Жизнь — борьба: как тренируются кавказские борцы в горах Дагестана

Репортаж с летних учебно-тренировочных сборов в селе Хуштада

В современном мире всё большую популярность завоёвывает ММА (смешанные боевые искусства), и Россия не исключение. Традиционно боевые искусства в нашей стране ассоциируются с Северным Кавказом; постепенно кавказские бойцы стали завоевывать симпатии и на Западе. У меня возник вопрос: с чем это связано? Чтобы разобраться, я договорилась о съёмках в Дагестане через тренера одного из клубов Москвы и отправилась на летние учебно-тренировочные сборы в Цумадинский район — на родину Хабиба Нурмагомедова.

Тальяна Вяльцева

фотограф

Уже несколько лет в Дагестане существует подобная практика для спортсменов, когда школы и клубы единоборств в летние месяцы организовывают массовые сборы на территории турбаз с необходимым оборудованием. База отдыха «Горные вершины» в селе Хуштада, в которой я оказалась, прекрасно для этого подходит. 

Обширная территория на высоте 2000 метров над уровнем моря среди горных хребтов оснащена крытой спортивной площадкой с рингом для спарринга, рядом расположено футбольное поле, выше по склону оборудованы коттеджи на 4–6 человек, там же находятся тренажёры для силовой подготовки. Сюда съезжаются ученики и тренеры как спортивных школ и клубов Дагестана, так и Москвы. С этого года на сборы может попасть ребёнок с 8 лет (ранее было с 14), а средний возраст тренирующихся юношей и девушек — 16–24 года. Часто, чтобы восстановить форму или подготовиться к очередным соревнованиям, сюда приезжают и опытные спортсмены 25–35 лет.

Тренировки здесь обычно проводятся в июле-августе. Спортсмены тренируются трижды в день пять дней в неделю. 6:00 — подъём, 6:30 — пробежка, разминка, спарринг, 9:00 — завтрак, 10:00–12:00 — свободное время. В перерыве ребята чаще всего либо оккупируют вышку, где ловит wi-fi, либо помогают по хозяйственным нуждам (например, при мне подводили воду и канализацию к душевым, рядом с коттеджами). 12:00 — футбол, а если дождь, то силовая тренировка, 13:30 — обед, 14:30 — свободное время (обычно это послеобеденный сон), в 17:00 чередуется 2 вида тренировочной программы: бег на хребет высотой 200 метров, наверху — силовая тренировка с отягощением в виде камней, внизу — отработка ударов или пробежка вниз в село, борьба в спортзале местной школы, пробежка обратно в лагерь. 20:00 — ужин. 

После обеда и ужина спортсмены общаются, спорят, играют и просто дурачатся. В субботу проводятся первые две тренировки. Воскресенье — выходной. Часто бойцы растапливают баню, плавают в бассейне или ходят по горам, но многие просто отсыпаются. Обычно тренируются по 2 недели, на больший срок просто не хватает сил.

По гендерному признаку различий нет, заниматься могут как парни, так и девушки (хотя их в разы меньше). Женщина-боец уже не является экзотикой даже на сборах на Кавказе, это воспринимается спортсменами спокойно. Проживание на сборах раздельное, но тренируются девушки и юноши вместе. В горах ещё придерживаются фундаментальных взглядов на традиции и религию, поэтому и женщины и мужчины-спортсмены одеваются скромно: свободные шорты чуть выше колен, свободная майка.

Многие из бойцов — мусульмане, и во время тренировок они соблюдают намаз. Для этого у ворот лагеря оборудовано специальное помещение, куда поочерёдно ходят молиться мужчины и женщины. Каждую пятницу кавказцы в накрахмаленных рубашках и с гладко выбритыми лицами спускаются вниз к местной мечети.

Архаичные традиции наблюдаются и в отношении к местным женщинам. Так, принято, что женщина при застолье мужчин ухаживает за гостями, мужем, братом или отцом беспрекословно и без возражений. Неподчинение в этом случае — грех. Женщины также не могут сидеть за одним столом с мужчинами, громко смеяться и ходить с непокрытой головой. Но такое поведение принято по отношению к кавказским женщинам, на приезжих подобные правила не распространяются. Однако я не заметила, чтобы местные женщины чувствовали себя угнетёнными и несчастными в своём положении. Возможно, просто привыкли.

Цумадинский район — родина Хабиба Нурмагомедова, и здесь каждый мальчик хочет стать великим спортсменом, каждый мужчина в той или иной степени занимался боевыми искусствами, и любого жителя переполняет гордость, если его родственник добился определённых высот на этом поприще. Поэтому, если у мальчика проявляется борцовский талант, родственники готовы полностью поддерживать его как морально, так и финансово, пока он самостоятельно не встанет на коммерческие рельсы; а это может случиться в 20 лет, в 25, а может и никогда.

В Цумадинском районе есть спортивный лагерь, который основал отец Хабиба, поэтому и сам Хабиб туда иногда приезжает, что, конечно, событие для района. Для большинства спортсменов он воплощение мечты, к которой они стремятся. Ребята, которые встречали Хабиба, отмечают, что он скромный и серьёзный спортсмен. Вообще у бойцов не принято (по крайней мере у тех, кого я снимала) «звездиться». Вероятно, потому что каждый из них живёт в режиме, в котором есть очень короткие промежутки для отдыха. Если выбиваешься, восстанавливаться сложно.

Так чем же объяснить феномен успеха кавказских бойцов? Это и культурная преемственность, сформированная рассказами о сильных кавказских воинах, и всеобъемлющая поддержка родственников, и устойчивость характера, закалённого беспрерывными тренировками.

Автор фотографий и текста: Тальяна Вяльцева

Этот материал был вам полезен?
Рассказать друзьям

Ещё больше пользы