Пакистан без стереотипов: что посмотреть и попробовать

Богатая архитектура, величественные горы и местное гостеприимство

Всего несколько государств могут посоревноваться с Пакистаном количеством и разнообразием достопримечательностей. Здесь есть и британская колониальная архитектура, и руины древних цивилизаций. Север страны усеян горами высотой в 7-8 километров, а юг омывается тропическим Аравийским морем. Добавьте сюда пёструю мозаику из десятков этносов, языков и религий — и получите одну из интереснейших стран на земле. Рассказываем подробно, зачем ехать в Пакистан.

путешественник и журналист

Для въезда в Пакистан надо пройти полный курс вакцинации (российский «Спутник V» признают). Исключение делается только для людей младше 18 лет и тех, кому вакцинация противопоказана по состоянию здоровья.

За 72 часа до начала путешествия необходимо сделать ПЦР-тест. Сертификат с отрицательным результатом надо загрузить на сайт или в приложение Pass Track и распечатать форму. Все прилетающие сдают быстрый антиген-тест, оплаченный Пакистаном.

Добраться в Пакистан из России и обратно можно только с пересадкой в другой стране. Поэтому, возможно, вам понадобиться получать отрицательный ПЦР-тест ещё и на вылете – проверяйте правила авиакомпании.

Виза для однократного въезда оформляется онлайн.

Могольская архитектура

Лахор

Династия Великих Моголов правила в Южной Азии в XVI-XVIII веках и оставила после себя уйму монументальных построек – про индийский Тадж-Махал знают все. Значительная часть могольского архитектурного наследия сохранилась и на территории современного Пакистана. В этом смысле повезло городу Лахору, который в XVI веке был столицей империи. Именно в Лахоре и его окрестностях сосредоточено большинство могольских объектов с узнаваемым «тадж-махальским» стилем: белыми мраморными куполами, высокими минаретами, громадными въездными воротами и зелёными садами по периметру.

Главная историческая достопримечательность города — местный форт, внесённый в список наследия ЮНЕСКО. Внушительных размеров крепость, внутри стен которой расположены мечети, административные и жилые здания, украшенные росписями, резьбой, мраморными панелями и мозаиками из зеркал и камней.

Другой лахорский объект ЮНЕСКО — сады Шалимар. Это окружённые высокой кирпичной стеной три отдельные террасы — каждая размером с несколько футбольных полей — на которых находятся фонтаны, бассейны и беседки, украшенные лепниной.

Фото: Shutterstock

На противоположном берегу реки Рави находятся несколько лахорских памятников масштабом поменьше: караван-сарай XVII века и мавзолеи трёх могольских государственных деятелей, один из которых — император Джахангир, отец и предшественник императора Шах Джахана, который построил Тадж-Махал.

В городе Шекхупуре в 60 километрах от Лахора расположен комплекс Хиран Минар XVII века, который император Джахангир построил посреди своих охотничьих угодий. Здесь охотники могли отдыхать, а огромный бассейн размером с десять футбольных полей использовался, чтобы выманивать животных из леса. Одно из строений — тридцатиметровую башню — Джахангир возвёл в память о своей любимой антилопе, останки которой захоронены под крышей.

Памятники древнего мира

Хараппа

Пакистан – сравнительно молодое государство. Он получил независимость в 1947 году, когда британцы покинули полуостров Индостан. Но история человеческой цивилизации на этих землях насчитывает тысячи лет. Одновременно с Древним Египтом и Месопотамией на территории современного Пакистана существовала не менее развитая Индская цивилизация. Её ещё называют Хараппской — по имени городка Хараппы в провинции Пенджаб, около которого 100 лет назад было обнаружено первое поселение этой культуры. Сейчас место раскопок открыто для посещения, а рядом расположен небольшой музей.

Мохенджо-Даро

Гораздо больше известен другой древний город Хараппской цивилизации — Мохенджо-Даро в провинции Синд, внесённый в список ЮНЕСКО. Это археологический комплекс, на территории которого видны фрагменты построенных из обожжённого кирпича жилых и административных зданий, бань, зернохранилищ и даже канализации. Кстати, тут находится древнейший из известных науке туалет — в домах Мохенджо-Даро были специальные комнаты, которые системой сливов соединялись с общим коллектором.

Фото: Shutterstock

А на севере страны вдоль Каракорумского шоссе есть несколько точек с наскальными изображениями. Исследователи утверждают, что древнейшие из них относятся к доисторическим временам, а самые новые — к первому тысячелетию нашей эры. Раньше в этих местах пролегал маршрут, по которому между Синьцзянем и равнинами современного Пакистана перемещались паломники, проповедники, торговцы и захватчики, оставляя о себе напоминания на гранитных скалах. Содержание петроглифов очень разнообразное: это надписи, выполненные местными древними системами письма, рисунки людей, божеств, горных козлов, сцен охоты и сражений. К более поздним относятся буддийские надписи и изображения ступ.

Первую галерею петроглифов можно увидеть, если отъехать от города Чилас на километр в сторону Китая. Вторая группа находится около моста Алам (Alam Bridge), где от Каракорумского шоссе дорога уходит на восток в сторону Скарду. Третье место называется Священная скала Хунзы (Sacred Rock of Hunza) и расположено прямо на обочине шоссе напротив форта Алтит.

Самая красивая и опасная дорога мира

Жизнь Каракорумского шоссе в фотографиях

Фото: Павло Морковкин

Ислам

Ислам — государственная религия Пакистана, и 96,5% пакистанцев исповедуют именно эту веру. Первые исламские миссионеры появились на территории современного Пакистана ещё в VII веке, спустя всего несколько десятилетий после возникновения этой религии. А в 711 году арабские захватчики отвоевали земли Синда у индуистского махараджи, и с тех пор религия начала распространяться по всей территории будущей исламской республики.

Ислам в Пакистане очень неоднородный. Большинство мусульман является суннитами, но при этом 10–15% относят себя к шиитам. Есть малочисленные ответвления: например, ахмадийя — секта, которую создал в конце XIX века в Пенджабе местный проповедник: её представителей считают неверными даже остальные мусульмане во многих странах. В горах Гилгит-Балтистана живут этносы, которые номинально причисляют себя к мусульманам, но при этом сохраняют множество доисламских традиций, в том числе и шаманизм.

Фото: Shutterstock

В Пакистане сильно распространился суфизм — мистическое течение, последователи которого практикуют экстатические ритуалы и верят в существование святых, которые получают знание непосредственно от Бога. Благодаря этой вере было построено множество мавзолеев суфийских проповедников. Эти гробницы последователи суфиев считают святынями и посещают, чтобы помолиться и попросить умершего богослова о помощи. Самые массовые собрания происходят на урс – в годовщину смерти суфия, которая считается по исламскому лунному календарю. Тысячи — иногда сотни тысяч — людей собираются у мавзолея для молитвы. А после вечернего намаза начинается дхамаль — суфийские ритуальные танцы под барабанные импровизации. Небольшой дхамаль также происходит и в обычные дни — в четверг после захода солнца.

Самые крупные суфийские святыни Пакистана — это Дата Дарбар в Лахоре, могила богослова Али Худжвири, жившего в XI веке, и гробница святого, известного под именем Лал Шахбаз Каландар, жившего в XI–XII веках, в городе Сехван (Sehwan) провинции Синд.

Мавзолеи

Исламская архитектура в Пакистане не менее разнообразная, и стиль построек отличается в зависимости от региона и эпохи. За средневековым зодчеством лучше всего ехать в Уч Шариф и Мултан. Уч Шариф — это небольшой городок, который несколько столетий назад был важным религиозным и культурным центром. Главная местная достопримечательность — три восьмиугольных мавзолея XIV–XVI веков высотой около двадцати метров, выстроенные из кирпича и украшенные голубой плиткой. Двести лет назад наводнение обрушило каждое из зданий ровно наполовину, так что по оставшейся части очень легко представить их первоначальный вид. Мултан называют Городом Святых за обилие мавзолеев исламских богословов. Самые значимые и красивые — это гробницы Бахауддина Закарийи (XIII в) и Шаха Рукн-е Алама (XIV в) в старом городе и мавзолей Шаха Юсуфа Гардези (XII в) в нескольких сотнях метров от первых двух.

Фото: Павло Морковкин

Мечети

Мечети Амбурик и Чакчан в Балтистане возвели в XIV веке, когда в горном регионе появились первые исламские проповедники. Эти здания выполнены в традиционной для Гималаев технике, при которой для постройки дома используются чередующиеся слои камней и деревянных брусьев — это повышает сейсмоустойчивость здания.

Рядом с лахорским фортом находится самая знаковая достопримечательность города — мечеть Бадшахи эпохи Великих Моголов. Её двор размером с Красную площадь вмещает около ста тысяч человек, что делает мечеть одной из самых больших в Пакистане. Для постройки мечети использовали красный песчаник, а основное здание увенчано тремя огромными мраморными куполами. Внутреннее помещение поделено на секции с интересными акустическими эффектами. Например, в одной части мечети стены и свод резонируют с гортанными звуками речи. В другой — звук, направленный в угол, перемещаясь вдоль свода, будет достигать противоположного угла комнаты, но при этом не будет слышен буквально в паре метров от источника. В старом городе заслуживают посещения могольские мечети Вазир Хана, Мариям Замани Бегум и Сунехри.

Из современных мечетей интересна Масджид-е Туба в Карачи. Она представляет собой огромный купол, который поддерживается только стенами по периметру — без дополнительных опор в центре. Изнутри свод украшен тысячами маленьких зеркал. Мечеть Фейсала в Исламабаде стала символом пакистанской столицы. Она была названа в честь саудовского короля Фейсала ибн Абдель Азиза ас-Сауда, который проспонсировал строительство. Проект разработал турецкий архитектор, который решил вместо традиционного для таких зданий купола использовать восьмиугольную крышу, напоминающую бедуинский шатёр. Согласно некоторым источникам, мечеть Фейсала вмещает 300 тысяч человек и считается одной из самых больших мечетей мира.

Фото: Павло Морковкин

Буддизм

В первые тысячелетия до нашей эры, когда ислама даже не существовало, на территории современного Пакистана широко распространился буддизм. Этот период оставил кучу монументов: от монастырей и ступ до статуй и скальных барельефов. Какие-то памятники разделили судьбу статуй в афганском Бамиане и были уничтожены исламскими фанатиками. Другим повезло больше: их или смогли реставрировать, или они хотя бы частично сохранились до наших дней, несмотря на беспощадное время, усилия талибов и местных жителей, разбирающих старинные постройки на кирпичи. Сейчас к этим местам съезжаются буддийские паломники из стран Восточной Азии.

Обнаружить буддийские артефакты можно почти на всей территории Пакистана. Даже руины древнего Мохенджо-Даро венчает ступа, построенная кушанскими монахами во II веке н. э. Но северные районы в этом смысле гораздо интереснее. Самые значимые и масштабные места — это объекты ЮНЕСКО буддийский монастырский комплекс Тахт-и-Бахи в 70 километрах от Пешавара и монументы в Таксиле недалеко от Исламабада. Тахт-и-Бахи был основан в начале I в. н. э., и благодаря своему расположению на вершине высокого холма он уцелел во время многочисленных войн на этой территории. Сегодня на территории комплекса сохранились ступы, зал для собраний, комнаты для медитаций, жилые и хозяйственные помещения, которыми монахи пользовались вплоть до VII века.

Памятники Таксилы относятся к разным культурам и историческим периодам начиная с неолита. Из буддийского наследия в лучше всего сохранились монастыри Дхармараджика и Джаулиан, на территории которых уцелели ступы, горельефы и статуи Будды.

Фото: Павло Морковкин

Ближе всего к популярным туристическим маршрутам находятся Каргахский Будда (Kargah Buddha) около Гилгита и скала Будды в Скарду. Первый — это пятнадцатиметровое изображение Будды, высеченное на скале в VII веке. Второе — большой гранитный камень, покрытый буддийскими изображениями и текстами IX века.

Но наибольшая концентрация буддийских памятников – в долине Сват на северо-западе страны. Если у вас есть время и вдохновение, то стоит покататься по местным деревням и прикоснуться к истории. Самые интересные места здесь – археологические комплексы Буткара I и Буткара III, Шингардарская ступа и Джеханабадский Будда.

Большинство этих монументов относятся к так называемому греко-буддизму — сочетанию древнегреческой культуры и местных религиозных традиций. Изначально Будду Гаутаму изображали не в виде человека, а с помощью символов: дерева Бодхи, следов ног, колеса Дхармы. В IV веке до н. э. до этих мест добрались войска Александра Македонского, а с ними — и европейское культурное влияние, благодаря которому местные Будды обрели людское обличье.

Британская колониальная архитектура

Отдельные территории современного Пакистана находились под британским контролем больше века, поэтому колонизаторы успели оставить здесь внушительное архитектурное наследие. В одних объектах легко узнаются элементы викторианских зданий в самой Англии, другие отличаются особым индо-сарацинским стилем. В нём использовались элементы традиционной архитектуры Индостана, в первую очередь — строений эпохи Великих Моголов. Большинство колониальных построек сосредоточено в крупных пакистанских городах: Карачи, Мултане, Бахавалпуре, Лахоре, Пешаваре.

Одни здания до сих пор используются по назначению: в них находятся местные органы власти, военные части или университеты, и попасть в некоторые из них непросто. Другие превращены в музеи и потому открыты для посещения либо просто заброшены. Например, почти все пакистанские железнодорожные вокзалы были построены ещё колонизаторами.

Фото: Павло Морковкин

Самый большой город Пакистана Карачи, когда туда пришли британцы в середине XIX века, был маленькой рыбацкой деревушкой. Поэтому колонизаторы начали усиленно возводить жилые и административные здание. Сегодня в районе современной М.А.Джинна Роуд сохранились кварталы исторической застройки. Помимо этого района в городе есть ещё места, которые стоит увидеть:

  • дворец Мохатты (Mohatta Palace), бывший в начале прошлого века резиденцией местного бизнесмена, а сейчас превращенный в музей;
  • дом Каид-э-Азам (Quaid-e-Azam House) — место, где жил основатель Пакистана Мухаммад Али Джинна, которого пакистанцы называют Великим вождём (Каид-э-Азам); сейчас в здании находится музей, посвящённый политику;
  • рынок императрицы (Empress Market), действующий до сих пор крытый базар, построенный в честь королевы Виктории;
  • Фрир-Холл (Frere Hall), здание, которое должно было стать городской ратушей, но в итоге было посвящено британскому колониальному чиновнику. Сейчас функционирует в качестве музея, а окружающий его парк стал популярным местом отдыха для карачинцев.

Лахор был столицей британский провинции Пенджаб. Больше всего имперской архитектуры сосредоточено вдоль улицы Мэлл — её британцы назвали в честь одноимённой улицы в Лондоне. Это был административный и торговый центр города. Самое примечательное здание Мэлла — это, пожалуй, Лахорский музей, который интересен, не только своей архитектурой, но и внутренним наполнением. В 70–90-х годах XIX века куратором музея работал отец английского писателя Редьярда Киплинга — в те годы музей находился в соседнем здании. А пушка Замзама, которая упоминается в романе Киплинга «Ким», сейчас стоит на этой же улице напротив современного музея.

Фото: Павло Морковкин

Демографическая палитра

Пакистанцы — это десятки народностей, которые по-разному выглядят, по-разному одеваются и говорят на совершенно разных языках. Люди из разных частей Пакистана похожи примерно так же, как жители Мурманска, Махачкалы и Кызыла. На юге страны женщины ходят в ярких национальных одеждах, а на северо-западе — скрывают лица под буркой. Пакистанцы из Синда и Пенджаба — невысокого роста и смуглые, а многие жители севера страны часто имеют настолько светлые кожу, глаза и волосы, что их легко перепутать с европейцами. В больших городах население довольно вестернизировано, а в деревнях до сих пор видно влияние местных традиций, которые существовали тут ещё даже до прихода ислама.

Христиане

В Пакистане живёт больше двух миллионов христиан разных конфессий — больше всего в Пенджабе. Британское правление оставило в Пакистане десятки церквей — как протестантских, так и католических, — которые интересны в том числе и как архитектурные памятники. По большей части эти церкви используются по назначению, и вы легко можете попасть, например, на воскресное богослужение, на которое собирается вся местная община. Вот список самых интересных колониальных храмов:

  • Карачи: Собор Святой Троицы, Церковь Святого Андрея, Собор Святого Патрика;
  • Мултан: Собор Святой Марии;
  • Лахор: Собор Святейшего Сердца Иисуса, Церковь Святого Антония, Соборная Церковь Воскрешения;
  • Пешавар: Церковь Всех Святых.

В Пакистане есть и община Русской Православной Церкви Московского патриархата. И даже община Русской Православной Старообрядческой Церкви. Обе они находятся в пенджабском городе Саргодхе. Правда, здания, которые они занимают, ничем не примечательны, поэтому ехать туда стоит, только если  вас гложет этнографический интерес.

Фото: Павло Морковкин

Сикхи

Ещё одно пакистанское религиозное меньшинство — сикхи. Культовые ребята в среде автостопщиков и прочих бюджетных путешественников — всё потому, что в сикхских храмах — гурудварах — гостей бесплатно кормят, а иногда даже пускают на ночлег. Сикхская община Пакистана гораздо меньше христианской — около 50 тысяч человек. Большая часть сикхов живёт в индийском штате Пенджаб. Там же, в Амритсаре, расположен и знаменитый Золотой храм

На территории пакистанского Пенджаба тоже есть несколько важных гурудвар. И, если что, в них тоже кормят. В городе Нанкана-Сахиб находится одна из важнейших святынь — гурудвара Джанам-Астхан, построенная на месте дома, где родился основатель сикхизма гуру Нанак. Гурудвара Панджа-Сахиб в городе Хасан-Абдал хранит отпечаток ладони гуру. А гурудвара в городе Катарпур на границе Индии и Пакистана построена на месте, где гуру Нанак осел после своих миссионерских путешествий и основал сикхскую общину.

Калаши

Самым распиаренным пакистанским меньшинством, наверное, являются калаши. Это этнос живущий в горах на северо-западе Пакистана, между рекой Читрал и афганской границей. Они остались единственными в регионе, кто до сих пор не принял ислам и сохраняет собственные верования. Самобытная культура и внешность дали почву для создания легенд об этом народе. Калашей называют потомками солдат Александра Македонского и даже затерянным славянским племенем. И первое, и тем более второе — это, конечно, полная чушь.

Самый загадочный народ Пакистана

Кто такие калаши и как к ним добраться

Фото: Павло Морковкин

Калашские женщины носят традиционную одежду: мешковатые чёрные платья, украшенные вышивкой ярких цветов. На шее у них десятки бус из бисера, а головные уборы украшены вышивкой и ракушками каури, которые привозят сюда с юга Пакистана. Всё это женщины изготавливают сами, и часто вручную.

Калаши почитают единого бога-создателя и имеют целый пантеон полубогов и духов. Они также верят, что в удалённых горных районах живут феи, которые имеют людской облик и могут встретиться с человеком. Калашские алтари представляют собой расположенные под открытым небом каменные глыбы или куски дерева определённых пород. Здесь в жертву приносят еду или скот — в основном козлов. Козлы — и дикие горные, и домашние — считаются священными, а их кровь защищает от злых сил.

Поскольку калаши – не мусульмане, то по местным законам и разрешается производить и употреблять алкоголь. Поэтому некоторые пакистанские туристы ездят сюда не только ради этнографических наблюдений, но и чтобы пропустить стакан самогона или домашнего вина.

Горы

На севере страны сходятся три горных системы: Гималаи, Каракорум и Гиндукуш. Пять из четырнадцати восьмитысячников нашей планеты расположены именно в Пакистане. В том числе и вторая вершина мира Чогори-К2. Сезон для путешествий здесь начинается весной, как только температура становится достаточно высокой, а дороги — проходимыми.

Фото: Shutterstock

Горы в Пакистане неоднородные. Есть покрытая зеленью долина Сват, которую прозвали «пакистанской Швейцарией». А есть Балтистан с безжизненными пустынями и скалами. Большинство туристов едет сюда ради трекинговых маршрутов разной длины и сложности. Но можно и просто зависнуть в местном колоритном посёлке и любоваться заснеженными горными пиками, торчащими отовсюду.

Через весь север Пакистана проходит Каракорумское шоссе — самая высокая в мире асфальтированная международная дорога. Она начинается в окрестностях Исламабада, пересекает Хунджерабский перевал на высоте 4 693 метра и ведет в китайский город Кашгар. Трасса стала отдельной достопримечательностью, и многие туристы приезжают сюда только для того, чтобы проехать её на велосипеде или мотоцикле.

Ещё одно развлечение — это воздушное сафари Садпара, экскурсия на самолёте от компании Pakistan International Airlines, названная в честь альпиниста Мухаммада Али Садпары, погибшего в 2021 году во время штурма горы К2. Самолёт выполняет рейс из Исламабада в Скарду, и во время него пассажиры могут любоваться пакистанскими горными пейзажами, в том числе вершинами К2, Нангапарбат и Броуд-Пик. После приземления можете или продолжить путешествие по земле, или за дополнительную плату улететь назад в Исламабад, но уже по рейсовому, а не экскурсионному маршруту.

Фото: Павло Морковкин

Современная культура

Независимый Пакистан пока что создал меньше заслуживающей внимания архитектуры, чем предыдущие государства. Кроме нескольких мечетей, интересны будут разве что отдельные памятники вроде Пакистанского минарета (Minar-e-Pakistan) в Лахоре и Пакистанского монумента (Pakistan Monument) в Исламабаде да модернистские административные здания в столице — но посмотреть на последние можно будет разве что из-за забора.

Пакистан сегодня — это кладезь ремёсел, виды и стиль которых отличаются от региона к региону. Ковры — в том числе и ручной работы, — которые можно найти и в больших магазинах мегаполисов, и в маленьких лавках горных деревень. Керамика в виде посуды и глазурованной плитки, за которой стоит ехать в Мултан или Бахавалпур. Ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней. Резьба по дереву, которая больше всего распространена в горных районах — на юге проблемы с сырьём.

Пакистанцы превратили в произведение искусства даже обычные транспортные средства — городские пассажирские автобусы и грузовики. Декорированные росписью, наклейками, резьбой по дереву и жестяными узорами, пёстрые машины колесят по местным дорогам, позванивая своими украшениями. Сюжеты для рисунков могут быть самые разные: от героев фильмов до цитат из Корана или простых орнаментов. Яркие паттерны взяли на вооружение не только пакистанские художники, но и западные дизайнеры.

Фото: Павло Морковкин

Сложную геополитическую ситуацию в регионе пакистанцы обратили в причудливое шоу. На границе с Индией, против которой идёт многолетняя война, в пункте пропуска Вагах каждый вечер происходит торжественная церемония закрытия погранперехода. Солдаты с обеих сторон маршируют и угрожающе машут руками противникам за линией разграничения. За всем этим наблюдают зрители на трибунах, поддерживающие каждый свою сторону.

Одно из главных развлечений и одновременно одна из важнейших достопримечательностей — это еда. Кулинария в Пакистане богатая и разная. В южных регионах кухня напоминает индийскую, но гораздо кровожаднее. Мясо — основа большинства блюд, и вегетарианцам придётся тут намного сложнее, чем в Индии. Здесь много говядины, баранины, курятины. На берегах моря и рек всегда есть свежая рыба. Люди, бывавшие в Индии, найдут здесь много знакомых блюд: бирьяни, панир, караи, дал. В горных деревнях на севере рацион жителей обычно проще: козий сыр, лепёшки из ореховой муки, масло из абрикосовых косточек.

Самая приятная часть Пакистана — это, безусловно, его жители. Пакистанцы — одни из самых гостеприимных людей в мире, и даже в сверхпопулярных туристических местах к иностранцу не относятся как к ходячему кошельку, с которого стоит поиметь как можно больше денег. Напротив, вам всегда будут рады бескорыстно помочь и проявить заботу — иногда даже излишнюю. Такое отношение может разрушить даже самые прочные стереотипы о Пакистане как о стране, населённой злобными религиозными фанатиками и террористами.

Фото: Павло Морковкин

Что делать по возвращении в Россию из-за границы

До вылета обратно в РФ следует зайти на «Госуслуги», заполнить анкету регистрации прибывающих в РФ — при онлайн-заполнении большая часть данных появится автоматически — и сохранить полученный QR-код. После пограничного контроля в России его нужно показать сотруднику Роспотребнадзора.

По возвращении в РФ нужно сдать только один тест, но до получения результатов соблюдать изоляцию. Вакцинированным и переболевшим COVID-19 россиянам при въезде в страну тесты сдавать не нужно. Результаты теста нужно внести в эту форму на «Госуслугах».

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям