Праздничные будни Непала

Завораживающая красота повседневных буддийских практик и торжественных церемоний в объективе Сергея Мелихова

Сергей увлёкся фотографией ещё подростком и через несколько лет, в середине 90-х, благодаря счастливому стечению обстоятельств стал штатным фотографом известной газеты. Там он встретил человека, который стал его учителем в профессии. Спустя много лет Сергея заинтересовал буддизм, и состоявшийся фотограф отправился в Непал к новым учителям.

7 ноября 2018

Первый раз я оказался в Непале в 2010 году. Чтобы получить новую визу в Индию и вернуться в Ладак, нам с женой нужно было провести два месяца вне страны. Непал подходил для этой цели лучше всего: близко, дёшево и интересно. Месяц мы ходили по горам, месяц прожили в районе Боднатх — средоточии буддийских монастырей и тибетских беженцев, посещая еженедельные лекции в монастыре Чокьи Ньимы Ринпоче. А в 2013 интерес к буддизму снова привёл нас в Непал, и в этот раз мы задержались на восемь месяцев.

Большую часть времени мы жили в Катманду, в районе Боднатх. Два месяца провели в пригороде столицы Непала — Киртипуре, в монастыре, где вместе с другими иностранцами изучали буддийские практики.

Катманду — большой, пыльный, практически лишённый зелени и воды город с безумным движением, и при этом абсолютно лишённый агрессии. Лучше всего проводить время на крыше дома, кафе или монастыря — обозревать окрестности, наблюдать за взлетающими самолётами и любоваться закатом.

Некоторое время мы жили в семье тибетцев, решив пожертвовать комфортом гостиницы ради языковой практики. Каждый вечер мы поднимали матрас, ловили тараканов, чтобы те не гуляли по нам ночью, и выбрасывали их в окно. Как оказалось позднее, прямо на штаб маоистов.  А когда из монастыря неподалёку большая часть монахов уехала зимовать в Бодхгаю в Индию, мы сняли там две комнаты с маленькой кухней.

Важно понимать, что туристы — это чуть ли не основной источник дохода Непала, страны бедной, с неразвитой экономикой. И заработать на туристах старается как государство, так и сами местные жители. К этому надо быть готовым, и тогда вас не постигнет разочарование. Пока вы будете переезжать от одного туристического объекта к другому, переходить от лоджа к лоджу на популярном маршруте в горах, к вам будут относиться как к туристу — источнику денег. Задержитесь хотя бы на несколько дней, и появится шанс, что в вас увидят живого человека, и возникнут отношения, основанные на взаимном интересе.

Район Боднатх, в котором мы провели большую часть путешествия, вырос вокруг храмового комплекса и главной святыни тибетского буддизма в Непале — Ступы Боднатх (Бода). В буддийской традиции ступа — символ просветления и как таковая объект поклонения. В некоторых ступах могут храниться частички священных останков, культовые предметы, тексты или одежда просветлённого Учителя.

Кора — это ритуальный обход вокруг святыни по часовой стрелке. Во время движения начитывают мантры или делают благие пожелания. На ежедневную кору к Боде собираются представители горных народов Непала и буддисты со всего мира, которые приезжают сюда для участия в религиозных церемониях и праздниках. 

А праздников у буддистов много. Каждый месяц по лунному календарю празднуют День Будды Медицины и Зелёной Тары, День Гуру Ринпоче, День Будды Амитабы (полнолуние), День Дакинь, День Защитников. Считается, что заслуга от полезных действий в дни праздников увеличивается во множество раз, поэтому в монастырях проводят пуджи, а практикующие делают благие пожелания и подношения, зажигают масляные светильники, благовония, раздают милостыню.

Главные ежегодные праздники – это Сага Дава (рождение, просветление и уход в паринирвану Будды Шакямуни) и Лосар (новый год). Сага Дава отмечают на 15 день четвёртого тибетского месяца. Весь месяц рекомендуется не есть мяса, он благоприятен для совершения подношений, паломничества и благих деяний, как я уже говорил, в праздники это особенно результативно. Регулярно проводятся Мёнламы («молитвы сильных пожеланий») разных школ тибетского буддизма.

Лосар празднуется по тибетскому традиционному календарю начиная с первого дня первого лунного месяца. Готовиться к нему начинают уже за несколько недель: в домах проводится генеральная уборка, на улице продают специальные изделия из теста и украшения, предназначенные для праздничных ритуалов и алтарей, идут очистительные пуджи и танцы лам.

Традиционно танец лам связан с тантрической практикой. Это часть ритуала, в ходе которого практикующий использует в танце те движения, которые он визуализировал до того как начал танец. Однако для обычных зрителей это просто спектакль, для кого-то увлекательный, для кого-то не очень. Один раз я даже услышал от одного из туристов: «Музыка убогая, движения однообразные».

Считается, что лучшее, что вы можете сделать для своего здоровья и продления жизни, — это поехать в Маратику. Пещера Маратика — популярное, но не самое доступное место паломничества в Непале. С точки зрения обычного туриста, это просто довольно большая пещера, на потолке которой пищат летучие мыши, а внизу валяется их помёт вперемешку с подношениями, которые делают индуисты. Говорят, что если проползти между определёнными сталактитами-сталагмитами, то вы гарантированно не переродитесь в адах, но чтобы решиться ползти по полу этой пещеры, учитывая сказанное выше, ваша вера должна быть очень сильна.

Для практикующего буддизм Непал, безусловно, может стать местом вдохновения и познания. Но так же легко там поддаться очарованию внешних атрибутов и подменить настоящую практику погоней за ними: ещё одно посвящение, встреча с ещё одним Ринпоче, ещё один буддийский праздник, ещё одна волшебная пилюля.

Автор фотографий Сергей Мелихов

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку

Ещё больше пользы