Тыва – земля шаманов, скрытая от посторонних глаз

Время здесь течёт медленно, а кони скачут быстро

Практически отрезанная от остальной страны республика Тыва хранит и передаёт через поколения свои древние традиции. Здесь шаманы ищут ответы на вопросы, как надо жить, как рожать и растить детей. Здесь местные радуются тому, что кризис помешал строительству железной дороги в соседний регион.

Фотограф Андрей Шапран был в Тыве в 2014 году, но уверен, что и сейчас, и через 10 лет жизнь на этой земле будет неспешно идти по старым порядкам.

Андрей Шапран

фотограф

Есть два удивительных национальных региона в Западной и Восточной Сибири, знакомство с которыми для меня оказалось в большей степени случайным и не запланированным: Тува (Тыва) и Бурятия.

Одна-единственная дорога в Тыву — автомобильная, очень живописная, ведёт через перевал. Из-за подобной изоляции принято считать, что тувинцам удалось сохранить свой уникальный мир, скрытый от посторонних глаз. Туристы в Тыве не самое распространённое явление, и республикой, вероятно, в большей степени интересуются люди, которые любят наблюдать глубинные процессы, а не действия, рассчитанные на приезжих: национальные неповторимые культуры, колорит, традиции.

В середине августа в республике отмечают национальный праздник животноводов Наадым, программа которого включает в себя скачки и конкурс на лучшее снаряжение коня, состязания в стрельбе из лука, конкурсы на лучшую юрту и национальный костюм и борьбу «хуреш». Спорт и борьба у тувинцев, как и у подавляющего большинства азиатских народов, — нечто большее, чем просто состязание. Это, прежде всего, дух воинов, дух кочевников, дух настоящих мужчин, соперников и честной борьбы. Борьба у азиатов — это культ.

На соревнования я попал случайно. Проезжали с товарищем на автомобиле и обратили внимание на состязания на открытом стадионе. Это всё происходило даже не в Кызыле, столице Тывы, а в городке, который, казалось, собрал на трибунах всех жителей.

Глубокое впечатление оставляет танец орла, который каждый борец исполняет перед публикой во время состязаний. Но танец орла в исполнении нескольких сотен борцов производит самое сильное впечатление: крепкие, нередко кряжистые мужчины, раскрывшие свои руки-крылья и глаза, устремлённые в небо… Это одновременно и полёт, и обращение к своим азиатским богам перед поединком, и слова благодарности после победы. Победитель, кстати, получает автомобиль.

Национальные костюмы дополняют этот колорит. Если не ошибаюсь, они нередко шьются на заказ, стоят дорого и выдерживают невероятные силовые нагрузки. Цвета и краски костюма, как и всё азиатское, также остаётся в памяти. Плюс раскалённое солнце: температура летом в этом регионе спокойно может перевалить за 30-35 градусов на солнце, а отсутствие ветра и тени делает подобные соревнования жёстким испытанием не только для души, но и для тела.

Говорят, что азиатов победить крайне сложно. Это крепко сложенные, мускулистые мужики, у которых центр тяжести смещён ближе к земле — и это одна из причин, по которой повалить на землю тувинского борца очень непросто. Прямые соперники тувинцев — соседи алтайцы и монголы — часто приезжают на соревнования в соседнюю республику.

Тыва — это земля кочевников и скотоводов. Такой была, такой и остаётся до наших дней. На момент съёмки в республике правительством активно поддерживалось движение среди животноводов по развитию и увеличению поголовья скота, движение тысячников — пастухов, которые сумели довести поголовье до одной тысячи. Чабаны-овцеводы получали от правительства подарок в виде кочевого дома — разборной юрты, — достаточно дорогое удовольствие.

Столица республики — Кызыл. Город впитал в себя всё местное национальное разнообразие: в архитектуре, традициях, колорите, произведениях народного искусства. В Кызыле находится и «головной офис» тувинских шаманов, но эти кадры я сделал на фестивале «Зов 13 шаманов», организованном вдали от цивилизации, в месте «силы». Фестиваль собрал на одной территории и местных шаманов, и многочисленных зарубежных гостей.

В последние годы шаманство, выйдя из-под запрета советских властей, активно развивается в республике и привлекает массу почитателей и последователей. Шаманы в Тыве — это и современные лекари, и целители, и хранители древних ритуалов. Открытие любого национального празднества практически никогда не начнётся без утреннего камлания — горлового пения.

Николай Ооржак, известный тувинский шаман, автор идеи и главный организатор фестиваля «Зов 13 шаманов»:

«В шаманизме важны разнообразные звуки: животных, насекомых, шум ветра. Шаман звуками создаёт пространство, притягивает ими духи животных, растений, природы. Те, кто интересуется шаманизмом, так или иначе притягиваются к хоомею (один из стилей горлового пения – прим. ред). Я хочу соединить традиции шаманизма и хоомея, чтобы получились магические звуки. Это не просто пение. У хоомея мистический звук, который способен вводить человека в состояние сознания и раскрывать внутреннюю энергию человека».

Производят ли ритуальные камлания какое-либо впечатление на меня? Наверное, да. Но, не имея чётких представлений о глубинных процессах (мне кажется, для такого понимания надо родиться азиатом), отношусь к пению достаточно отстранённо.

Мне удалось побывать в лагере Русского географического общества на раскопках курганов на территории, где в 2011 был проложен маршрут строительства первой железной дороги в Тыве «Курагино – Кызыл». По замыслу правительства она должна была соединить республику с цивилизованным миром, и конечным итогом стал бы вывоз угля из Тывы. К большому счастью для, вероятно, подавляющего большинства населения — противников дороги — из-за финансового кризиса был построен только один километр пути.

Тыва — место, где время, как мне показалось, течёт достаточно медленно, традиции живут и передаются как раз благодаря такому неспешному ходу времени, закрытости региона, азиатскому менталитету (смешанные браки здесь относительная редкость, и тувинцы не растворяются в иных этносах). Приехав через 10 или 20 лет, вы, скорее всего, застанете всё те же многотысячные отары овец, на стадионах как и прежде будут бороться сотни борцов в своих национальных красочных костюмах, а тувинские шаманы будут встречать восход солнца камланием, и всё это не ради горстки или тысяч приезжих, а ради сохранения собственного мировоззрения и культуры, которая на протяжении столетий и поддерживала этот очень немногочисленный народ на окраине Российской империи. Надеюсь, я не ошибаюсь. И смысл в неизменности — как раз в том, чтобы и теперь, и через 20 лет местная культура привлекала приезжих инородцев.

Автор текста и фотографий Андрей Шапран

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы