Перевозка животных: рассказывает профессионал

Наталья Портная — специалист по перевозке животных. Чаще всего речь о доставке щенков новым владельцам, перевозке собак для вязки, купле-продаже производителей, транспортировке до выставок и обратно, отправке животных при переезде на ПМЖ за границу. Она точно знает, как нужно и как не нужно перевозить кошек и собак, как оформлять грызунов и птиц.

Правильно довезти животное получается довольно дорого: например, доставка средней собаки в Европу вполне может стоить 800 евро, а в США — 2000 долларов.

Коротко, как перевезти животное из региона в другую страну:

  1. Узнать про нужные документы для прохождения границы и все их получить (может занять довольно много времени, если нет некоторых прививок или требуется карантин). Это нужно сделать вам, список документов может предоставить специалист по перевозке.
  2. Выбрать контейнер-клетку для перевозки в поезде и самолёте: достаточное место, двойное дно, соответствие требованиям IATA, достаточная прочность.
  3. Заказать в авиакомпании перевозку в карго или с сопровождением (обычно животные на продажу или вязку отправляются в карго, то есть в багаже, а крупных или агрессивных животных вообще нельзя отправлять в салоне). Заказать билеты на поезд.
  4. Отправить поездом, написав проводнику инструкцию, как кормить и ухаживать за животным. С поезда животное встречает специалист по перевозке.
  5. Специалист проверяет поилку на клетке, чистит и приводит в порядок животное после дороги, везёт в аэропорт, проходит контроль безопасности, ветконтроль, меняет российские документы на иностранные в пункте Россельсхознадзора, сдаёт животное на рейс. При необходимости пишет официальные письма в авиакомпанию о том, что делать в случае отмены или задержки промежуточных рейсов.
  6. Зверь летит в тёплом багажном трюме.
  7. Животное встречает в аэропорту принимающая сторона.

Наталья Портная

Выпущено под редакцией Марии Корчагиной

Фото предоставлено Натальей Портной

Давайте рассмотрим пример, когда собака едет из Саратова в Рим.

Первое, что нужно сделать, — это проверить требования по ввозу животных конкретной страны. В случае Евросоюза собаку нужно вырастить до 4 месяцев. У неё должны быть все положенные прививки для Европы (стандарт по вакцинации точно такой же, как у нас в России), то есть первая вакцинация должна пройти в 2 месяца, вторая – в три месяца или в 12 недель, не считая дня рождения. Вторая вакцинация — это прививка от бешенства, и документы должны быть сделаны в официальной ветеринарной клинике с печатью и с отметкой в регистрационном журнале, чтобы затем можно было вписать это в паспорт собаки. После второй вакцинации должен пройти 21 день (не считая дня прививки). Собаку нужно чипировать, обычно это делается в день второй вакцинации или за день до неё.
Важно: чип должен быть поставлен до прививки и внесён в международную базу данных, чаще всего это Animal ID, но может быть и ряд других. Прививка должна быть сделана вакциной, имеющей сертификацию для страны ввоза. Для ЕС подходит, к примеру, Nobivac Rabies.
Со взрослой собакой, например, можно поехать отдыхать, но тогда нужно иметь прививку от бешенства, сделанную не меньше чем за год и не позднее чем за 30 дней до отъезда. Справку по форме №1 (а это означает анализ кала), клинический осмотр за 5 суток до перевозки с отметкой, что животное здорово. В салон можно взять небольшое животное: обычно до 8 килограмм вместе с сумкой или боксом. Более крупную собаку нужно везти в багаже. Обратите внимание, что если ваша собака хорошо ела на отдыхе и располнела на полкило, а у вас билет в салон, вас может ждать неприятный сюрприз.

С этой собакой нужно приехать на пограничный контроль и зайти в специальную комнату в аэропорту, где сидит специалист Россельсхознадзора, который обменяет русские документы на иностранные для нужной страны. Именно он будет проверять все детали по бумагам.

И уже затем собака отдаётся в карго-службу и едет в багаже до точки назначения, где её должен кто-то встретить: либо другой специалист по перевозке, либо новый владелец.

Пройдём весь путь от поезда до вылета

Чтобы довезти животное от Саратова до Москвы, нужно, чтобы хозяин купил подходящий контейнер (клетку) для поезда, а затем выбрал подходящий контейнер по требованиям IATA. Иногда это два разных, иногда можно везти в одном и том же.

По правилам РЖД можно перевозить без сопровождения «обычным» способом только мелких и средних животных. То есть жирафа, например, тоже можно перевезти, но это совершенно отдельная история, не имеющая отношения к пассажирской перевозке. В случае же обычного вагона и обычной ситуации важно, чтобы бокс был не более 180 сантиметров по сумме трёх измерений: длины, ширины и высоты. Если больше — не возьмут. Но проверяется это визуально, и обычно, если разница не очень большая, скажем, сантиметров 10, никто не измеряет (в отличие от авиации, где с габаритами и массой строго).

Нужна железная клетка, желательно с двойным дном. Это решётка с поддоном, и поддон должен выниматься отдельно. Это для того, чтобы проводник смог его вытащить после того, как собака сходит в туалет, не открывая клетку. Потому что последнее, что вам нужно, — чтобы человек, который привык ухаживать за сознательными пассажирами, вдруг случайно выпустил на перегоне около леса вашу собаку. Triol производит подходящие удобные варианты, есть и от других производителей.

В одной клетке можно перевозить не более 2 животных.

Один человек может одновременно отправить на одном поезде не больше 3 клеток.
Для проводника надо написать, как поить, кормить — всё очень подробно, как ребёнку. Всё то, что можно перепутать, будет перепутано, потому что проводник сделает так, как понял, и не факт, что он до этого хоть раз ухаживал за животными. Корм нужно разложить порционно в отдельные мешочки, чтобы он не думал о том, сколько давать. Если этого не сделать, проводник может дать мало, и животное будет голодать. Что хуже — может купиться на милые глаза и дать больше, что дальше сыграет неприятную шутку в следующей перевозке, или же вообще может докормить «голодное» животное до заворота кишок.

Некоторым животным корм нужно размачивать до того, как давать. Например, есть собаки, которые очень быстро едят сухой корм и давятся им.

У профессиональных перевозчиков есть специальные опросники, которые позволяют сразу правильно написать инструкцию, учитывая все возможные особенности животных.

И для поезда, и для самолёта животное должно иметь возможность стоять в боксе, не доставая до потолка минимум 5 сантиметров («Люфтганза» просит не менее 10 сантиметров свободного места по вертикали). Размер должен быть таким, чтобы животное могло без сильных усилий поворачиваться на 180 градусов, иначе затекут лапы. Если этот бокс используется для авиаперевозки, то прямо на этикетке должно быть написано, что изделие соответствует требованиям IATA: это определённый вид креплений и определённая линейка габаритов для того, чтобы бокс можно было закрепить в трюме самолёта.

На железной дороге внутри страны не проверяют документы так, как на границе: если дальше собаку нужно отправить по воздуху, то авиакомпания может отказать из-за любой неточности в документах. Речь может идти про неверные даты вакцинации (21 день, но включая день прививки, а нужно без него), отсутствие государственного штампа в справке (это если делала частная клиника, которая не оказывает такую услугу официально, или если вы сами сделали прививку, купив где-то вакцину), не те данные по собаке (один раз заводчик прислал не тот набор документов — просто на другую собаку). Чип собаки, дата вакцинации, имя, дата вакцинации, маршрут собаки, аэропорт вылета, номер рейса и так далее – всё это должно быть заполнено идеально правильно.

Очень часто отказывают из-за запаха от собаки, а она в дороге может сходить в туалет прямо в клетке и размазать по шерсти. Поэтому перевозчики часто аккуратно моют собак в туалетах аэропортов и вокзалов, используя поддоны клеток в качестве тазиков. Очень удобны туалеты для инвалидов, там есть лейка душа.

Фото предоставлено Натальей Портной

Животных можно отправлять далеко не всеми рейсами. Если у самолёта багажное отделение неотапливаемое (так бывает на пассажирских рейсах) или вообще негерметичное (так бывает на грузовых), то автоматически в информационных системах проставляется запрет на перевозку животных в багаже, можно только в салоне.

Достаточно часто авиакомпании возят медицинские грузы или тела погибших, в этом случае багажный отсек не отапливается специально. Если у вас был заказ карго на такой рейс, где понадобилось срочно перевезти медицинский груз, то собаку на борт не возьмут, она будет ждать следующего рейса с возможностью перевозки животных. За последние годы такое несколько раз попадалось на рейсах S7 в Россию. Если простой случился в городе отправки, всё ещё относительно хорошо, но если он произошёл где-то на пересадке, то становится хуже. Обычно авиалинии понимают ответственность за животных и стараются обращаться с ними хорошо, то есть помещать их в специальные гостиницы и пункты передержки на время до следующего рейса, где их кормят, с ними гуляют и так далее. Но те же «Турецкие авиалинии» не имеют стандартной процедуры такого типа, поэтому им и ещё паре авиакомпаний нужно обязательно писать официальное письмо с порядком действий в непредвиденных ситуациях. Если такого письма нет, собака может ждать почти сутки в клетке, что не очень хорошо.

Животное лучше не кормить за 12 часов до вылета — разволнуется, будут сложности с пищеварением из-за смены давления, приедет грязным и, если рейс долгий, с опрелостями. По этой причине многие используют впитывающие пелёнки на дне клетки, но это тоже неправильно: собаки часто начинают грызть их в полёте, а наполнитель такой пелёнки так себе ведёт себя в желудке. Может потребоваться медицинская помощь. Поэтому правильный путь — или выбрать несыпучий материал, который собаки не грызут (часто подходят газеты) для выстилки дна клетки, или же брать бокс с поддоном, куда можно постелить впитывающую пелёнку, но куда животное не достанет. Но такие боксы дороже обычных.

Отдельные требования к брахицефалам — собакам с очень коротким мордами, как у бульдогов, мопсов и пекинесов. Многие компании их не перевозят, а те, кто перевозит, накладывают ограничения. Собаки плохо и тяжело дышат на высоте в условиях пониженного давления, для них перегрузки более неприятные, чем для остальных собак. Их надо везти в просторном хорошо вентилируемом боксе или в хорошо вентилируемой сумке. Если по размеру для обычной собаки подходит бокс №3, то для брахицефала такого же размера — на размер больше, то есть №4, например.

На решётку бокса нужно повесить поилку, чтобы собака не осталась где-то по дороге без воды.

В аэропорт, к ветеринару и на санконтроль животное доставляется так, чтобы снизить риски заражения. Оптимально — без контакта с полом. То есть до входа в аэропорт берётся тележка, на неё ставится бокс с животным, на нём нужно доехать до интроскопа. Бокс проезжает интроскоп, животное на руках проносится через рамку. Затем снова на тележке до пункта Россельхознадзора, там чип сканируется – или прямо через дверцу бокса, или с рук.

Ещё советы

  • Собака должна быть ваша, если вы везёте чужую — заплатите на таможне. То есть везде в ветеринарных документах должны быть вписаны именно вы.
  • При перевозке поездом старайтесь не афишировать цену животного ни в прямом виде, ни в виде «едет на выставку»: не нужно создавать искушение украсть животное.
  • И для кошек, и для собак есть список пород, которые должны перевозиться только в багаже. Обычно это бойцовские собаки и кошки с диким нравом, то есть потенциально нервные или агрессивные.
  • Если перевозка идёт без хозяина, положите в бокс или сумку вещь, пропитанную запахом дома (обычно это какая-то ткань или мягкая игрушка), это очень успокаивает животных.

Обращайте внимание на условия каждой страны. В США большой карантин. В Китай нужна прививка, потом проверка на титры антител через месяц, потом 180 дней ожидания. В некоторые страны вроде Норвегии можно ввозить животных только в сопровождении хозяина — тогда либо он приезжает забирать лично в Москве, либо ему везут до Финляндии, откуда он забирает на более короткий рейс. Для Австралии бывает 6-месячный карантин до отправки. В Исландии все собаки сидят на карантине в аэропорту и так далее. В ЮАР требуются анализы на пять заболеваний (бруцеллёз, дирофиляриоз, лейшманиоз и т.д.), по прилёте двухнедельный карантин, после него – повторная сдача анализов, и, если находятся антитела хотя бы к одному из заболеваний, животное усыпляют.
Перетягивайте боксы стяжками и не экономьте на прочности. Грузчики — не самые нежные и аккуратные люди. Боксы иногда падают. Если бокс пластиковый и он раскалывается, животное будет бегать по лётному полю. Лучше всего, если бокс будет обшит плотной тканью.

Также в некоторых странах может быть запрещён ввоз каких-либо видов или пород животных.
Например, в Великобританию нельзя ввозить американских питбультерьеров, аргентинских догов, японских тоса, фила бразилейро и собак, похожих на них.
В Израиле к этому списку добавляется ротвейлер, американский стаффордширский терьер, бультерьер и т.д. К тому же один человек имеет право ввезти в Израиль не более двух животных.
В Новую Зеландию нельзя ввозить птиц, хорьков, змей, крыс, мышей. А вот морских свинок можно, но только из Австралии. Также есть ограничения по породам собак, и запрещён ввоз гибридов.

  • Субъективно, бережнее всего животных в карго возит Lufthansa. На втором месте KLM, затем остальные.

Авиакомпания S7 разрешила возить в салоне животных до 23 килограммов: надо будет выкупить второе кресло (то есть купить ещё билет). Зверь должен быть в жёсткой переноске, поедет рядом с хозяином в экономе. Напомним, раньше в салоне почти любой авиакомпании было ограничение на 8 килограммов, то есть все крупные животные летели в отапливаемом багажном отсеке.

Фото предоставлено Натальей Портной

Ответственность за животное должна быть на авиакомпании, но даже компенсации можно получить далеко не всегда, поэтому хорошая практика — ответственность на экспедиторе, то есть на специалисте, который обеспечивает перевозку.

К сожалению, неоднократно бывали случаи, когда при возникновении проблем перевозчики бросали животных на границе или в аэропорту. Поэтому к выбору нужно подойти очень внимательно и аккуратно. Посмотреть отзывы и информацию о курьерах можно здесь и здесь.

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Данные аналитического центра Туту.ру
Подборка приключений для взрослых и детей
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Что происходит сейчас в сфере путешествий и туризма, к чему готовиться и почему

Данные аналитического центра Туту.ру

Ещё больше пользы