Почему иностранные туристы не стремятся в Россию

В мире после карантина очень быстро начнётся конкуренция за туристов. Каждый иностранный турист — это приток внешних денег в экономику принимающей страны, это дополнительная загрузка транспорта и дополнительные рабочие места.

В конце 2019 года аналитическим центром НАФИ проводилось большое исследование — опросили 2106 респондентов в 27 странах. Из него понятно, что 63% жителей Европы старше 18 лет путешествуют за рубеж. По данным Евростата, Россию как направление выбирают 3% путешествующих за рубеж европейцев, и 90% из них остаются довольны поездкой.

Вот наше исследование о барьерах для путешествия по России, проведённое у наших сограждан. Из него следует, что главные проблемы — это инфраструктура, сервис и дефицит внятной информации о том, что ждёт в регионе. То есть люди знают, зачем ехать, но в самой поездке сталкиваются с неприятностями. В случае Европы — путешественники не понимают, зачем вообще ехать в Россию. Некоторые всё же выбираются и получают в целом приятные впечатления.

В том же отчёте упоминается, что те 10% путешественников, кто остался недоволен поездкой, в основном вспоминают неразвитую инфраструктуру, неприветливость россиян в отношении туристов и неуверенность в безопасности поездки. Что примерно соответствует данным по нашему исследованию внутри России.

То есть основная проблема в том, что нас не выбирают.

При этом европейский рынок — крупнейший мировой рынок выездного туризма:

По данным e-unwto.org

О каком рынке речь?

Мы провели собственное исследование в конце мая 2020 — начале июня 2020 относительно характера путешествий европейцев.

Во-первых, с въездным туризмом всё не так плохо, как может показаться по опросу НАФИ:

Топ направлений по Европе по числу туристов:

По данным e-unwto.org

Несмотря на 8 место по количеству туристов из Европы, мы занимаем только 21-е место по количеству трат.

То есть мы привлекаем далеко не самых платёжеспособных туристов.

По данным Евростата, для жителей Европы по большей части характерны поездки длиной до 3 дней. По нашим данным, около половины заграничных поездок тех же жителей Германии — однодневные (и это не рабочие выезды, 9 из 10 таких поездок — туризм). Наиболее склонны к длительным путешествиям Норвегия, Финляндия и Швейцария. В целом это довольно просто объясняется: во-первых, высокий доход граждан позволяет путешествовать, а, во-вторых, проводить отпуск за рубежом в поездке бывает банально дешевле, даже чем сидеть дома внутри страны.

Средний турист из стран Западной Европы путешествует так: самостоятельно находит отель на пару дней, самостоятельно покупает билеты и едет. Обычно длинные поездки совершаются людьми после 30 лет в отпуске, причём этот отпуск нередко плотно привязан к школьным каникулам (школьные каникулы в той же Германии начинаются в разных регионах по-разному, чтобы не создавать нагрузку на инфраструктуру транспорта одновременно). При этом мы не исследовали путешествующих студентов в gap year (свободный год перед университетом, характерный, например, для Великобритании).

Выездной туризм житель Европы начинает с граничащих стран. Причём около 60% поездок совершается на собственной машине. Уже после исследования соседних стран европеец начинает выезжать всё дальше и дальше. На первом месте до 2020 года был туризм в США.

Почему нас не выбирают чаще?

  1. Россия — это не направление коротких поездок. У нас слишком большие расстояния, чтобы просто приехать на 1-2 дня и уехать. Исключение — организованные туры наподобие выездов в Санкт-Петербург из Финляндии (при этом отметим, что сама по себе услуга пакетных туров в Европе менее распространена, чем у нас). Вместо личной машины нужно выбирать авиабилеты, а почти до любой столицы Европы лететь быстрее, дешевле и ближе, чем до Москвы или Петербурга.
  2. Туристы не понимают, зачем к нам ехать. Это банальное отсутствие информации о России как о туристском направлении (эти же данные подчёркиваются в отчёте НАФИ). Нет какой-либо системно действующей программы по работе с нашим имиджем среди европейских туристов.
  3. Нет уверенности в безопасности. Как некоторые граждане России опасаются поездок на Кавказ (в Дагестан, Ингушетию и Чечню), ориентируясь на свои представления о регионах, а не объективные показатели безопасности, примерно так и европейцы опасаются поездок в Россию. Но, надо сказать, в случае с европейцами это не всегда заблуждение.

Второстепенные проблемы:

  • Сложность получения визы. В сравнении с другими популярными направлениями (исключая, пожалуй, США) виза действительно оформляется достаточно долго и сложно. Эта проблема сейчас решается, и мы видим меры, которые должны облегчить выдачу виз европейским туристам. Вот пара примеров.
  • Стереотип о том, что нужно знать русский язык для поездки. Этот фактор серьёзно ограничивает выезды дальше крупных городов и особенно сокращает поток из наиболее обеспеченных стран западной Европы. Связанный стереотип — что в России почти никто не знает английский язык. Собственно, за пределами крупных городов это уже и не стереотип.
  • Планирование заранее. Европейский путешественник планирует длительную поездку заранее, к отпуску (каникулам ребёнка). Обычно это случается за полгода до даты отправления. В случае с Россией такое планирование частично затруднено: не всегда операторы могут подтвердить экскурсии на местах за такой срок.
  • Иностранные туристы, побывавшие в стране, жалуются на сервис и инфраструктуру. Поскольку для европейца доступность перемещения часто важнее, чем интересность туристского контента, это в долговременной перспективе создаёт тренд, который нужно менять.

Что средний иностранец думает про Россию

— Там очень низкие цены (это правда, стоит только выйти за центр столицы — дело в падении рубля относительно евро с 2014 года).
— Зимой, внезапно, ОЧЕНЬ холодно, а тёплый сезон относительно короткий (в среднем по стране). То есть путешественники понимают, что будет холодно, но не могут адекватно оценить, насколько именно. В части отзывов о поездках на Байкал за прозрачным льдом содержатся слова «полюс», «арктическая экспедиция» и подобные. Иностранцы считают, что у нас по большей части довольно холодно: зима, большая часть весны, осень.
— Переводчика на телефоне недостаточно для России. Большая часть подобных отзывов приходит из отдалённых мест, в частности, путешествий по Транссибу, где нет полного сотового покрытия и программы-переводчики отказывают.
— Есть много малолюдных красивых мест (сейчас это большой плюс).
— Другая валюта (для Европы это сюрприз, потому что большая часть стран либо поддерживает евро, либо свободно конвертирует из него, либо даёт расплатиться картами за что угодно). Связанная проблема — у нас не всегда можно заплатить картой за такси, купить продукты в магазине в регионе (например, на Байкале) и так далее.
— Непонятно, что с арендой машин: неясно, подойдут ли европейские права, непонятно, есть ли аренда в нужном регионе и т.п.
— Нужна дополнительная SIM-карта, либо роуминг. В Европе почти все операторы предлагают единое поле покрытия, тогда как для России нужно отдельно решать этот вопрос.
— Немного удивительно, но наше медобслуживание воспринимается как высокоуровневое: есть практически везде, гарантированно качественно помогут.
— Неравномерность сервиса: чем дальше от столицы, тем страшнее может быть.
— Безопасность: на туристских маршрутах всё хорошо, но дальше выезжать страшно, нужно читать много отзывов.
— Ужасные дороги: нет гостиниц для автомобилистов, кафе достойного уровня, туалетов, комфортных стоянок (с розетками, душем и т.п.). Плюс кое для кого тот факт, что дорогу может размыть после дождя, тоже становится невероятным сюрпризом.

«Бонжур,
Мы Французы часто осуществляем поездки в Россию. Употребляем ваш сайт по сколько он легче понятный особенно для поездов. Живя в Питере и очевидно нуждаясь часто поехать в Москву, заказываем билеты Сапсана у вас. Тоже самое возникло последний раз в начало декабря когда у нас, проживая в Москве, была назначена встреча в Твери, что мы тоже выполнили благодаря ваших услуг.
Если мне позволено выразить совет в вашей области самый перспективный рынок мне квжется дискаунт бизнес класс на длинных полетов. Текующие тарифы два или три раза выше эконом класса явна направлены на служебные и корпоративные коммандировки, только совсем обеспеченые люди имеют возможность так путешествивать налично. На другой стороны эконом тарифы позволяет любому среднего уровня пассажиру путешествывать во весь мир. Но нужно терпеть условия что Американцы прозвали cattle class, екивалент можно сказать нашего поездного плацкарда. Как могут делать остальные, состоятельные но не совсем молодые люди которые готовы пожертвовать 1500/3000 уе но не 5000/10000 т и не лететь 8/10 часов сидя на табурете и выбросовыя в мусор непрличною пищу ?
Спасибо за внимане, удача Вам»

Путешествия во время пандемии и после (июль 2020)

В настоящий момент поведение следующее:

  • Если человек серьёзно относится к болезни и возможности заболеть, то он до последнего предпочтет самые безопасные варианты, то есть не выберет длительную поездку. Этот сегмент почти не будет реагировать на предложения.
  • Если люди внутренне не боятся, считают, что переболели, что это «просто грипп», что они не в группе риска, то для них стимул начала путешествия связан больше с открытием границ, экономической ситуацией в стране.

Выбор выполняется по алгоритму:

  1. Можно ли выезжать из моей страны?
  2. Какие страны открыты? Нужно выбрать одну безопасную и куда делают визы.
  3. В какой город в этой стране я поеду? Есть ли там ограничения? Какая там доступность баров, ресторанов, музеев, экскурсий?

Общий принцип: ограничения волнуют людей больше, чем безопасность. При этом европейцы ориентируются на официальные источники информации вроде сайтов «Welcome в регион», которые не всегда вовремя обновляются в случае РФ.

Общая ситуация

Мы привлекаем жителей стран с высокой долей русского языка и не самых платёжеспособных туристов Европы. Про нас много мифов и стереотипов. У нас достаточно хороший туристский контент и интересные программы внутри страны, но про это никто не знает, и имидж страны страдает.

У нас по отзывам плохой сервис, плохая инфраструктура и низкая безопасность, но при этом это не является узким местом для привлечения туристов: в первую очередь нужно работать с информированностью о достопримечательностях. Уже затем, когда таких путешественников будет больше, подтягивать сервис и остальное. Но начинать работать над инфраструктурой и сервисом надо сейчас (хоть это и не даст мгновенного выигрыша), потому что процессы по времени не совсем сопоставимые. Быстрый выигрыш даёт информирование и брендинг.

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Заставляет задуматься, а для чего мы вообще путешествуем
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы