым всё равно, на что смотреть. Хивинцев оставили внутри старого города, но наказали привести в порядок фасады своих жилищ.

Я тогда подумал, что всяким министерствам, отвечающим за туризм, давно пора понять одну вещь: современному путешественнику не нужны брусчатка, указатели, фонари, полицейские будки через каждые сто метров. Им не нужны даже гиды, которые водят от одного архитектурного памятника к другому и рассказывают славную историю великих предков. Всё, что интересует туриста, он легко находит в смартфоне.

Современный туризм изменился: люди просят остановить машину возле какого-нибудь тандыра, хотя выйти и поговорить с пекарем, отведать дымящуюся обжигающую самсу прямо из раскалённой печи. Они хотят побыть участниками восточной жизни, а не наблюдателями.

Из Хивы мы отправились в Нукус, столицу Каракалпакии — там Маша хотела непременно посетить музей Савицкого. Это жемчужина Центральной Азии с самой большой в мире коллекцией русского авангарда. Пока Маша была в музее, мы с Андреем погуляли по городу.

По дороге в Нукус мы заехали в городище Аяз-Кала, потом свернули с трассы, чтобы увидеть одно из самых удивительных и сакральных мест не только в Узбекистане, но даже в мире — Башню молчания (Дахма Чилпык). В древности отважных воинов не хоронили привычным нам образом, а поднимали их тела на самый верх башни и оставляли на специальном смертном одре. Труп разлагался под палящим солнцем, потом к делу подключались хищные грифы. Обглоданные птицами кости складывали в специальной землянке. Говорят, таких башен осталось всего две: одна в Индии и вторая у нас, в 50 километрах от Нукуса.

Из Каракалпакии мы поехали в Бухару на ежегодный фестиваль «Шёлк и специи», который проводят в последних числах мая. В программе мероприятия много фольклорных представлений — концерты, кукольные спектакли, бои баранов, а открывает и закрывает фестиваль костюмированный парад. Кроме того, в городе устраивают мастер-классы и, конечно же, идёт торговля шёлком, специями и сувенирами.

Бухара встретила нас палящим солнцем. Но несмотря на 45-градусную жару, люди вышли на городские площади, чтобы поучаствовать в праздничном параде и традиционном концерте. Примечательно, что фестиваль с каждым годом становится масштабнее, на него съезжаются ремесленники и гости не только из всех регионов страны, но даже из-за границы.

Пробыв в Бухаре два дня, мы отправились в Самарканд, откуда двинули прямиком на Сурхандарью — красивую горную местность, самый южный регион Узбекистана. Маша настояла заехать в Джаркурган, чтобы увидеть тамошний минарет уникальной и непривычной для среднеазиатской архитектуры формы. Он состоит из гофрированных складок и украшен сверху кольцом с аятами из Корана.

Ещё мы торопились попасть на знаменитый Байсунский базар — один из самых крупных в Сурхандарье. Там были лавки ремесленников и шла торговля всем, чем только можно, — от одежды и стройматериалов до овощей, фруктов и других продуктов питания. Но по приезде нас поджидало разочарование: местные власти закрыли базар, чтобы построить вместо него гипермаркет.

Это беда Узбекистана наших дней — сносят традиционные восточные базары, хотят заменить их на современные маркеты. И вот, «эпидемия» докатилась до Сурхандарьи. Наверху почему-то считают, что базары якобы позорят нас перед остальным миром, забывая, что базар — это и есть восточная идентичность, культурный центр любого населённого пункта, его лицо и душа.

Наша поездка продлилась восемь дней. Мои друзья остались довольны и до сих пор постят фотографии из нашего путешествия. А на меня самое большое впечатление произвели не архитектурные красоты, а скульптура. Странно, но в Узбекистане этот вид искусства совсем не развит. Если где-то и есть памятники (читай: истуканы), то они обычно посвящены великим предкам: поэтам, правителям, полководцам. Поэтому я был поражён при подъезде к Самарканду удивительным памятником… арбузу! Вот куда нужно возить туристов. Оригинально, красочно, с юмором!

Автор фотографий и текста: Анзор Бухарский

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям