Затмение с борта самолета: как это было

Затмение с борта самолета:
как это было

История погони за тенью Луны и скидка 25% на полеты по всему миру

В мире немало людей, которые сходят с ума по затмениям и готовы лететь на другую сторону планеты, чтобы их посмотреть. Их называют умбрафилы (любители теней) или эклипсгики (фанаты затмений). Вот только один из тысяч примеров — пенсионер, который ради затмения впервые покинул родину и отправился в Штаты.

Среди таких гиков есть совсем отчаянные — люди, которые гоняются за затмениями по воздуху. Почитайте историю таких полетов (кстати, мы знаем способ попасть в один из них).

Редактор Туту

Менделеев на воздушном шаре

7 августа 1887 года русский химик Дмитрий Менделеев поднялся на воздушном шаре выше облаков, чтобы посмотреть солнечное затмение. Дело было в подмосковном Клину, c ним должен был подняться пилот-аэронавт Александр Кованько и художник Василий Перов, но намокший от дождя шар не мог поднять даже двоих.

Фото: public domain

«Кругом аэростата была масса народу; послышались дружные крики, — вспоминал ученый. — Из них лишь один, признаюсь, мне памятен. Кто-то кричал Bis!».

Менделеев надеялся увидеть солнечную корону: по его идее, цвета короны могли пролить свет на загадку происхождения мира. Когда шар поднялся над облаками, Луна уже полностью закрывала Солнце.

«Кругом солнца я увидел светлый ореол или светлое кольцо чистого серебристого цвета, — писал он. — Ни красноватого, ни фиолетового, ни желтого оттенка я не видел».

Таким был первый зафиксированный в истории полет ради солнечного затмения. Новых знаний добыть не удалось.

Первая погоня за тенью в истории

В 1918 году журнал Scientific American написал короткую, но важную заметку:

«Недавнее солнечное затмение (8 июня 1918 года) может считаться первым астрономическим явлением, которое наблюдалось с борта самолета. Хотя полет в штате Оклахома не нес в себе серьезной научной цели, он продемонстрировал, что мы можем обращаться к летчикам за ценными сведениями о затмениях».

К сожалению, деталей почти не сохранилось.

Челюсти тьмы, которые пожирают Манхэттен

24 января 1925 года в северной части США впервые за почти 100 лет было видно полное солнечное затмение — его можно было наблюдть даже с лужайки Белого дома. Момент, когда мир днем погрузится во мрак, должны были застать миллионы человек, поэтому велась большая просветительская кампания о химии солнца и астрономии. В прессе появлялись заголовки вроде «лучшего зрелища вашей жизни», «феномена неземной красоты» и «челюстей тьмы, которые пожирают Манхэттен».

Фото: public domain

Чтобы снять затмение на видео, в воздух поднялся дирижабль — он позволял стабилизировать аппаратуру и поднимался выше, чем самолет.

73 минуты полного мрака

30 июня 1973 года ученые из разных университетов и обсерваторий Великобритании, Франции и США поставили рекорд — они смотрели затмение в течение 73 минут, догоняя его на сверхзвуковом конкорде. До сих пор никто не смог побить этот рекорд.

Конкорд готовили к безумному полету специально: например, поставили более эффективные двигатели, которые прекрасно показывали себя в воздухе, но на земле сжигали огромную массу топлива. Только выруливая на взлет, этот самолет сжег больше горючего, чем Боинг в полете Лондон — Амстердам. Чтобы не упустить ни минуты затмения, в крыше самолета даже были сделаны иллюминаторы.

Мавритания, которая стала одним из главных свидетелей затмения, в этот день закрыла свое воздушное пространство для коммерческих полетов — чтобы ничто не мешало научной миссии. Позже, в короткой документалке диктор поэтично назвал конкорд «Одиночкой в мавританском небе».

Пока самолет летел за тенью Луны через стратосферу, ученые ставили эксперименты и делали замеры. Это была напряженная работа, и «эмоциям не было места, они пришли позже».

«Я не знаю, возможна ли такая гонка сегодня. Сейчас все правительственные структуры более закрыты. Нам очень повезло, что люди тогда приняли нас всерьез» — заметил в интервью Пьер Лена, один из участников полета.

Фото: www.eclipse-chasers.com

Первые коммерческие погони

11 августа 1999 года в воздух поднялись три сверхзвуковых конкорда — один от Air France, два от British Airways. Конкорды тогда были единственными коммерческими самолетами, которые могли догнать тень Луны, и эти рейсы тоже были коммерческими. Каждый вмещал примерно сто пассажиров.

Самолеты Британских авиалиний вылетели из Лондона и где-то в середине Атлантического океана повернули обратно. Они преследовали тень Луны, которая перемещалась в три раза быстрее скорости звука, и пассажиры смогли наблюдать затмение в течение 6 минут — почти в три раза дольше, чем зрители на земле. Причем, затмение было видно только по правому борту самолета, и людям пришлось сменять друг друга у иллюминаторов по расписанию.

Среди пассажиров была 80-летняя Бабс Элвинс, и ей всё понравилось: «Я видела это, но с большим трудом — для этого пришлось лежать на спине у иллюминатора. Но всё получилось, и я счастлива».

35 затмений Книги рекордов

Сейчас коммерческие полеты за затмениями проходят регулярно. Последний был 2 июля 2019 года — 50 человек на борту Boeing 787-9 Dreamliner компании LATAM Chile наблюдали за полным затмением в течение 8 минут (по сравнению с 2,5 минутами на земле). Самолет стартовал с острова Пасхи и преследовал тень два с лишним часа, после чего вернулся на остров.

Одним из пассажиров был астроном Гленн Шнайдер из Университета Аризоны — он помог авиакомпании спланировать маршрут. В этом полете Гленн посмотрел свое 35 затмение и стал тем самым человеком, который увидел их больше, чем кто-либо другой — по версии Книги рекордов Гиннеса.

Фото: JEREMY TARR / fodors.com

Акция закончилась

Победитель конкурса
dizi***@***.ru