В Сочи на машине: руководство для водителя

Траты в дороге, поездки в горы и особенности парковки на курорте

Сочи — одно из самых популярных направлений отдыха у россиян. По данным сервиса путешествий Туту, этой весной южный город стал самым востребованным авианаправлением. На долю перелётов по маршруту Москва — Сочи приходится 10,5% всех проданных на весну билетов. Тревел-журналист Кирилл Сидоров проделал путь из Москвы в Сочи на машине и поделился свежими впечатлениями от дороги и города, советами и лайфхаками для водителей. Если собираетесь на юг на автомобиле, обязательно прочтите.

Кирилл Сидоров

тревел-журналист

Почему на машине?

Решение отправиться в Сочи на машине не было спонтанным. На самолёте дешевле и быстрее (средняя стоимость билетов из Москвы и обратно с багажом на начало февраля составляла примерно 8000 ₽, а бензин только в одну сторону обошёлся в те же деньги), но я давно хотел осуществить марш-бросок в южном направлении. Меня грела мобильность и возможность уже на месте в любой момент сесть за руль и отправиться в горы, Абхазию или на самый отдалённый сочинский пляж. Кроме того, я вёз огромное количество вещей, необходимых для жизни на протяжении месяца с маленьким ребёнком (супруга и двухлетний сын вылетели через два дня после моего выезда из Москвы). Увидев весь этот скарб, гаишник, остановивший меня на въезде в Сочи для проверки документов, озадаченно поинтересовался: «Вы что, переезжаете к нам жить?», а на его лице читалось: «Сочи не резиновый».

Дорога

Путь в 1600 километров я проделал за два дня. Немного торопился, так как хотел обжить квартиру (как минимум переночевать), в которой предстояло провести отпуск, и встретить семью в аэропорту. Выехав на платную М4, не вспоминал про заторы и пробки до самого черноморского побережья.

Дорога в основном двухполосная, отличного качества, с отбойниками от встречной полосы практически на всём протяжении, с хорошо развитой инфраструктурой: заправками, кафе и мотелями. Дорога идёт в объезд крупных населённых пунктов — если захотите посмотреть города, мимо которых проезжаете, придётся делать крюк.

Фото: Shutterstock

Для экономии времени я заночевал в придорожном отеле за Воронежем: комната с двумя койками, кондиционером, телевизором и санузлом стоила 1500 ₽. Но я всё же не удержался, сделал крюк и заехал на рынок в Ростове-на-Дону прикупить местных специалитетов: вяленой рыбы, солений, кровяной колбасы, адыгейского сыра и копчёных груш.

По-хорошему, на дорогу надо закладывать две ночёвки: первую — в Воронеже (попробовать знаменитые стейки), вторую — в Ростове (отправиться в бар на мастер-класс по поеданию раков). При таком раскладе на третий день придётся последний отрезок пути — 150 километров от Джубги до Сочи вдоль береговой линии. Его лучше проходить засветло и на свежую голову (проблему представляет серпантин с фурами и заторами из-за постоянного ремонта).

Траты

~ 7500 ₽
бензин (переднеприводный кроссовер c двухлитровым двигателем)
1500 ₽
ночёвка в мотеле
1545 ₽
платная дорога
1500 ₽
еда, кофе, энергетики

Про инфраструктуру

Остаться без бензина, ночлега или еды на М4 сложно. Заправки в основном сетевые, с магазинами, кафе и заправщиками, неизменно протирающими фары, боковые окна и зеркала, пока вы расплачиваетесь за горючее. Один раз был у меня тревожный момент, когда стрелка бензобака прилипла к «нулю». Уже представлял, как буду жалостно голосовать на обочине, но расстояния между АЗС рассчитаны так, чтобы доехать до ближайшей даже на «сухом остатке».

Фото: страница федеральной сети трассовых комплексов «Транспарк» во ВКонтакте

На трассе есть сеть кафе быстрого питания «Помпончики» с пельменями, чебуреками и прочим фастфудом сносного качества, а также четыре сетевых отеля «Транспарк» — здоровая альтернатива придорожным мотелям. Сеть только развивается, поэтому пока два отеля по обе стороны трассы находятся в районе станицы Кущёвской, и ещё два (также в двух направлениях) — около населённого пункта Шахты. Кроме номеров (от 1800 ₽ за эконом), «Транспарк» предлагает целый комплекс услуг: столовую, прачечную, магазин и автосервис.

В самом Сочи есть некоторое количество ноунейм-заправок, но основная масса — это «Роснефть». Что касается стоимости бензина, то рассчитывать на чудо в виде демпинга — с учётом московских цен абсолютно на всё в городе — не приходится.

Как устроен Сочи?

Когда впервые въезжаешь в Сочи, впадаешь в ступор. Разобраться в хитросплетении развязок, тоннелей и районов на трезвую голову невозможно. Логику города, протянувшегося вдоль берега на сто с лишним километров, начинаешь понимать где-то через неделю.

В состав Сочи входит четыре района: Лазаревский, Центральный, Хостинский и Адлерский. Адлерский граничит с Абхазией и включает в себя горнолыжный кластер Красная поляна (примерно 55 километров от центра Адлера до курортов «Красная поляна», «Газпром» и «Роза Хутор»). Так что если собираетесь на склоны или в Абхазию за мандаринами, имеет смысл селиться в Адлере. Тут же расположены аэропорт, Олимпийский парк с его огромными свободными парковками (что для Сочи нонсенс) и лучшая набережная с променадом — Имеретинская.

Центральный район — самый маленький, это собственно сам исторический Сочи: старый город, Морпорт, концертный зал «Фестивальный», парк «Дендрарий» и прочие культурно-исторические объекты.

В Хостинском районе сосредоточены главные природные достопримечательности: гора Ахун, тисо-самшитовая роща и Воронцовские пещеры. Большая часть района относится к Сочинскому национальному парку.

Самый большой и протяжённый район — Лазаревский. Из примечательных мест — 33 водопада (природный «аттракцион» для туристов) и Дагомысская чайная фабрика с магазином.

Фото: Shutterstock

Благодаря авто все эти локации доступны в любое время в рамках графика работы — не нужно подстраиваться под экскурсии и расписание общественного транспорта. Но есть и обратная сторона: в плане парковки все четыре сочинских района — головная боль.

Что с парковками?

Всё плохо. В этом убеждаешься, пытаясь протиснуться сквозь узкие, хаотично заставленные машинами улочки и разыскивая место среди десятков других транспортных средств. В поисках парковки я пару раз опоздал на пешеходные экскурсии и пропустил свой рейс на прогулочном теплоходе. Страшно представить, что здесь происходит летом.

Виной всему горный рельеф и исторически сложившаяся неудачная планировка улиц: дома стоят друг на друге, закрывая подчас соседям вид на море. Во дворах многоквартирных домов распространена практика «отмежевания» мест с помощью цепочек и «лягушек». Парковаться приходится встык, перекрывая выезд соседу. Даже если кажется, что никому не мешаете, номер телефона под лобовым стеклом должен лежать всегда — через день вас будет будить очередной водитель газели, который не может осуществить манёвр во дворе. Всё это справедливо для любого района города, но Центрального — особенно.

Парковка перед Зимнем театром. Фото: Shutterstock

Вдоль главных улиц Сочи обустроены платные муниципальные парковки (50 ₽/час с 8:00 до 20:00, остальное время — бесплатно). Будьте внимательны — во многих местах соответствующие знаки обнаружить непросто, так что можно нарваться на штраф в 1000 ₽ за неуплату. Посмотреть карту парковок можно на сайте «Парковочное пространство Сочи».

На небольших островках городского пространства, непригодного для капитального строительства, обустроены частные парковки. Стоят они в среднем 100 ₽/час, однако часто также забиты под завязку.

Несмотря на штрафы, люди постоянно паркуются под запрещающими знаками, на инвалидных местах, газонах, островках безопасности и так далее. При этом в Центральном районе активно работают эвакуаторы (адреса всех сочинских штрафстоянок здесь).

3 лайфхака по парковке в Сочи от местного таксиста Александра Давыдова
  • Выезжая в город, закладывайте минут сорок на поиск места или на пешую прогулку в пару кварталов от центра, где можно припарковаться.
  • Первым делом в центре стоит проверить парковку перед Зимним театром. Она вместительная и бесплатная, однако встать на ней реально только утром, после 9:00 можно не соваться.
  • Но лучший совет, который я могу дать для сохранения нервов, — пользуйтесь общественным транспортом, например электричками, которые курсируют вдоль очень живописного побережья.

Что ещё нужно знать?

В межсезонье по всему Большому Сочи ведётся ремонт дорог. В этом сезоне работы сосредоточены на дороге, соединяющей Адлер и Сочи, время в пути из-за пробок увеличивается в три раза. Также дорожную ситуацию в Сочи в межсезонье усложняют снегопады. Снег — редкое явление для прибрежного города, так что местные круглый год ездят на летней резине. Если случаются обильные осадки, город встаёт.

Фото: Shutterstock

Про поездки в горы

Цены на жильё в горах в сезон высокие, так что автомобиль даёт ещё одно преимущество: зимой можно жить на побережье, а в горы наведываться по необходимости, летом — наоборот. Дорога идеальная, её построили к Олимпиаде.

от 700 рублей за 4 часа
парковки на всех курортах Красной Поляны
~ 1500 ₽/сутки
аренда горнолыжного комплекта
от 2500 ₽
скипасс на день

Сэкономить на оборудовании можно в частных прокатах. Большая их часть сосредоточена на демократичном курорте «Красная поляна» (бывший «Горки город»). Мне удалось взять лыжи на день за 600 рублей. Бонусом разрешили на весь день бесплатно оставить машину на их парковке.

Фото: Shutterstock

Про Абхазию

В Абхазии дёшево, вкусно, очень красиво и безлюдно. Гагра в зимне-весенний период — город-призрак, где обнаружить работающее кафе почти нереально.

Горное озеро Рица — возможно, главная природная достопримечательность Абхазии (въезд на территорию заповедника для граждан России — 350 ₽ за человека). Дорога к живописному озеру не менее примечательна: покрытые мхом сказочные деревья, редкие деревушки, где старухи выставляют на обочины вёдра с мандаринами за копейки, как яблоки в средней полосе.

Для прохождения границы нужен российский паспорт и документы на машину (страховку не спрашивают). Сама процедура занимает минут 40 (в будний день).

Камер на абхазских дорогах вы, скорее всего, не встретите, зато встретите гаишников. Например, недалеко от границы (в паре десятков километров) они обустроили ловушку: трасса здесь имеет маленький аппендикс — съезд к стационарному посту. Сотрудники перегораживают основную дорогу, пуская одинокие машины через аппендикс, лишённый какой-либо разметки. Преодолевать этот участок нужно крайне внимательно, так как, заехав на предполагаемую «сплошную», можно стать спонсором хорошего ужина товарища сержанта. А спорить и что-либо доказывать ему можно очень долго — бравые абхазские гаишники никуда не торопятся.

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям