Проводница отвечает на вопросы читателей Туту

Почему душно, как подраться с пассажирами и можно ли проехать без билета, если очень попросить

Недавно мы просили вас придумать вопросы для проводницы поезда и сегодня показываем, что получилось.

Рассказывает Полина, автор твиттера Мать вагонов. Полина два года работала на фирменных и обычных поездах, побывала в Мурманске, Воркуте, Лабытнанги, Анапе и других городах, дралась с пассажирами и встречала в поезде Новый год. Будет интересно.

Редактор tutu! сюжетов
25 декабря 2018

Какую историю из рабочей жизни вы чаще всего рассказываете друзьям?

Историю про то, как три пассажира в рейсе на Лабытнанги предложили мне поиграть в шахматы (я была блондинкой и мне было 18), я долго отказывалась, а потом они предложили играть на деньги, и я не удержалась (хотя вообще такое делать, конечно же, нельзя). Они же не знали, что с шахматисткой сели играть. Обыграла их три раза, денег не взяла, заставила купить по мягкой игрушке для детей из вагона. В итоге были довольны все.

Есть ли у вас любимые / нелюбимые типы пассажиров? Вообще, делят ли проводники пассажиров на типы?

Делят, но у всех свои условные деления. Есть приставалы — те, кто спрашивает «а когда следующая станция? А сколько стоим? А там пиво продают? А туалет когда откроют?»; есть безразличные — те, кто заходит в поезд и спит до самого прибытия, даже если оно через три дня; есть вахтовики, фанаты, яжематери (они везде, по-моему, есть) и много-много других типов. Я всех пассажиров любила одинаково, даже если они очень надоедали.

Говорят, что студенты могут подрабатывать летом проводниками, пройдя перед этим обучение. В связи с этим вопрос: как работает эта опция?

Я именно таким образом и попала в проводники. Мой университет предоставил возможность отучиться на проводника — курсы длились 2 месяца и были абсолютно бесплатны. Затем обязательная практика в вагонном депо, где тебя водят по вагонам и показывают то, о чём два месяца до этого просто рассказывали. Потом идут два-три стажировочных рейса, где ты едешь с опытным проводником и учишься у него премудростям. Не знаю, как в проводники попадают ребята из непрофильных вузов (я учусь в железнодорожном), но таких много.

Фото: Alexey Sizov / Shutterstock

О чем любят поболтать между собой проводники?

Абсолютно о том же, о чем и все. О семье, о делах, о работе и пассажирах. В силу того, что я работала в коллективе ровесников (18-20 лет), мы обсуждали кино и книги, играли в карты и в целом вели себя как обычные студенты, когда пассажиры не видели.

Возможно ли поехать в поезде без билета, напрямую договорившись с проводником? В прошлом срочно нужно было ехать, пришли на вокзал перед отправлением поезда, пытались договориться — не получилось.

Нет, нет, нет и ещё раз нет! Это антитеррористические меры, принятые руководством ещё давным-давно. Мне каждый раз неудобно отказывать людям, которым вот очень надо куда-то попасть, а билетов нет, но я ничего не могу поделать. За провоз «зайца» проводника увольняют тут же, без дополнительного следствия. Это ваша же безопасность, поэтому войдите и в наше положение, простите нам то, что мы не можем войти в ваше.

Как вообще устроен процесс работы? Когда вы должны прийти в поезд перед отправлением? Что в нём нужно подготовить? Какие вещи, о которых не знают пассажиры, ещё нужно сделать во время рейса? Как заканчивается смена (сразу после прибытия, или ещё надо что-то доделать)?

Как таковой «явки» нет, но приезжать лучше пораньше утром. Ты приходишь в нарядную, узнаёшь, куда и с кем едешь, расписываешься в инструктажах. Затем, когда подают состав, идёшь на вагон. Тебе необходимо принять его у другого проводника или охранника, пересчитать всё имущество, проверить, чтобы всё работало исправно, а если нет — вызвать ремонтников и починить. Затем растапливаешь котёл (если зима), раскладываешь бельё и ждёшь подачи на платформу. По окончании рейса делаешь всё то же самое, но в обратном порядке: убираешь вагон, пересчитываешь имущество, ждёшь другого проводника, сдаёшь ему вагон, идёшь в нарядную и подписываешь все необходимые бумаги. Только потом на заслуженный отдых.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

А вам не холодно стоять на станциях? Долго же. Как спасаетесь?

Во-первых, отдельное спасибо работодателю — в полном комплекте формы (рубашка + пиджак + наитеплейшее пальто) не замёрзнешь особо. Ещё обычно выпиваем чашку-другую горячего чая перед длинными остановками. Прыгаем по чуть-чуть, выходим по очереди стоять со вторым проводником — в общем, изобретаем как можем.

Многие пассажирские железнодорожные станции сейчас оборудованы камерами, и нас очень ругают, если на платформе проводник не стоит у вагона.

Как удаётся поспать в долгих рейсах?

Вообще по норме работают 4 проводника на 3 вагона, либо же 3 проводника на 2 вагона. То есть двое работают — один спит. Смена идёт 8 часов, 4 часа на отдых. Но обычно как-то договаривались, потому что между вагонами бегать совсем неудобно, спасались длинными перегонами.

Что самое неприятное в работе проводника? C чем сложнее всего бороться?

В первую очередь, конечно, самое неприятное — это уборка (в том числе и туалетов). Но в какой-то момент перебарываешь брезгливость, и становится уже всё равно. Лично мне было куда тяжелее бороться с вредными пассажирами, которые досконально прикапывались к каждому пустяку и к каждой мелочи.

Фото: Igor Zvencom / Shutterstock

Приходилось разнимать драки?

Ох, не то что разнимать — мне и участвовать приходилось! Так уж повелось, что в поезд сесть и не выпить – ну прямо грешновато. И это основная причина, по которой людей прямо-таки тянет на кулачные бои. Самые ожесточённые битвы на моей памяти происходили с храпунами и между рыцарями за сердце прекрасных дам. Так, однажды в купе ехали четверо незнакомых людей: женщина и трое мужчин глубоко за 30, которые не поделили внимание мадемуазель. Между футбольными фанатами тоже напряжённо: в Питере был матч Зенита и Спартака, фанаты Спартака ехали туда, а в этот момент в вагоне оказался мальчик в толстовке с логотипом ЦСКА. В тот момент я за него переживала, как за своего брата. Ну и между теми, кому «откройте окно, жарко» и «закройте окно, дует».

У вас есть свободные минуты во время работы? Чем вы занимаетесь в это время?

Чем и все. Читаем, общаемся, смотрим кино (спасибо мобильному интернету, который доступен по всей России). Некоторые вышивают или вяжут, хотя у проводников вообще считается это плохой приметой. Ну или спим на худой конец.

В чём главный кайф от работы проводником? Наверняка есть какие-то классные стороны, которые мало кто замечает.

Самое классное — это, конечно, возможность посмотреть бОльшую часть страны и познакомиться с сотней, если не тысячей, разных людей.

Я всегда находила что-то общее в работе психолога, бармена и проводника — так или иначе, иногда приходилось слушать чьи-то жизненные истории. Некоторые из них, признаюсь честно, были настолько удивительными, что хоть книги с людей пиши. Когда я пошла работать, мне было всего 18 лет, и я, конечно, была жутко поражена таким обилием чужих жизней и судеб, которые внезапно и отчаянно влились в мою.

Фото: Akimov Igor / Shutterstock

Какими качествами должен обладать идеальный проводник?

Идеальный проводник должен быть биороботом: всегда бодр и улыбчив, вежлив и невероятно терпелив. А ещё у него должно быть как минимум шесть рук, чтобы одной держать фонарь ночью, второй — билет пассажира, третьей ловить чьего-то ребёнка из-под вагона, четвёртой разливать чай всем желающим, пятой расстилать постельное бельё, а шестой смахивать пот со лба. У меня на такое, признаюсь честно, сил не хватало абсолютно. Но довелось покататься с парочкой ещё тех, «советских», проводниц, которые именно так и работали. То ли опыт, то ли люди сами по себе такие — я так и не выяснила.

Вы праздновали Новый год на работе? Как это обычно бывает?

Праздновала, но в пустом поезде. Мы ехали «резервом» (без пассажиров) в Петрозаводск, собрались бригадой в одном из плацкартов, посидели, поели купленных и приготовленных заранее салатиков, пообщались и разошлись спать около часа, ведь в восемь у нас было отправление. Само собой, всё без алкоголя. За железнодорожниками закрепилась нехорошая слава пьющих на работе, но это всё осталось в далёком прошлом, потому что сейчас в отношении таких «промахов» всё очень серьёзно.

Есть ли у вас любимые направления? Или, может быть, направления, в которые очень хочется съездить? Почему?

Лично я ужасно люблю север. Мурманск, Воркута, Лабытнанги — вы не представляете, какой там вид из окон. Как будто каждая клеточка природы здесь ни разу никем не тронута. Да и люди там, как лично мне кажется, спокойнее южан. Про северное спокойствие правду говорят.
Но в целом могу сказать, что если любишь дорогу, поезда и свою работу — тебе абсолютно всё равно, куда ехать. Ты просто заходишь в вагон, садишься и едешь.
Но мечта, конечно, Москва — Владивосток, поезд #1/2, который идёт через всю страну. Многие смеются над ним и называют адом, но для меня это маленькая мечта, которую я продолжаю лелеять.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Чтобы не пропустить наши новые материалы, подписывайтесь на наши сообщества в Facebook и «ВКонтакте», ищите новые видео на нашем YouTube-канале, читайте нас в «Яндекс.Дзене» и подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку

Ещё больше пользы