Ещё сравнительно недавно смотреть передачи о путешествиях можно было только на национальных телеканалах. Вспоминаем, какие шоу были популярны до того, как у нас появились ютьюб и спутниковое телевидение
Настоящий телевизионный динозавр — программа выходила в эфир аж 43 года. За это время она сменила нескольких ведущих и три похожих названия: «Клуб кинопутешествий», «Клуб кинопутешественников» и «Клуб путешественников».
Передача в своё время была практически культовой. Но в 2020 году смотреть её достаточно сложно — разве что из исследовательского интереса, или если вам уже за пятьдесят и вы хотите немного поностальгировать. Основная причина популярности «Клуба» была проста: всё телевещание находилось под государственным контролем, и альтернативных передач на эту тему просто не существовало.
Изначально основу программы оставлял не особо динамичный документальный фильм с закадровой речью диктора, которую щедро насытили канцеляризмами и штампами. Периодически фильм прерывался комментариями ведущего, сидевшего в студии. Всё это скорее походило на не очень интересный урок географии, чем на тревел-шоу. Да и история программы началась с «офлайнового» «Клуба кинопутешествий», который появился в Москве в 1958 году. На его заседаниях показывали документальные фильмы из экспедиций. Эти мероприятия имели такой успех, что два года спустя на Центральном телевидении появились программы, выстроенные в формате таких встреч. Вдобавок телепрограмма была идеологизирована, и в ней очень много внимания уделялось СССР и странам Восточного блока.
Со временем «Клуб путешественников» эволюционировал. В конце 80-х годов ведущий начал ездить в экспедиции и появляться в кадре на месте съёмок. А сама программа стала вдвое короче: тридцать минут вместо часа.
Кроме безальтернативности, у успеха «Клуба путешественников» были и другие причины. В программе часто появлялись интересные гости: географы, исследователи, археологи, полярники, журналисты, мореходы. Можно было увидеть не только советских путешественников, но и знаменитостей мирового уровня: например, Жака-Ива Кусто и Тура Хейердала.
Вторая причина — это уровень материала и профессионализм ведущих. Автор программы Владимир Шнейдеров занимался кинодокументалистикой ещё в 20-х годах и сам много путешествовал. После его смерти в 1973 году у «Клуба» меньше чем за год сменилось трое ведущих: профессиональных журналистов и биологов. На одной из передач в качестве гостя оказался Юрий Сенкевич — медик, к тому времени побывавший в советской антарктической экспедиции и пересёкший Атлантику на папирусной лодке в команде Тура Хейердала. Сенкевич приглянулся редакторам программы, и те пригласили его попробоваться в роли ведущего. С тех пор он станет бессменным лицом программы и проработает на этой должности до самой своей смерти в 2003 году.
Другая передача — ветеран советского и российского телевидения, которая по сроку жизни уже обогнала «Клуб путешественников». Её создателем и первым ведущим был Александр Згуриди, который, как и Шнейдеров, работал режиссёром-документалистом и к моменту появления программы успел снять почти два десятка фильмов, посвящённых дикой природе. Знаменитая мелодия в заставке — тоже его находка. Згуриди покинул программу в 1975 году, а ему на смену пришёл журналист-путешественник Василий Песков, который пробыл на проекте до 90-х. Спустя два года к Пескову присоединился биогеограф Николай Дроздов — человек, без которого представить эту передачу сейчас невозможно.
По формату «В мире животных» в чём-то повторяла «Клуб путешественников», но изначально была короче: всего полчаса. Дроздов и Песков не только комментировали чужие документальные видео, сидя в студии, но и сами отправлялись в экспедиции для съёмок нового фильма. В гости к ведущим часто приходили известные учёные: биологи, орнитологи, зоологи. А ещё — обычные люди со своими экзотическими питомцами: змеями, ящерицами, пауками, крокодилами. В передаче принимали участие живьём даже крупные хищники: тигры, львы, ягуары и пантеры.
Летом 2019 года Николай Дроздов заявил, что окончательно покидает программу. Спустя шесть месяцев проект приостановили на неопределённый срок.
После распада Союза СМИ остались без государственного контроля. Начали появляться коммерческие частные телестудии со своими собственными тревел-проектами. Одновременно менялась и подача: развлекательный контент брал верх над научно-популярным.
Авторская передача Дмитрия Крылова «Непутёвые заметки» появилась в начале 1991 года. Всё началось с четырёхсерийного фильма «Непутёвые заметки, или Из Лондона с любовью». Этот выпуск отличался от советских программ непривычным в то время стилем изложения. Дружеская и непосредственная манера речи очень сильно контрастировала с официально-вежливыми текстами советского телевидения. Крылов, в отличие от Сенкевича или Дроздова, никак не был связан с туризмом или путешествиями, но зато работал ведущим на других программах и легко вошёл в новое амплуа. В этом и был цимес передачи: вместо поучительных рассказов всезнающих специалистов телезритель слушает рассказы совершенно обычного человека, который отправился в турпоездку и несколько субъективно и наивно комментирует главные достопримечательности. Продолжительность программы тоже была абсолютно удобоваримой — всего 15 минут. В отличие от «Клуба путешественников», Крылов полностью сам комментирует все видео, однако при этом никогда не появляется в кадре на месте съёмки.
У «Непутёвых заметок» была не только развлекательная и информационная, но и рекламная функция — с распадом Союза жителям одной шестой части суши стало гораздо легче путешествовать за рубеж. Тем, кому такие поездки были по карману, Крылов объяснял престижность туризма, помогал выбрать направление и советовал турагентство, а остальным — просто дарил буржуазное спокойствие заграницы на фоне атмосферы отечественных 90-х.
Но у «рекламности» передачи были и отрицательные стороны. Взять хотя бы бесконечно мелькающие товары спонсоров и рекламодателей. А ещё непрерывная и навязчивая демонстрация фешенебельных отелей, дорогих ресторанов и круизных лайнеров — в одной из многочисленных пародий передачу Крылова назвали «Нефиговые поездки». Такой избыток роскоши не только создаёт искажённое представление о самой стране, но и заставляет зрителя считать, что поездки за рубеж — это баснословно дорогое развлечение.
Далеко и опасно
Современные тревел-блогеры о странах, куда вы вряд ли поедете, но точно захотите посмотреть
К началу проекта у Михаила Кожухова уже был опыт в международной журналистике. Несколько лет он провёл на войне в Афганистане и в Южной Америке, работал пресс-секретарём премьер-министра Владимира Путина. В своей программе Кожухов активно участвует в происходящем на экране. Если Крылов просто бродит по чужим городам, глазея вокруг, то Кожухов сам творит сюжет, значительная часть которого крутится вокруг него самого. По сценарию, ведущий всегда пробует себя в какой-то местной профессии и показывает изнанку жизни, но, как правило, без излишней чернухи. Кожухов работает на страусиной ферме, бальзамирует мёртвых скорпионов, ловит рыбу в Ниле, стирает бельё в индийском госпитале для бедных и обязательно ест самые отвратительные блюда местной кухни: насекомых, червей, собак. «Я тот самый “мужик с усами, который ездит по миру и ест тараканов”, — резюмирует он свой образ на собственном сайте.
Если «Непутёвые заметки» похожи на глянцевую рекламную брошюрку, то «В поисках приключений», наоборот, может отбить у особо впечатлительных людей всякую охоту ехать в страны, где местные жители живут в хижинах и питаются жуками.
Проект старейшего страноведческого журнала, который выпускается с 1861 года. Первые два с половиной года программа выходила в виде телевизионного журнала: это была нарезка видеосюжетов длиной 8–10 минут, которые комментировал закадровый голос. После этого формат изменился, и в кадре начали появляться ведущие — по одному на каждый сюжет. Их состав был разнообразный: от опытного журналиста Дмитрия Захарова до КВНщика Сангаджи Тарбаева.
По формату «Вокруг света» была ближе к передаче Кожухова: в ней было мало туристической специфики и куда больше погружения ведущих в реальную жизнь страны. Да и сам Михаил Кожухов поработал здесь ведущим после закрытия своего проекта.
Ещё один телепроект того самого журнала с Сергеем Шнуровым в роли ведущего. Шнуров тогда не владел ресторанами и не ходил на заседания парламентского комитета по культуре, а был известен больше как исполнитель матерных песен о дне рождения и летних поездках на дачу. Популярность и имидж Шнурова создатели и решили положить в основу своего шоу. «Это альтернативное путешествие. Разоблачение мифов и грёз, созданных туристическими агентствами, глянцевыми журналами и кассовыми фильмами. Это другая реальность — реальность, которую видит Сергей Шнуров», — описывает программу официальный сайт журнала.
В «Шнуре вокруг света» мало эстетически красивых кадров, страноведческой информации и практических советов для путешествий. Зато очень много самого ведущего и его максимально субъективных и зачастую невежественных оценок — и этим шоу больше остальных похоже на многочисленные современные тревел-влоги.
Шнур довольно свободно и смело выражает своё мнение. У Кожухова даже малые аборигенные народы никогда не выглядят отсталыми дикарями, а в жителе индийских лачуг он старается рассмотреть личность, вместо того чтобы показывать его люмпеном. У Шнура же в таких эпизодах достаточно много стереотипных и часто неполиткорректных шуток. Но смешных.
Ещё одна передача о путешествиях с упором на фауну. Ведущий Павел Любимцев посещал зоопарки, питомники и заповедники разных стран, а попутно рассказывал и о главных достопримечательностях региона, в котором оказывалась съёмочная группа. При этом каких-то строгих рамок не было: соотношение «человеческого» и «животного» контента менялось от выпуска к выпуску. Получался своего рода путеводитель по зоопаркам. Любимцев постоянно появляется в кадре и активно взаимодействует с животными: посещает вольеры с животными и кормит их. При этом за исключением нескольких национальных парков в программе практически нет дикой природы. Никто не бегает за зверями по джунглям и болотам, предпочитая снимать красивые кадры в комфортных условиях.
У Любимцева нет зоологического образования. Он закончил театральное училище и отлично вжился в роль натуралиста, появляясь в кадре то в панаме и рубашке в стиле сафари, то в пальто и шляпе а-ля Жак Паганель. Хотя сам он позже признавался, что тяжело переносил путешествия. Любимцев покинул проект в 2007 году. После него программу вела актриса Марина Голуб, которую сменил журналист-натуралист Александр Хабургаев.
Андрей Макаревич не только поет песни и готовит еду, но и очень давно занимается дайвингом и подводной съёмкой. «Подводный мир» — это даже не тревел-шоу, а документальный сериал. Шесть эпизодов о шести местах нашей планеты, где Макаревич с друзьями погружался с аквалангом. Много подводных съёмок и личных впечатлений без излишних океанологических деталей. Смотрится легко даже людьми, далёкими от подводной фауны.