Рынок онлайн-экскурсий

Заставляет задуматься, а для чего мы вообще путешествуем

Первая мысль, конечно – «Да кто их, эти экскурсии, вообще покупает?»

Мутноватая дёргающаяся картинка, тормозящая связь и прогулка с гидом по району, про который «Нейшнл жеографик» снял уже несколько замечательных фильмов. И надо заплатить 300-700 рублей.

Это с одной стороны. С другой – достаточно хороший спрос на эти самые онлайн-экскурсии. Гиды по популярным городам раньше водили по 10 физических туристов и получали по 30 евро с каждого. В апреле многие водили по 35-40 туристов и получали по 4-6 евро с каждого.

Вторая мысль: «Ладно, это желание попробовать новинку, ионо от безделия на карантине, скоро пройдёт». Но почему-то не проходит. Точнее, проходит не у всех. Например, та же «Школа Кожухова» достаточно быстро «подсадила» свою аудиторию на мастер-классы. Те же самые гиды, которые ходили по городам, начали рассказывать из дома, что и как делать. Например, вебинар по японской каллиграфии, либо совместное приготовление паэльи, либо вообще викторина по аниме.

Но давайте начнём с самого начала, с примерно конца марта, когда новый формат только начинал свой звериный рывок.

Вот как это выглядело:

– Гиды присылали ссылки на встречу в Зуме, а дальше делали как в реальности: ждали, пока все соберутся вовремя и шли по своему привычному маршруту, по которому водили годами до этого физлиц. Первое изменение – если раньше экскурсии всегда начинались минут на 10 позже запланированного времени из-за опозданий, то теперь можно не ждать туристов – они же не потеряются в городе, а просто подсоединятся к конференции.

– Хороший гид от плохого сразу отличался по технико-материальной подготовке: три ссылки в Зуме вместо одной говорят об отсутствии платного аккаунта (15 евро в месяц), отсутствие микрофона резко искажает звук, а отсутствие стабилизатора для телефона вроде DJI Pocket ужасно размывает картинку.

Пришлось переделать часть маршрутов: новый формат оказался очень чувствительным к сотовому покрытию, поэтому на том же Монматре возникала ситуация: «А вот на эту улицу мы не пойдём, она в низине, и там не будет видео».

Как и раньше, многие использовали заготовленные слайды: параллельно показывали объекты в реальности и части презентаций с историческими фотографиями, например. Длинные переходы без событий отлично «маскируются» такими демонстрациями слайдов.

В чём отличие от фильма?

В интерактивности. Гиды выключают всем микрофон в начале экскурсии, но смотрят в чат. Можно просить зайти куда-то, показать что-то крупнее, задать вопросы, спросить о жизни в городе (всем было интересно про карантинные меры в апреле) и так далее. Профессионалы строят экскурсию на интерактиве: задают вопросы аудитории, просят рассказать о себе, спрашивают мнения, предлагают выбрать участок маршрута и так далее. В ресторанном районе Нью-Йорка можно посмотреть, где там все брокеры тусуются, узнать средний чек и перекусить вместе с ними. Только перекусывать будет камера, а вы дома с чаем.

Очень удобным оказывается возможность ходить не группой, а одним человеком с телефоном. Это означает не только более быстрые проходы по городу (без ожидания отставших и потребности кучковаться для рассказа), но и возможность зайти туда, куда туриста не пустят. В старинную церковь за 10 минут до закрытия? В буддистский храм во время мероприятия? Не вопрос. Попробуйте сделать это в духе: «ой, а можно бы группой 30 человек быстро проскользнём?» 

Часто возникают диалоги с местными жителями. «Можно я своим 40 друзьям покажу?» в баре на кухне – это просто психодел, конечно. Как оказывается, они гораздо лучше идут на контакт с местным гидом, а не с группой туристов. Ну и смотрят странно, конечно: человек с телефоном сначала вызывает любопытство, а потом негодование в Европе (это связано с правилами и этикетом съёмки лиц людей).

В общем, как в игре. Вы управляете персонажем, ходите по улицам пустынных городов с редкими NPC и можете попросить вступить в диалог с кем-то. Одно слово в чате разворачивает целую реплику в голосе и анимации.

Как это воспринимают гиды

В большинстве – как временную меру. Судя по экономической модели, для гидов это способ получить деньги во время вынужденной паузы. Многие делают предложения в духе: «сделаю скидку на стоимость билета на настоящую экскурсию» в конце, часто дают ссылки на свой Инстаграм, поясняя, какой дополнительный контент там появлятся и как он связан с темой экскурсии, часто зовут в город и обещают показать интересное в других экскурсиях в конце.

Японские гиды-отаку, которые даже не ходят, а просто сидят по домам и рассказывают вебинары о районе, нашли формат: «Подготовим к поездке за 1 час», где рассказывают о самом интересном в районе, показывают, как правильно по нему ходить, составляют маршруты и подсказывают рестораны перекусить.

Теперь посмотрим на зрителей. Основные покупатели с платформу Туту Приключения – женщины. Мужчин около 30%. Судя по прорывающимся в эфир время от времени диалогах, смотрят экскурсии отвлекаясь на всё подряд. Что странно, ссылками на Зум почти никто не делится, хотя они неуникальные, и любой оплативший может выложить её хоть в телеграм-канал, хоть на местный форум. Я протестировал подключение десятков дополнительных собственных аккаунтов (да простят меня гиды Парижа), чтобы посмотреть, что они будут делать. Короткий ответ: ничего. Технический уровень и гидов, и зрителей довольно низкий, поэтому такие модели угроз относятся, скорее, к возможному будущему.

Почти никто из гидов не пробует собирать зрителей в более постоянные сообщества, например, телеграм-группы, хотя это было бы достаточно логичным шагом. Тем не менее, остаются почты, куда уже можно слать индивидуальные предложения. Только в одном случае на почты были отправлены фотографии с экскурсии (туристы жалели, что не могли их сделать). Более частая ситуация – какая-то полезная памятка со списком ресторанов, комментариями по маршруту и контактами гида.

Оценки на первых порах всегда были высокие, поскольку зрители не понимали, с чем сравнивать. Наиболее ценилась обратная связь и интерактив, обилие мелких фактов (детальность и разрешение подачи).

Как это устроено у нашего партнёра – компании «Спутник»

Рассказывает Денис Василенко

Идея развивать формат онлайн-экскурсий появилась, когда границы закрылись, а туризм временно остановился. Первую онлайн-экскурсию провели 10 апреля. Кажется, что как такового рынка онлайн-экскурсий нет. Он находится на пересечении туризма, развлечений, медиаконтента и онлайн-образования. Размер оценить сейчас невозможно, но про большой потенциал точно можно говорить. Судя по нашим отзывам, людям нравится интерактивный формат и эффект присутствия. Онлайн-экскурсии проходят в прямом эфире, поэтому у зрителей есть возможность оказаться в реальном времени в другом месте и задавать вопросы гиду по ходу экскурсии. Сравнить можно с тревел-влогами и прямыми трансляциями по теме путешествия. Однако, найти качественное видео и по картинке, и содержанию достаточно сложно. Наши гиды прорабатывают рассказ заранее, поэтому виртуальные туристы получают много интересной информации за короткое время. Особое внимание уделяем технической подготовке: камера, стабилизатор, микрофон, интернет. Если не учесть эти параметры, то видео будет слишком трястись при перемещении гида, будет очень шумно или где-то на маршруте пропадет связь. Программу экскурсии гиды берут, как из своих обычных туров, так и придумывают специально для онлайн-формата. Ситуация с онлайн-экскурсиями приблизительно такая же, как и с обычными. Женщины действительно чаще мужчин заказывают экскурсии.  65% против 35%.

 Есть опасение, что туризм уже не будет прежним. В ближайшие полгода однозначно. Когда откроют границы – все еще непонятно, когда восстановится турпоток – тоже. Очень многое будет зависеть от цен на авиабилеты и железнодорожные перевозки. Надо учитывать еще и факт падения доходов из-за кризиса и нестабильный рубль.

Основным источником дохода станут экскурсии по России. Например, спрос на экскурсии в Петербурге постепенно оживает. Некоторые гиды выразили свое беспокойство, что онлайн-экскурсии совсем вытеснят обычные. Мы надеемся, что наш новый формат дополнит настоящие экскурсии, поддержит интерес туристов к путешествиям и сможет помочь с планированием отпуска.

Как это устроено у нашего партнёра «Трипстера»

Рассказывает Анна Козловская:

Еще в 2014 году  мы делали образовательные лекции, так что опыт создания качественных продуктов, увлекающих широкую аудиторию у нас большой – мы знаем и умеет это делать. Когда офлайн заказы встали, мы вернулись к нашему старому опыту и сделали линейку онлайн-впечатлений  с гидами в реальном времени по городам мира, вебинары с искусствоведами и кулинарные мастер-классы. Выглядит так, что рынок онлайн-экскурсий – большой. Не у всех есть возможность поехать в Японию, Нью-Йорк или Камбоджу, мы же даем возможность походить с гидами по местам, куда не так просто съездить, и увидеть все своими глазами, вдохновиться, задать вопросы в прямом эфире. Вебинары с искусствоведами  —  этот формат больше про образование, который пробуждает и развивает интерес к прекрасному! Например, на экскурсиях по галерее Уффици, Саграде Фамилии в Барселоне или Третьяковской галерее можно подробно узнать про то, как менялся живописный канон на примере полотен главных художников того или иного музея. Или можно, например, взглянуть на московское метро так, что поездки на работу уже не будут прежними.

Все онлайны мы тщательно готовим  —  это совершенно отдельный формат и просто переложить оффлайн-экскурсию не получится. Здесь нужно обладать определенными навыками, чтобы держать аудиторию 1,5-2 часа у экранов — не у всех гидов это получается. Мы подбираем рассказчиков, с каждым из них делаем несколько прогонов, корректируем повествование, там где это нужно, помогаем расставлять акценты, даем рекомендации, как удерживать аудиторию. Для вебинаров мы помогаем делать гидам классные презентации. Плюс мы вместе с гидами готовим сопровождающие материалы для аудитории, которые они получают после посещения онлайн-экскурсии, чтобы была возможно глубже погрузиться в тему.

Онлайн-экскурсии —  это не только возможность побывать там, куда пока не доехал, но и вариант подготовки к будущему путешествию, возможность познакомиться с гидом и уже в реальности встретиться с ним, как со старым знакомым.

Ещё формат

На Фарерских островах крупная турфирма сделала акцию на несколько дней, когда местными жителями можно было управлять как в компьютерной игре. Постоянной услугой это не стало, задача была в PR-активности.

Чем это может стать?

Как это ни странно, формат может прижиться в туристической среде. Потенциал точно есть в следующих направлениях:

Можно за 300 рублей получить «пробу» экскурсовода, оценив, насколько он хорошо рассказывает заранее. Потом, скорее всего, эта сумма станет скидкой на физическую экскурсию.

За небольшие деньги можно изучить интересующую страну перед поездкой, чтобы разобраться в тех районах, где можно будет гулять самостоятельно.

Можно выбирать город для поездки: 4-5 экскурсий в разных местах дадут понимания стиля жизни и атмосферы мест, и хоть это занимает больше времени, чем просмотр видеоблоггеров, даёт куда более близкий обычному туристу опыт.

Где покупать такие экскурсии и где вообще смотреть, что бывает?

Например, вот здесь на странице со списком онлайн-экскурсий

Ещё интересное

Инструкция, как путешествовать в это смутное время
Как из нашего коллеги достали длинную железку
Сводка всех важных новостей
Сначала красненькую, потом покрутить крутилку до 9800, потом пыщь-пыщь и не трогать педали!
© ООО «ГЛОБУС МЕДИА», 2018-2020
ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МАТЕРИАЛОВ ССЫЛКА НА САЙТ ТУТУ.РУ ОБЯЗАТЕЛЬНА. ПОЛИТИКА ООО «НТТ» В ОТНОШЕНИИ ОБРАБОТКИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ.

Ещё больше пользы