Рускеала: место, где жгли мрамор

Горный парк Рускеала в Карелии как туристический объект, куда можно поехать прямо сейчас (с 6 июня 2020).

Парк Рускеала — внезапно очень интересный объект туризма. На фоне многих развлечений, созданных из чувства вынужденной необходимости, он смотрится здраво, хоть и довольно дорого для жителя региона (с учётом всех развлечений внутри).

Сейчас можно поехать в Карелию именно в этот парк на ретропоезде 921Ч — и не загреметь в обязательную изоляцию на территории республики.

Первое и главное — тут есть мраморный карьер, который когда-то был огромной шахтой типа как в Мории, а потом вдруг стал селфи-озером. Второе — тут можно целый день что-нибудь делать. Например, кататься на аэротрассе из Биошока над этим самым карьером или смотреть, как мужики выпиливают ангелов из бревна бензопилами. А вечером вся карельская красота ещё подсвечивается сначала файр-шоу (не каждый день), а потом огнями, заныканными в скалах.

Давайте рассмотрим парк как образец того, как можно и нужно превращать место в туристическое направление. Сразу скажу: получилось это не без перегибов на местах, но вполне впечатляюще.

Минутка истории

В 1766 году Екатерина II внезапно поняла, что мрамор что-то дороговат. Страна у нас большая, камня должно быть дофига, но для строительства города нужно было его задорого возить. Поскольку Екатерина любила строить Петербург почти так же, как в Москве сейчас любят плитку, нужно было срочно искать варианты импортозамещения.

Собственно, начали геологоразведку на территориях, отобранных у шведов. И запустили первую точку по добыче мрамора в Рускеале (это 32 километра от Сортавалы, а это 197 километров от Петербурга). Почти граница с Финляндией, север Ладожского озера. Через два года начали полноценную разработку и повезли мрамор в Петербург. По большей части его можно увидеть на Исаакиевском соборе в облицовке. Ну а дальше нужна была известь (и много) и для строительства, и для производства бумаги. Поэтому решили жечь мрамор в специальных печах, чтобы получать как раз известь в промышленных масштабах.

Тут надо остановиться и рассказать, что мрамор и известняк — это вообще-то одна и та же порода, только хранившаяся в разных условиях. Это называется «мономинеральные породы», то есть из одного и того же кальцита. Кальцит — это скелеты доисторических тварюг, обычно не очень крупных. Представьте себе дно водоёма (например, моря того же кембрийского периода), на которое постоянно кто-то умирает и падает. Через некоторое время получается огромное равномерное многослойное кладбище, оно же известняк. Сначала рыхлый, а потом всё более и более твёрдый. Опять же, сильно упрощая, если его начать сжимать или греть, что случается при вулканических процессах и подвижках пластов, он начинает постепенно становиться твёрже и мраморнее. Через ещё некоторое время (десятки миллионов лет) известняк окончательно «мрамореет». Переходная порода называется «мраморизированный известняк». Цвет и рисунок определяются примесями, чистый кальцит почти не встречается.

Карьер был то нашим, то финским. Примерно полвека, до 1930-х, разработки делали как раз финны. Они выкопали вот эту самую Морию:

Автор
Сергей Абдульманов

Место использовалось как импровизированное бомбоубежище. Причём укрывались во время зимней войны от нашей авиации. Вот детали на Вики, ищите там «хлебные корзины».

Следы деятельности финнов можно пронаблюдать на здании Сбербанка Хельсинки (это не тот Сбербанк, что наш Сбербанк) и на полу городской больницы Сортавалы. Финны копали штреки взрывным способом. То есть бурили маленькую дырочку, закладывали туда большой «бабах», потом убегали, ждали, приходили разбирать камни, снова бурили технологическое отверстие и повторяли так до тех пор, пока не создали огромный лабиринт из туннелей-штреков. Возможно, они бы начали путешествие к центру земли прямо по Конан Дойлю, но не получилось.

Зато получилось вот так:

Это уже расширенный штрек (пещера искусственного происхождения) с дорожкой и довольно сложным водоотводом. При реальной добыче внизу просто была засыпка из обломков.

Старая маркшейдерная метка. Маркшейдер отвечал за привязку этих меток к карте, чтобы в итоге получить некое подобие 3D-модели подземелий. Эти вот места были опорными точками.

А вот так выглядел завод с рельсами для вагонеток

Вот история завода и карьера со всеми переходами из рук в руки на сайте Краеведческого музея Сортавалы. А вот сталкер побродил там в 2013 году.

Сейчас это выглядит вот так:

Сейчас это выглядит вот так

Пара вагонеток сохранилась.

В 47-м году снова понадобилась известь. На экскурсии по верхней части вам покажут место, откуда вытаскивали вагонетки на поверхность.

А вот на этом месте — на «Итальянской горке» — стали добывать блоки мрамора, в том числе для метро:

Итальянская горка — одна из достопримечательностей парка

Сначала это делали итальянскими ленточными пилами, и получались большие красивые штуковины. Только медленно и печально. А потом их решили откалывать взрывами, и это был абзац. Дело в том, что мрамор — он как вата. Только каменный. Упрощая. И если его взрывать, он становится хрупким. Партия до метро доехала, но было очень и очень много брака. А слои у поверхности карьера оказались испорчены. В итоге экономика у производства не срослась — и всё накрылось медным тазом. В 1998 году месторождение признали непригодным для добычи.

Современный парк

В 2001 уже была концепция парка как туробъекта, началась расчистка территории. В 2005 — первая экотропа и кусок штольни. На берегу карьеров можно было застать туристов с палатками, которые просто ходили по Карелии. 2010 год — геологи РГО сделали огромную работу и разведали штольни. Всё это постепенно расчищалось, и в 2017 году открыли подземный маршрут. Парк к этому моменту тоже был облагорожен.

Только туда было очень сложно и долго добираться. Сначала парк «кормился» трафиком с трассы в Финляндию, и путешественники могли добраться до карьера на машине. Но с русскими туристами было не очень хорошо: доехать из Петербурга на сутки было почти нереально, потому что добиралово занимало примерно 7 часов. То есть надо было ночевать в Сортавале, а тогда это было далеко не лучшим вариантом, чтобы остановиться. Но почти год назад, 22 декабря 2018 года с Финляндского вокзала пустили 825В — это уже было куда круче. Ну а потом подтянулся и ретропоезд. Про дорогу полностью я уже писал вот тут. Среди прочего там такой фокус, как хождение электрички по дороге без высоковольтной магистрали.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов сказал 2 ноября: «Мы планируем, ещё когда будут готовы вагоны, поезд, который по дороге из Москвы будет состыкован с Рускеальским экспрессом, там будут вагоны в другом стиле. Летом появится одна или две дополнительные нитки… Мы сейчас находимся в стадии предпроектных проработок, сейчас высаживаем пассажиров на временном перроне. А дальше в программах развитие постоянного остановочного пункта с обустройством вокзала. Всё это будет синхронизировано с развитием велком-зоны самго парка и развитием парка. Для того, чтобы всё было сделано для пассажиров комфортно, безопасно и все сервисы предоставлялись одновременно… Будет поворотный круг, водозаправочная колонка».

На начало ноября железная дорога дала парку уже больше 30 тысяч гостей по оценке генерального директора управляющей компании «Колмас» Александра Артемьева.

Вот современный ассортимент развлечений:

То есть приезжать можно в любое время года: зимой с февраля тут снегоходы, потрясающие сосульки в карьере и замёрзшие водопады, а летом просто зелено, красиво и можно вдарить кому-нибудь веслом по башке. Проблема была в межсезонье, но вот как раз её сейчас победили (что вообще-то лютая победа для турбизнеса).

Победили активностями. Вот, значит, троллей:

Рядом была этновыставка. 

Есть вся положенная инфраструктура: туалеты, сувенирные магазины, три кафе. Есть даже отделение почты, только оно на праздники, когда больше всего людей, не работает.

Но главное — освещение карьеров, экскурсии и постоянные новые и новые объекты и активности, чтобы было, чем развлечься. В конце концов турист тут 4-5 часов, и нужно, чтобы это всё запомнилось очень сильно. Потому что чем больше всего — тем больше будет туристов, и одно притягивает другое. Тут появилось файршоу на скалах, а вот когда мы приезжали, как раз открывалась выставка деревянных скульптур, сделанных бензопилой. Это настолько странно звучит, что я сначала не понял, в чём вообще фокус.

Вот эта композиция с кучей людей и улетающей душой сделана одним куском без соединений. Особенно сложно снизу, но, если вы обратите внимание, там места хватает как раз на то, чтобы просунуть бензопилу. Собственно, так и сделали.

Ирина Солонович — автор выставки. Дерево режут Александр Ивченко и Александр Алфёров, чемпионы РФ по парковой скульптуре.

Вот эта композиция с кучей людей и улетающей душой сделана одним куском без соединений. Особенно сложно снизу, но, если вы обратите внимание, там места хватает как раз на то, чтобы просунуть бензопилу. Собственно, так и сделали.

Парковая скульптура обычно страдает от вандалов и непогоды. Но тут выставка под куполом. И да, это офигенная реклама Хускаварны на самом деле.

Вот так делаются тонкие детали

Подземный маршрут

А теперь поговорим про самое главное. Про подземный маршрут. Его надо покупать сразу, как попадёте в парк, потому что это очень круто. Освещение делали немцы. Это просто маленькое чудо.

Очень хорошо подсвечен камень, и тут ещё видно камеру наблюдения

Чудо заключается в том, как монтируется кабель (подсветка моя от вспышки).

Они не просто ведут его по изгибам камня, нет. Они заранее рассчитали все тени и ведут его так, что ни на один кусок кабеля не смотрит освещение. И всегда этот монтаж в самой глубокой тени. Это уже заставляет проникнуться уважением, но дальше ещё круче:

Тут сочетается естественный свет и искусственный.

Можно прогуляться по понтонным мосткам вокруг этих колонн, пока нет льда (он с начала зимы по примерно март).

Часть прожекторов смотрит на воду так, чтобы создавать правильные отражения на стенах — такие зыбкие плавающие штуки. Но это не самое крутое.

Самое крутое вот тут — часть прожекторов светят снизу вверх из-под воды.

Видно рельсы, которые когда-то тут были и обвалились

А потом сопровождающий нажимает кнопку на радиопульте из кармана… И начинает играть ещё карельская музыка, которая классно отражается эхом от стен.

Жмякните по кнопке, чтобы получать только самое-самое важное про путешествия.

Когда ехать в Рускеалу?

В пещеры лучше ехать два раза: зимой и летом, и зимой даже круче. Попадать лучше в будние дни, потому что людей меньше. Мы были 2 ноября, тогда в парк пустили дополнительную «Ласточку» (это ещё чуть около 500 человек к уже имеющемуся ретропоезду и автобусам), и те же кафе работали с огромными очередями. Назад лучше уезжать затемно.

Вот расписание: Ласточки до Сортавалы.

И вот ещё одно расписание: ретропоезд с паровозом.

Почему можно ехать сейчас

Обратите внимание на конец пункта 7.3 Распоряжения главы Республики Карелия:
«Обязательство по изоляции (самоизоляции) не распространяется на физических лиц, прибывших на территорию Республики Карелия из других субъектов Российской Федерации, осуществляющих поездки по маршруту г. Сортавала – станция Горный парк Рускеала в ретропоезде (921Ч). (абз введен 27.05.2020 №327-р)»

То есть во всей остальной Карелии сейчас лучше не появляться приезжим, а вот в горном парке — можно. Стоит или нет — решать вам. Многие активности на воздухе, но по дороге вас ждёт «Ласточка» и ретропоезд или машина и ретропоезд.

Были в Рускеале?

Напишите, пожалуйста, в комментариях о своих впечатлениях и том, что ещё стоит посмотреть в парке.
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы