Есть несколько прогнозов распространения инфекций, но почти все они рассчитаны на Европу с высокой плотностью населения. Российская особенность — много далеких городов и низкая плотность населения. Сервис путешествий Туту собрал данные по перемещениям пассажиров на самолетах, поездах и автобусах за апрель 2019 года и передал их аналитикам из Open Data Science.
Open Data Science (ODS) — сообщество русскоговорящих дата-сайнтистов (экспертов по аналитическим данным) из России и со всего мира, включающее более 1300 участников. Задача выполнялась в рамках некоммерческой инициативы.
В результате совместной работы появилась уникальная модель распространения, «заточенная» именно под Россию, с полностью открытым кодом (то есть любой исследователь может самостоятельно запустить, модифицировать или доработать модель). В основе — разработанные мировым сообществом математические модели распространения инфекций в городах и паутина связей между городами.
Графическая модель распространения эпидемии по территории России, посмотреть которую можно по ссылке.
Есть три базовых сценария распространения вируса:
С учетом свежих изменений, мы посчитали первый сценарий, а также смоделировали сокращение трафика по стране до 10% от обычного.
Этот сценарий самый плохой с точки зрения распространения инфекции, когда сохраняется 100% трафика между городами (сейчас он уже ниже), а люди не стараются самоизолироваться, например, ездят на автобусах и в метро, посещают общественные места, но при этом соблюдают рекомендации по мытью рук и стараются соблюдать дистанцию.
В нем остаются только 10% от трафика перевозок, то есть попадать из одной точки в другую становится куда тяжелее, но возможно. Это не полный карантин, а существенное снижение связности. Люди внутри городов не ходят в общественные места и стараются самоизолироваться, но делают это не идеально, а в меру своего понимания.
Социальная изоляция вместе с ограничением перемещений работает, как уже было сказано огромное число раз. Она позволяет снизить пик и растянуть заболевание на более длительный срок, тем самым не перегружая медицинскую систему. Видно, что удаленные от центральной части РФ регионы в этом случае страдают меньше. Также, учитывая высокую централизацию транспортных потоков, жители крупных городов несут большую ответственность и подвергаются большей опасности. Поэтому кажутся правильными совсем недавние меры, принятые в Москве.