Тревел-влоги нашего детства

Тревел-влоги нашего детства

Ретроспектива телепередач, с которых начинались наши путешествия по миру

Ещё сравнительно недавно смотреть передачи о путешествиях можно было только на национальных телеканалах. Вспоминаем, какие шоу были популярны до того, как у нас появились ютьюб и спутниковое телевидение

Павло Морковкин

путешественник, журналист

Клуб путешественников

(1960–2003)

Настоящий телевизионный динозавр — программа выходила в эфир аж 43 года. За это время она сменила нескольких ведущих и три похожих названия: «Клуб кинопутешествий», «Клуб кинопутешественников» и «Клуб путешественников».

Передача в своё время была практически культовой. Но в 2020 году смотреть её достаточно сложно — разве что из исследовательского интереса, или если вам уже за пятьдесят и вы хотите немного поностальгировать. Основная причина популярности «Клуба» была проста: всё телевещание находилось под государственным контролем, и альтернативных передач на эту тему просто не существовало.

Изначально основу программы оставлял не особо динамичный документальный фильм с закадровой речью диктора, которую щедро насытили канцеляризмами и штампами. Периодически фильм прерывался комментариями ведущего, сидевшего в студии. Всё это скорее походило на не очень интересный урок географии, чем на тревел-шоу. Да и история программы началась с «офлайнового» «Клуба кинопутешествий», который появился в Москве в 1958 году. На его заседаниях показывали документальные фильмы из экспедиций. Эти мероприятия имели такой успех, что два года спустя на Центральном телевидении появились программы, выстроенные в формате таких встреч. Вдобавок телепрограмма была идеологизирована, и в ней очень много внимания уделялось СССР и странам Восточного блока.

Со временем «Клуб путешественников» эволюционировал. В конце 80-х годов ведущий начал ездить в экспедиции и появляться в кадре на месте съёмок. А сама программа стала вдвое короче: тридцать минут вместо часа.

Кроме безальтернативности, у успеха «Клуба путешественников» были и другие причины. В программе часто появлялись интересные гости: географы, исследователи, археологи, полярники, журналисты, мореходы. Можно было увидеть не только советских путешественников, но и знаменитостей мирового уровня: например, Жака-Ива Кусто и Тура Хейердала.

Вторая причина — это уровень материала и профессионализм ведущих. Автор программы Владимир Шнейдеров занимался кинодокументалистикой ещё в 20-х годах и сам много путешествовал. После его смерти в 1973 году у «Клуба» меньше чем за год сменилось трое ведущих: профессиональных журналистов и биологов. На одной из передач в качестве гостя оказался Юрий Сенкевич — медик, к тому времени побывавший в советской антарктической экспедиции и пересёкший Атлантику на папирусной лодке в команде Тура Хейердала. Сенкевич приглянулся редакторам программы, и те пригласили его попробоваться в роли ведущего. С тех пор он станет бессменным лицом программы и проработает на этой должности до самой своей смерти в 2003 году.

В мире животных

(1968 — настоящее время)

Другая передача — ветеран советского и российского телевидения, которая по сроку жизни уже обогнала «Клуб путешественников». Её создателем и первым ведущим был Александр Згуриди, который, как и Шнейдеров, работал режиссёром-документалистом и к моменту появления программы успел снять почти два десятка фильмов, посвящённых дикой природе. Знаменитая мелодия в заставке — тоже его находка. Згуриди покинул программу в 1975 году, а ему на смену пришёл журналист-путешественник Василий Песков, который пробыл на проекте до 90-х. Спустя два года к Пескову присоединился биогеограф Николай Дроздов — человек, без которого представить эту передачу сейчас невозможно.

По формату «В мире животных» в чём-то повторяла «Клуб путешественников», но изначально была короче: всего полчаса. Дроздов и Песков не только комментировали чужие документальные видео, сидя в студии, но и сами отправлялись в экспедиции для съёмок нового фильма. В гости к ведущим часто приходили известные учёные: биологи, орнитологи, зоологи. А ещё — обычные люди со своими экзотическими питомцами: змеями, ящерицами, пауками, крокодилами. В передаче принимали участие живьём даже крупные хищники: тигры, львы, ягуары и пантеры.

Летом 2019 года Николай Дроздов заявил, что окончательно покидает программу. Спустя шесть месяцев проект приостановили на неопределённый срок.

Непутёвые заметки

(1991 — настоящее время)

После распада Союза СМИ остались без государственного контроля. Начали появляться коммерческие частные телестудии со своими собственными тревел-проектами. Одновременно менялась и подача: развлекательный контент брал верх над научно-популярным.

Авторская передача Дмитрия Крылова «Непутёвые заметки» появилась в начале 1991 года. Всё началось с четырёхсерийного фильма «Непутёвые заметки, или Из Лондона с любовью». Этот выпуск отличался от советских программ непривычным в то время стилем изложения. Дружеская и непосредственная манера речи очень сильно контрастировала с официально-вежливыми текстами советского телевидения. Крылов, в отличие от Сенкевича или Дроздова, никак не был связан с туризмом или путешествиями, но зато работал ведущим на других программах и легко вошёл в новое амплуа. В этом и был цимес передачи: вместо поучительных рассказов всезнающих специалистов телезритель слушает рассказы совершенно обычного человека, который отправился в турпоездку и несколько субъективно и наивно комментирует главные достопримечательности. Продолжительность программы тоже была абсолютно удобоваримой — всего 15 минут. В отличие от «Клуба путешественников», Крылов полностью сам комментирует все видео, однако при этом никогда не появляется в кадре на месте съёмки.

У «Непутёвых заметок» была не только развлекательная и информационная, но и рекламная функция — с распадом Союза жителям одной шестой части суши стало гораздо легче путешествовать за рубеж. Тем, кому такие поездки были по карману, Крылов объяснял престижность туризма, помогал выбрать направление и советовал турагентство, а остальным — просто дарил буржуазное спокойствие заграницы на фоне атмосферы отечественных 90-х.

Но у «рекламности» передачи были и отрицательные стороны. Взять хотя бы бесконечно мелькающие товары спонсоров и рекламодателей. А ещё непрерывная и навязчивая демонстрация фешенебельных отелей, дорогих ресторанов и круизных лайнеров — в одной из многочисленных пародий передачу Крылова назвали «Нефиговые поездки». Такой избыток роскоши не только создаёт искажённое представление о самой стране, но и заставляет зрителя считать, что поездки за рубеж — это баснословно дорогое развлечение.

Далеко и опасно
Современные тревел-блогеры о странах, куда вы вряд ли поедете, но точно захотите посмотреть

В поисках приключений

(2002–2006)

К началу проекта у Михаила Кожухова уже был опыт в международной журналистике. Несколько лет он провёл на войне в Афганистане и в Южной Америке, работал пресс-секретарём премьер-министра Владимира Путина. В своей программе Кожухов активно участвует в происходящем на экране. Если Крылов просто бродит по чужим городам, глазея вокруг, то Кожухов сам творит сюжет, значительная часть которого крутится вокруг него самого. По сценарию, ведущий всегда пробует себя в какой-то местной профессии и показывает изнанку жизни, но, как правило, без излишней чернухи. Кожухов работает на страусиной ферме, бальзамирует мёртвых скорпионов, ловит рыбу в Ниле, стирает бельё в индийском госпитале для бедных и обязательно ест самые отвратительные блюда местной кухни: насекомых, червей, собак. «Я тот самый «мужик с усами, который ездит по миру и ест тараканов», — резюмирует он свой образ на собственном сайте.

Если «Непутёвые заметки» похожи на глянцевую рекламную брошюрку, то «В поисках приключений», наоборот, может отбить у особо впечатлительных людей всякую охоту ехать в страны, где местные жители живут в хижинах и питаются жуками.

Вокруг света

(2000–2008)

Проект старейшего страноведческого журнала, который выпускается с 1861 года. Первые два с половиной года программа выходила в виде телевизионного журнала: это была нарезка видеосюжетов длиной 8–10 минут, которые комментировал закадровый голос. После этого формат изменился, и в кадре начали появляться ведущие — по одному на каждый сюжет. Их состав был разнообразный: от опытного журналиста Дмитрия Захарова до КВНщика Сангаджи Тарбаева.

По формату «Вокруг света» была ближе к передаче Кожухова: в ней было мало туристической специфики и куда больше погружения ведущих в реальную жизнь страны. Да и сам Михаил Кожухов поработал здесь ведущим после закрытия своего проекта.

Шнур вокруг света

(2006)

Ещё один телепроект того самого журнала с Сергеем Шнуровым в роли ведущего. Шнуров тогда не владел ресторанами и не ходил на заседания парламентского комитета по культуре, а был известен больше как исполнитель матерных песен о дне рождения и летних поездках на дачу. Популярность и имидж Шнурова создатели и решили положить в основу своего шоу. «Это альтернативное путешествие. Разоблачение мифов и грёз, созданных туристическими агентствами, глянцевыми журналами и кассовыми фильмами. Это другая реальность — реальность, которую видит Сергей Шнуров», — описывает программу официальный сайт журнала.

В «Шнуре вокруг света» мало эстетически красивых кадров, страноведческой информации и практических советов для путешествий. Зато очень много самого ведущего и его максимально субъективных и зачастую невежественных оценок — и этим шоу больше остальных похоже на многочисленные современные тревел-влоги. 

Шнур довольно свободно и смело выражает своё мнение. У Кожухова даже малые аборигенные народы никогда не выглядят отсталыми дикарями, а в жителе индийских лачуг он старается рассмотреть личность, вместо того чтобы показывать его люмпеном. У Шнура же в таких эпизодах достаточно много стереотипных и часто неполиткорректных шуток. Но смешных.

Путешествия натуралиста

(1999–2009)

Ещё одна передача о путешествиях с упором на фауну. Ведущий Павел Любимцев посещал зоопарки, питомники и заповедники разных стран, а попутно рассказывал и о главных достопримечательностях региона, в котором оказывалась съёмочная группа. При этом каких-то строгих рамок не было: соотношение «человеческого» и «животного» контента менялось от выпуска к выпуску. Получался своего рода путеводитель по зоопаркам. Любимцев постоянно появляется в кадре и активно взаимодействует с животными: посещает вольеры с животными и кормит их. При этом за исключением нескольких национальных парков в программе практически нет дикой природы. Никто не бегает за зверями по джунглям и болотам, предпочитая снимать красивые кадры в комфортных условиях.

У Любимцева нет зоологического образования. Он закончил театральное училище и отлично вжился в роль натуралиста, появляясь в кадре то в панаме и рубашке в стиле сафари, то в пальто и шляпе а-ля Жак Паганель. Хотя сам он позже признавался, что тяжело переносил путешествия. Любимцев покинул проект в 2007 году. После него программу вела актриса Марина Голуб, которую сменил журналист-натуралист Александр Хабургаев.

Подводный мир Андрея Макаревича

(2003–2006)

Андрей Макаревич не только поет песни и готовит еду, но и очень давно занимается дайвингом и подводной съёмкой. «Подводный мир» — это даже не тревел-шоу, а документальный сериал. Шесть эпизодов о шести местах нашей планеты, где Макаревич с друзьями погружался с аквалангом. Много подводных съёмок и личных впечатлений без излишних океанологических деталей. Смотрится легко даже людьми, далёкими от подводной фауны.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы