«Неизвестность — самое тяжёлое»: как российские туристы возвращались домой

«Неизвестность — самое тяжёлое»: как российские туристы возвращались домой

Истории путешественников, застрявших за границей из-за санкций

К моменту, когда многие страны закрыли своё воздушное пространство, тысячи туристов из России были за границей. Многочисленные отмены рейсов вынуждали их обращаться за помощью в МИД или искать альтернативные пути возвращения в страну. Кому-то повезло, и он попал на спецборт, другим помогали туроператоры, некоторые же теряли на подорожавших билетах десятки и сотни тысяч рублей. Огромное число россиян до сих пор за рубежом. Мы пообщались с некоторыми из туристов, кому удалось вернуться. 

Игорь Хворостянов

послушал истории igor_dictor

Алина Краснова

поговорила с людьми
Антон, 27 лет, IT-специалист

Я полетел в Доминикану 23 февраля и устроил себе полный информационный детокс. Не читал новости, не заходил в соцсети — это было просто, потому что в отеле в этот период были какие-то перебои с интернетом. Обратный билет был на 6 марта.

О том, что начались проблемы с рейсами, узнал случайно: услышал разговор за соседним столиком во время завтрака. Решил не ждать, когда отменят и мой самолёт, попытался найти ранние рейсы. Пока искал, страны стали закрывать воздушное пространство и почти все полёты прекратились. Запахло жареным.

Ситуацию обостряло и то, что к проблемам с интернетом добавилась беда со связью — я не мог никуда дозвониться. Каким-то чудом удалось достучаться до друга в России через WhatsApp, и он оттуда координировал все мои действия и звонил по всем инстанциям. Это тоже шло не то чтобы гладко: ночью на круглосуточной линии не отвечали, к утру её и вовсе отключили.

Друг написал на специальную почту МИД России dskc@mid.ru, в письме указал мои ФИО, местонахождение, контактные данные. Утром позвонил на «горячую линию» Ростуризма, описал ситуацию. Там застрявшему, то есть мне, порекомендовали установить приложение «Зарубежный помощник» и ещё раз попробовать дозвониться в МИД и оставить заявку через онлайн-форму.

Дальше оставалось ждать. Это было тяжелее всего: неизвестность пугает, плюс меня не радовала вероятность остаться с заблокированными картами в чужой стране. Через двое суток пришла информация о вылете спецбортом. Вечером 3 марта я был в самолёте, а 4-го глубокой ночью прилетел в Россию. Благо доплачивать не пришлось.

Нравится статья?

Подпишись на рассылку и получай подборку наших статей за месяц

Маша, 36 лет, домохозяйка, и Саша, 40 лет, работает в коммерческой медицине

10 февраля мы с мужем и маленьким ребёнком поехали в Афины, чтобы отметить день рождения сына — ему исполнился год. Летели мы авиакомпанией Aegean. В Афинах пробыли 2 дня, потом полетели в Ниццу с пересадкой в Будапеште. Там сделали экспресс-тест на антиген для въезда во Францию и на рейсе Wizz Air улетели в Ниццу. Обратный рейс оттуда в Москву у нас был назначен на 28 февраля компанией S7.

Об отмене мы узнали за 2 дня до вылета в Россию. При этом никаких предложений, как вернуть нас в Москву, от авиакомпании не было. Только возврат денег.

Мы начали сами искать способы улететь. Первым вариантом был Wizz Air, который на тот момент ещё летал в Россию с пересадкой в Будапеште. Мы взяли билеты, но уже на следующий день пришло сообщение об отмене. Потом мы забронировали Aegean, но и те после закрытия Греции отменили вылет до Москвы. Затем купили билеты «Аэрофлота», но им запретили полёты над Европой.

В итоге 1 марта из Ниццы мы долетели до Будапешта с Wizz Air. Потом этой же авиакомпанией 2 марта вылетели в Афины, оттуда 3 марта «Турецкими авиалиниями» — до Стамбула. 4 марта ими же из Турции уже добрались до Москвы.

В итоге мы летели 4 дня. В каждом городе ночевали в отеле. На авиабилеты у нас ушло около 60 000 ₽, а для оплаты гостиниц, к счастью, удалось использовать баллы программы лояльности IHG. Ещё значимой статьёй расходов стало такси из нового аэропорта Стамбула до города и обратно. Мы потратили 100 евро в оба конца. 

Мы пробыли за границей больше запланированного на 5 дней, в эти дни покупали ребёнку еду, подгузники и всё необходимое, питались сами — это ещё около 20 000 ₽ лишних трат. Невозвратных билетов у нас не было, за все отменённые рейсы деньги вернулись.

Фото: из личного архива

Ещё в отеле в Ницце возникла неприятная ситуация: при заселении 12 февраля холд денег прошёл по старому курсу (около 88 рублей за евро), а списание — по новому:  110–120 рублей. То есть за отель мы переплатили около 40 000 ₽.

В поездке мы не столкнулись с какой-либо дискриминацией, но была одна ситуация в венгерской гостинице. Когда наш малыш играл, к нам вышла продавщица одного магазина при отеле. Сначала она общалась с ребёнком, улыбалась, но, узнав, что мы из России, развернулась и ушла. Больше какой-то агрессии или негатива не было, но в целом из-за переживаний у меня началась экзема. 

Кирилл Комаров, 43 года, журналист

20 февраля я как журналист полетел на Мадейру первым прямым рейсом из России по приглашению туроператора TUI Россия. Летели «Уральскими авиалиниями». Обратный рейс был запланирован на 27 февраля, на обеденное время, но за сутки нам сказали, что рейс переносится на вечер. А в день рейса, 27 февраля, мы через приложение увидели, что наш самолёт вылетел из аэропорта Жуковский, долетел до Санкт-Петербурга, развернулся и вернулся в Жуковский. К этому моменту небо половины стран Европы было закрыто для российских самолётов. Португалия на момент вылета нашего лайнера была открыта, но через несколько часов закрылась и она.  

TUI совместно с их принимающей компанией в Португалии и Испании iTravex перевезли нас из отеля, где мы жили, в другой отель: 5 звёзд с системой «всё включено». Нам сказали: пока живёте тут, а мы решаем вопрос с обратным рейсом.

Нас было около 200 человек. Это и туристы, которые купили пакетные туры на первый рейс, и около 50 турагентов из РФ, которые полетели первым рейсом в рекламный тур на Мадейру, и три журналиста (в их числе и я).   

В этом отеле мы жили почти неделю: с воскресенья (27 февраля) до пятницы (5 марта). Мы сами не платили ни копейки. Всё оплачивали компании, за что им огромное спасибо! Изначально обратный рейс нам запланировали на 7 марта, но 4 марта сказали, что обратный рейс будет на следующий день — рейсом турецкой авиакомпании Corendon в Анталью.  

Я лично знаю одного человека из нашей группы, который добрался в Россию самостоятельно. 25 или 26 февраля она улетела с Мадейры в Лиссабон, а оттуда спустя сутки — «Аэрофлотом» в Москву. Билеты ей обошлись примерно в 50 000 ₽. 

Фото: из личного архива

За билеты не платили. В Анталии нас поселили в отель ещё на две ночи, опять за счёт туроператора TUI Россия. 6 марта из Анталии рейсом авиакомпании «Ямал» мы вылетели в Москву — приземлись через 5 часов.

Поездка вышла дольше, чем планировалось, ровно на неделю. Ничего лишнего из-за этого я лично не потратил, всё обеспечивали туроператор и принимающая компания. 

Лена, 23 года, домохозяйка

Вместе с моим молодым человеком мы полетели отмечать мой день рождения в Мексику. О том, что полёты отменяются, узнали из новостей и решили проверить наш рейс в приложение «Аэрофлота». Бронирование билетов домой пропало. 

Мы сразу же связались с туроператором. Там сотрудница удивлённым голосом сказала, что всё в порядке, не надо паниковать, всё штатно. Однако беспокойство всё росло, и я уговорила молодого человека позвонить в авиакомпанию. Там нам подтвердили, что рейсов ни туда, ни обратно больше нет. 

Тут стоить отметить, что звонили мы с мексиканского номера по бешеным тарифам. Когда деньги на счёте кончились, бегали звонить с ресепшена. Стресс и не лучший уровень английского сильно мешали коммуницировать. Одновременно со всем этим резко подскочил курс доллара. У нас были рублёвые карты, поэтому цены на вообще всё для нас выросли примерно вдвое. 

Туроператор связался с нами и стал сваливать решение проблемы на местного гида с принимающей стороны, которого мы, так получилось, ни разу в глаза не видели. При этом сам он нам не звонил, а его номер нам не давали, потому что «не имеем права выдавать информацию». В итоге через пень-колоду удалось связаться с этим гидом, но всё, что мы услышали, — «обращайтесь к туроператору». Наконец что-то там у них состыковалось, и нас попросили подождать. 

Пока ждали информацию, искали варианты. Нашли пару рейсов в Россию с пересадками от 737 000 ₽ — не обрадовались. Это происходило 1 марта. У нас была бронь отеля до 3 марта, страховка и полная неопределённость.

Наконец девушка из турфирмы нам перезвонила и сказала, что мы будем вылетать 2 марта вместо 3-го. Время вылета потом ещё дважды меняли. В итоге мы вылетели из Мексики чартерным рейсом, ничего не доплачивали.

Так как билеты на аэрофлот были дороже, чем чартер, к тому же отдых закончился на день раньше, мы попросили перерасчёт и возврат части денег. Правда, особых надежд на успех не питаем.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям