Как стать пилотом частного самолёта

История нашего путешественника про частную авиацию: что и как, как получить лицензию, где учиться, куда летать.

Наш герой, Амир Шафеев, купил гидросамолёт Л-42, выучился на пилота и теперь пытается превратить своё хобби в работу.

Наталия Хомякова

Журналист, исследователь и расследователь. Специализируюсь на социальных темах.

Амиру Шафееву 53 года, он живёт в городе Олёкминске в Якутии. Суровый северный климат, где температура воздуха может опуститься ниже -40 °С, мужчину не пугает, к нему он привык. К тому же холода компенсируются пейзажами, которые он ежедневно видит не только из окна своего дома, но и с высоты птичьего полёта.

Самолёт – пожалуй, единственный удобный транспорт для Якутии. Зимой здесь сугробы выше метра, а в остальное время года снег тает, проехать на машине невозможно, проложить железнодорожные пути – тоже. Некоторые люди летом передвигаются на моторных лодках, но это долго и небезопасно, из-за мели ломаются винты моторов. Амир до соседней деревни долетает за 20 минут.

Гидросамолёт Л-42. Фото Амира Шафеева.

Но для того, чтобы летать, Амиру потребовались годы. Получить свидетельство на управление воздушным судном в разы сложнее, чем стать водителем автомобиля. И дело даже не в сложности образования, а в тонкостях закона, медицинских разрешениях и деньгах.

Как стать пилотом?

Сначала нужно научиться летать, иными — словами получить права на управление самолётом. Необязательно идти в профильное училище или институт, чтобы стать частным пилотом. Обучиться можно в авиационном учебном центре. В России их много, особенно много в Москве и Подмосковье. Список всех аккредитованных Росавиацией учебных центров можно посмотреть на сайте. Но на пилота гидросамолёта – судна, которое может приземляться и на землю, и на воду – в нашей стране обучение закрыли. Ближайшие учебные центры находятся в Литве, Латвии и Украине.

Другой важный этап – ВЛЭК (врачебная лётная экспертная комиссия). Это полное обследование организма. Его проходят перед получением диплома, а затем раз в два года. Если врачи скажут, что со здоровьем есть какие-то проблемы, доступ к управлению судном будет закрыт.

«Проверка здоровья такая же, как у космонавтов, – смеясь, рассказывает Амир. – В США таких требований к частным пилотам нет, там комиссия похожа на проверку автомобилистов. У нас все строже. Главное – хорошее зрение, здоровое сердце и нормальные показатели всех анализов. Вы же не видели толстых пилотов? Потому что физическое состояние должно соответствовать, здоровый образ жизни приходится соблюдать».

Официально врачебно-лётная экспертная комиссия допускает к пилотированию самолётов людей, которые весят в пределах 48-110 кг, с ростом 155-190 см, без серьезных травм и операций за период 6 месяцев до прохождения комиссии, без серьезных дефектов речи, без проблем с сердечно-сосудистой системой и давлением. Хронические заболевания рассматриваются индивидуально в каждом конкретном случае.

Один из самых болезненных вопросов – стоимость обучения. В среднем, по словам Амира, цена за подготовку – 600-700 тысяч рублей. Как и при получении водительского удостоверения на управление автомобилем, обучение делится на две части: теория (стоит 40-50 тысяч рублей) и практика. Сначала сидишь в классе и учишься на протяжении одного-двух месяцев, в зависимости от программы учреждения. Затем нужно налетать минимум 42 часа. Одно занятие (полет) длится 1 час, стоит минимум 20-25 тысяч рублей. Расписание зависит от погоды и загрузки аэропорта. Процесс обучения в среднем занимает 6-7 месяцев. Если практика проходила успешно, курсанта допускают до самостоятельного вылета и экзамена.

Пейзажи Якутии с высоты птичьего полета. Фото Амира Шафеева.

Разберёмся с пилотскими свидетельствами

Вот вы научились взлетать и садиться, знаете, как управлять судном в воздухе, и уже готовы летать самостоятельно. Но для свободных полётов нужно пилотское свидетельство. Существует несколько видов:

  • Private Pilot License, свидетельство частного пилота
    Свидетельство действует по всему миру, но летать можно только на тех самолётах, которые зарегистрированы в стране, выдавшей вам свидетельство. Можно пересекать международные границы. Нельзя зарабатывать на полётах – летать можете только в своё удовольствие, никаких перевозок пассажиров и платных экскурсий по России на частном судне. И ещё нельзя летать на самолётах с коммерческими лицензиями: Boeing или Airbus, а вот попробовать и гидро-, и поршневые, и реактивные самолёты данное свидетельство разрешает. Никаких особых требований для получения данного свидетельства нет: прошли курс теории, освоили минимум 42 часа практики, прошли медкомиссию, сдали экзамен – полетели.
  • Commercial Pilot Licence, свидетельство коммерческого пилота
    Эта лицензия схожа со свидетельством частного пилота, но с ней можно работать в авиакомпаниях, осуществлять полёты на пассажирских лайнерах и заниматься бизнес-авиацией, то есть свидетельство разрешает брать деньги за перевозку пассажиров. Чтобы ее получить, нужно пройти более строгую медицинскую проверку, предварительно уже получить свидетельство частного пилота и налетать с ней около 200 часов, сдать экзамены.
  • Airline Transport Pilot License, свидетельство линейного пилота
    Данный документ расширяет возможности коммерческого пилота и разрешает работать командиром воздушного судна на авиалайнерах. Тут требования жёстче: нужно иметь свидетельство коммерческого пилота, по нему налетать около 1500 часов.

А купить самолёт – это легально?

Да, купить самолёт может любой желающий. На воздушное судно оформляется свидетельство о регистрации, оно ставится на учёт, проходит регулярные сертификации. Пилоты общаются на форумах, в каналах и чатах Телеграма. Цены на самолёты сравнимы с ценами на автомобили. К примеру, своё первое судно Амир купил всего за 1,5 миллиона рублей.

Кому сказать, что я полетел?

Самолёты регистрируются в общей базе Росавиации. О всех полетах нужно сообщать диспетчеру ближайшего аэропорта.

Перед каждым вылетом Амир должен подавать в зональный центр Аэронавигации свой план полёта: место назначения, маршрут, время, высоту и скорость. План утверждается или отклоняется, если есть какие-то ошибки.

«Пока лечу, держу связь с диспетчерами Олёкминска, когда вхожу в другую зону — соединяюсь с диспетчерами аэропорта назначения. Сел – всем спасибо, полёт окончен».

Амир мечтал о небе с детства. Теперь летает

«После школы я окончил авиационный техникум в тогдашнем Ленинграде, по специальности я мог на земле обслуживать самолёты, но всю жизнь мечтал стать пилотом, чтобы взлететь и увидеть Землю с высоты. Потом работал в авиационном порту в Олёкминске, а в период “перестройки” в порту платили крайне мало. Чтобы прокормить семью, пришлось оставить мечту, стал работать во вневедомственной охране. В 2008 году ушёл на пенсию, открыл ИП по охране, но о небе продолжал мечтать».

Охранный бизнес стал приносить ему хорошие деньги, которые в Якутии тратить некуда, а мечта о небе у Амира не пропадала. Спустя пару лет по телевизору он случайно увидел сюжет о жителе города Мирный, который на своём маленьком самолёте летал над регионом и катал людей.

«Я загорелся. Почему бы мне не купить двухместный самолёт? Только летать на нём я не умел».

Амир Шафеев. Фото из архива Амира.

Стал искать информацию, изучать законы. В 2013 году в Интернете он нашёл объявление о продаже самолета Х-32 “Бекас”, который делали в Украине. Аппарат был простой и недорогой – всего 1,5 миллиона рублей. Амир обратился к продавцу: “Вот я куплю у вас самолёт, а дальше? Как мне на нём учиться?”. Будущего авиатора направили в Волгодонск — там жил один из покупателей самолётов этой же фирмы, который уже приобрёл более 10 летательных аппаратов для сельхозработ. Амир купил “Бекас”, прошёл авиационную медицинскую комиссию, отучился в Волгодонске и стал частным пилотом сверхлёгкого воздушного судна (самолёты со взлетной массой до 495 кг).

«В 2014 году я забрал свой самолёт и начал летать на нем по Якутии. Планировал использовать судно для работы: мы осуществляем пожарно-охранную безопасность в районе Олёкминска, а, учитывая наши сугробы и леса, воздушное судно нам просто необходимо: никакой другой транспорт не проедет, а легкий самолёт может во время патрулирования заметить возгорание в лесу и быстро об этом сообщить, чтобы на место уже выехала бригада пожаротушения. Но, облетев все деревни и посёлки, быстро понял, что в нашем регионе нет практически ни одной живой площадки, кроме аэропорта, для взлёта и посадки. Где-то ограждения отсутствуют, а где-то коровы по аэродрому ходят. На маленьком самолёте приземляться тут крайне небезопасно – попадёт что-нибудь под шасси, не смогу справиться с управлением, аварии не избежать. “Вот бы садиться не на землю, а на реку Лена, которая у нас протекает”, – подумал я тогда. И начал снова искать решение».

Амир задумал поставить на свой “Бекас” поплавки, чтобы садиться на воду и тем самым обезопасить себя. В одном из авиационных журналов он узнал, что в Самаре некий пилот-любитель придумал поплавки для самолёта и катается с ними по Волге. Амир связался с этим изобретателем и полетел в Самару.

«Мы оба повернутые на самолётах, поэтому быстро подружились. Он меня познакомил с минимум 10 фирмами, которые занимаются самолётостроением. В одной из фирм я полетал на гидросамолёте Л-42, после этого мир перестал быть прежним. Никакие поплавки мне были уже неинтересны. Я просто заболел этой четырёхместной амфибией», – улыбаясь, говорит Амир.

Опять встал вопрос образования и разрешения на полёты. Л-42 весит 880 кг, свидетельство Амира не позволяло летать на таком судне. Он заключил договор на покупку гидросамолёта, снова прошел авиационную медкомиссию и стал переучиваться в Новосибирском центре подготовки авиационных специалистов, который в 2015 году обучал управлению гидросамолётом, сейчас это направление закрыто. Получил новое свидетельство частного пилота.

Ангар, в котором хранится самолёт. Фото Амира Шафеева.

Сначала он хранил самолёт на реке, затем перегнал в аэропорт Олёкминска. Но в аэропорту нужно платить за стоянку, охрану, взлёт, посадку, пропуск – выходит накладно. Кроме того, аэропорт работает только до 17:00, если захочешь полетать вечером – ничего не получится. По субботам и воскресеньям – выходные. Амир нашел поле в 23 км от Олёкминска и в 2016 году построил на нем лётную площадку, огородил взлётную полосу, возвёл ангар для самолёта, гостевой дом и всю необходимую инфраструктуру для длительного пребывания людей в этом месте. Посадочная площадка внесена в реестр, в прошлом году на ней уже останавливалось 10 самолётов с туристами из разных городов.

«О посадках на нашу площадку мы договариваемся заранее, каких-то неожиданных ситуаций пока не возникало».

За посадочной полосой Амир следит еженедельно. Если выпал снег, её расчищают. Если сильный ветер сломал ограждения – сразу чинят. Полоса практически всегда готова к работе.

К ангару, где хранится самолёт, требований никаких нет. Амир купил готовый набор металлоконструкций из сэндвич-панелей и сам построил ангар.

«Просто понимал, что судно должно быть защищено от северных ветров и осадков, так оно дольше мне прослужит. Логика такая же, как у хранения машины в гараже: тепло и сухо. Прогревать судно долго не приходится, можно зимой вылетать быстро, если требуется».

Куда лететь якутскому пилоту?

Нарушение авиационной безопасности влечёт за собой штрафы от 25 до 50 тысяч рублей, перевозка грузов и пассажиров, не прошедших досмотр, наказывается штрафом до 50 тысяч рублей для физлиц и до 500 тысяч для организаций. В 2018 году обсуждалось увеличение штрафов в 10 раз, и официально эти поправки уже утверждены. Одного из знакомых Амира чуть не посадили в тюрьму за перевозку пассажиров. Молодой человек попросил пилота прокатить девушку на судне в качестве подарка на день рождения. Пилот прокатил, деньги взял, только приземлился – его сразу арестовали за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

«Спрос есть. Когда я просто сам сажусь в самолёт с другом, мне сразу звонят люди: “Привези, увези, сколько хочешь за билет”, а я не могу им помочь, закон не разрешает», – говорит Амир.

В Якутии весной и летом без самолёта до соседних сел и городов никак не добраться. Можно воспользоваться лодкой, но дорога от Олёкминска до какой-нибудь деревни за 200 км займет 10 часов, ещё и мотор или винт сломаются, потому что мель. А на самолёте потратить нужно всего час на дорогу.

Амир Шафеев. Фото из архива Амира.

Официально пилот частной авиации может стать эксплуатантом: выполнять различные авиационные работы, например, патрулирование лесов от пожара. Заработать на этих полётах можно, если удастся выиграть аукцион и получить деньги из бюджета региона или государства. По словам Амира, стоимость одного лётного часа его гидросамолёта – 50 тысяч рублей. Для сравнения – летный час Ан-2 стоит 120-150 тысяч рублей, Ми-8 – 350-500 тысяч рублей.

Знакомый пилот Амира выиграл аукцион и теперь на своём самолёте следит за северными оленями: где их стадо находится, какова его численность, как животные передвигаются по лесам. Другой пилот следит за работой линии электропередач. Если где-то случился обрыв сетей – сообщает в аварийную службу и летит по северу дальше.

На Аляске парк малой авиации – 12 тысяч самолётов, всего в США на 100 тысяч человек приходится 76,5 судов малой авиации, а в России – 3,1 самолёта на 100 тысяч населения. О частных пилотах туристы, рыбаки и охотники узнают только благодаря “сарафанному радио”. Самолётов мало, посадочных площадок ещё меньше, поэтому друг друга пилоты знают практически в лицо. Рекламироваться они не могут по закону. Но делиться эмоциями от неба не устают.

«Ни у меня, ни у моих коллег не хватит слов, чтобы описать, какая наша страна красивая, особенно сверху. Мы летаем обычно на высоте 500-1000 метров, это самая комфортная высота для того, чтобы любоваться нашими пейзажами, – делится Амир, рассматривая фотографии из полётов. – Мы все больны небом, стоит только один раз попробовать, вылечиться не получится. Полетаем?».

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Материалы по теме

Самое важное на этой неделе
Кто маски требует, тот их и покупает
Заход на посадку и уход на второй круг — по статистике самые опасные этапы полёта. Так ли это и как это работает?
Полётов стало больше, а происшествий — нет. Почему?
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы